диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

СССР против Византии или Еще о лечении расколов

Находившийся на покое бывший предстоятель Православной Церкви в Америке (ПЦА) митрополит Феодосий (Лазор) скончался 19 октября на 87-м году жизни.

"Покойником" он стал почти 20 лет назад - из-за обвинений в финансовой нечистоплотности.

Но самое интересное - это начало его епископства. Оно вызвало гневный протест патриарха Алексия, излившийся в письме к Вселенскому патриарху Афинагору:

"...В субботу на Светлой седмице, 6 мая сего года, в Нью-Йорке, в кафедральном Покровском соборе Митрополичьего Округа, пребывающем, как это известно Вашему Святейшеству, в отделении от Матери-Церкви, то есть в расколе, имело место архиерейское посвящение архимандрита Феодосия Лазор. В совершении литургии и самом епископском посвящении, которое возглавил руководитель раскольнической группировки митрополит Ириней, приняли участие Преосвященный Сила, епископ Амфиполисский, викарий Экзарха Вашего Святейшества в Америке архиепископа Иакова, и Преосвященный Марк, епископ Левкийский, глава Албанского диоцеза, упоминающийся ныне в диптихах юрисдикции Вашего Святейшества.

Канонические прещения Высшей Церковной власти Русской Православной Церкви в отношении клира Митрополичьего Округа достаточно известны руководителям православных диоцезов в Америке. Эти прещения объясняются отступлением со стороны клира Митрополичьего Округа от общения с своим Патриархом, учинением раскола и расторжением единства Церкви, каковые преступления, согласно; решению отцов святого Константинопольского Двукратного Собора, влекут за собой низложения из сана (пр. 15, ср. Ап. 31; III Всел. 3; Карф. 10). Об этом же говорит Отец « Учитель Церкви Великий Иоанн Златоуст: «производить разделение в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси» (Толкование на послание к Ефесянам, гл. 65). Хорошо известно православным клирикам и предупреждение отцов св. Лаодикийского Собора: «Не подобает молиться с еретиком или отщепенцем» (33), повторивших 45-е правило Апостольское, которое говорит об отлучении епископа, пресвитера или диакона, молившегося с еретиком.

Таким образом, самоочевидна вина Преосвященных епископов, вступивших в тайнодейственное общение с раскольниками: антиканоничное по существу, оно является прямым вмешательством во внутренние дела нашей Святой Церкви, служит укреплению Митрополичьего Округа и еще более усложняет и отодвигает весьма желанное для нас восстановление молитвенно-канонических отношений его с Матерью — Русской Православной Церковью.

Вместе с тем нас особенно тревожит, что изложенное событие не является единичным. В последние годы известны многочисленные нарушения клириками Экзархата Вашего Святейшества в Америке канонических норм в сношениях с местными раскольничьими группировками, составлявшими в свое время части Русской Православной Церкви. Как ничто иное, подобные поступки нарушают мир церковный и угрожают единству Православия.

Мы надеемся, что участники вышеизложенного печального события, клирики юрисдикции Вашего Святейшества, понесут должное взыскание, и мы настоятельно просим Ваше Святейшество указать Высокопреосвященному архиепископу Иакову на необходимость с его стороны тщательно наблюдать за строгим соблюдением канонических норм духовенством Святой Константинопольской Церкви в Америке в их отношениях с другими православными юрисдикциями.

Примите, Ваше Святейшество, уверение в моей неизменной братской к Вам о Господе любви и всецелой преданности.
АЛЕКСИИ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Москва, 2 августа 1967 года"

ЖМП 1967 № 9 с.3.

Полагаю, что участие кпльских епископов в хиротониях американских "раскольников" ("Митрополии") убедило моспатриарха в том, что надежд на коленопреклонение мятежной митрополии пред нею уже нет, и надо признать ее автокефальный статус (1970).

Как и в современном украинском конфликте тут опять не вполне очевидно - кто увековечивает расколы, а кто их лечит.

***
Предыдущая серия:

«Послание патриарха Алексия и священного при нем Синода.
С 20-х годов нынешнего столетия, воспользовавшись временным прекращением сношений с Московской Патриархией вследствие сложившихся внешних тяжелых условий, часть Русской Православной Церкви в Америке отошла от канонического общения с Матерью-Церковью Российской, самочинно управлялась и подвергалась за это в 1934— 1935 гг. запрещению от Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия.
Непрерывная, начиная с того же времени, цепь расколов и разделений тяжко отразилась на жизни Православных русских приходов в Америке, вообще, и привела к тому, что в настоящее время нет порядка и единства, как в Патриарших приходских общинах, так и в приходах, находящихся вне ведения Московской Патриархии.
В последних это отсутствие единства выражается в том, что вслед за Митрополитом Феофилом епископы и часть священников стоят за полное отделение от Матери Русской Церкви и за образование автокефальной Церкви Американской, а другая часть священства и церковный народ в большей своей части желает подчинения Московскому Патриарху на правах автономии, что является для Патриархии вполне приемлемым, при соблюдении канонических требований, нарушать которые мы не можем.
С глубокой скорбью приходится признать современное положение Русской Церкви в Америке — хаотическим.
Ненормальность положения была, наконец, осознана большей частью духовенства и верующих, и Всеамериканский Церковный Собор, бывший в Кливлэнде в ноябре 1946 г., громадным большинством голосов постановил просить меня воссоединить Русскую Православную Церковь в Северной Америке и Канаде с Церковью-Матерью и пребывать духовным Главой ее при условии сохранения для нее полной автономии, существующей в настоящее время.
На посланное нам сообщение об этом постановлении мы ответили Митрополиту Феофилу, что приветствуем это решение Кливлэндского Собора, принципиально не возражаем против испрашиваемой автономии для нашей Православной Церкви в Америке и поручаем Митрополиту Ленинградскому Григорию в миролюбивом духе обсудить условия автономии с Митрополитом Феофилом.
Несмотря на неоднократные призывы Митрополита Григория к свиданию, Митрополит Феофил ни на один из них даже не ответил.
Мало того, и он сам и некоторые его епископы допустили непозволительные выступления с амвона и в печати в отношении Патриаршей Церкви и Ее представителей; предложенные Митрополитом Григорием условия канонической автономии отвергли, и на своем Соборе в ноябре сего года решительно высказались за продолжение самочинного управления в разрыве с Матерью-Церковью.
Наш долг открыть Православной Русской пастве в Америке все лицемерие ее духовных вождей, говорящих о «вожделенном времени полного и всестороннего общения с Матерью-Церковью Русской», «о признании Ея подвига на Русской земле» и даже поминающих имя Московского Патриарха за Богослужением, а на деле уклоняющихся от общения.
О каком своем стремлении к единению с Матерью-Церковью могут говорить эти иерархи, когда старший из них, Митрополит Феофил, вопреки всякому праву на такое действие, наложил проклятие на своего собрата Архиепископа Нью-Йоркского Макария, именно за то, что сей старец послушался голоса своей совести и воссоединился с Матерью-Церковью? Таким своим незаконным действием Митрополит Феофил, по слову Божию (Быт. 27,29; Псал. 108, 17), сам на себя навлек проклятие.
О каком стремлении к единению можно говорить, когда строго каноническое, поставленное Патриархом условие этого единения — совместное служение отколовшихся с верными Матери-Церкви иерархами до сих пор не было выполнено и когда единомысленные с Митрополитом Феофилом иерархи в своем, опубликованном 22 ноября, послании заявляют, что они «считают провозглашение полной независимости (автокефалии) нашей Русской Американской Церкви преждевременным», и, значит, ждут только «подобна времени» в будущем, чтобы самочинно провозгласить такую полную независимость, т. е. раскол?
Пусть же верные чада Православной Российской Церкви блюдут, како опасно ходят; пусть не допускают они, чтобы самочинники обманывали своим лицемерием и отрывали их от родной Церкви, ибо только в единении с Нею можно находить и мир душевный и спасение вечное. А это единение должно быть основано на строго канонических началах, нарушение которых есть грех пред Церковью.
Принимая во внимание все вышеизложенные данные, освещающие положение церковных дел в Америке, и усматривая, что главными виновниками разделения являются те, кто должны бы были по своему положению архипастырей и руководителей блюсти по Апостолу «единение духа в союзе мира», именно Митрополит Феофил и сущие с ним епископы; что пастыри, возглавляющие приходы, подчиненные Митрополиту Феофилу, в большинстве остаются в его ведении против своего личного желания, бессильные пред сложившимися обстоятельствами, и что, таким образом, вина их в разделении является гораздо меньшей, что православный народ является в сущности жертвой раздоров и разделений, царящих в церковной жизни Америки, — мы и Священный Синод в заседании своем от 12 декабря 1947 года
Постановили:
Митрополита Феофила и единомысленных с ним Епископов: Чикагского Архиепископа Леонтия, Аляскинского Иоанна, Бруклинского Иоанна и Епископа Никона — за упорное противление призывам Матери-Церкви к общению; за вовлечение своей паствы в раскол, вопреки желанию самой паствы, выразившемуся в постановлении Кливлэндского собора, а первого и за незаконно наложенное «проклятие» на Архиепископа Макария за воссоединение его с Московской Патриархией — подвергнуть Суду Собора Епископов, согласно с Правилами: 34-м Апост., 9-м Антиох. Соб., 15-м Двукратн. Соб.
Наложенное на Митрополита Феофила 5 января 1935 г. Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Сергием и условно снятое с него в январе 1947 г. Святейшим Патриархом Московским Алексием запрещение, оставить в силе, вследствие неисполнения им указанного Патриархом условия воссоединения чрез совместное служение его, Митрополита Феофила, с Преосвященным Экзархом, или с представителем Патриарха — Митрополитом Григорием. Это же запрещение простирается и на вышеупомянутых Епископов, идущих вслед за Митрополитом Феофилом по пути раскола.
2. Поручить Преосвященному Экзарху, Архиепископу Макарию, принимать духовных лиц, желающих воссоединения — через общение с ними в таинстве Евхаристии после исповеди их у духовника» .
ЖМП 1948, № 1

Помянутый среди прочих подсудимый еп. Леонтий после Феофила стал главой американской митрополии. В 1953 году патриарх Алексий честит эту группу как «вредоносный раскол» :

«Не была ли бы уже и ныне значительно разряжена церковная обстановка в Америке, если бы некоторые Поместные Церкви, в том числе и Святейший Константинопольский Престол стояли на строго канонических позициях и осудили известный Вашему Святейшеству вредоносный раскол, так называемую «Северо-Американскую митрополию», возглавляемую ныне Митрополитом Леонтием (Туркевичем), и американскую часть так называемой «Русской Православной Церкви заграницей», подчиняющейся «Архиерейскому Синоду», во главе с Митрополитом Анастасией (Грибановским)? Митрополит Леонтий и единомышленный ему епископат «Северо-Американской митрополии» решением Нашим и Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 1947 г. преданы суду Собора Епископов и запрещены в священнослужении. Таковому же наказанию подвергнут епископат и клир «Русской Православной Церкви заграницей» (Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 августа 1945 г.). Но поныне представители Константинопольского Престола в Америке состоят в молитвенном и каноническом общении с этими противозаконными сборищами клириков и мирян. Достаточно упомянуть об участии, по приглашению Экзарха Вашего. Святейшества в Америке, Высокопреосвященного Архиепископа Михаила, представителей русского церковного раскола на созванном в начале 1952 г. местном межправославном совещании, в связи с чем Наш Американский Экзархат вынужден был отклонить идентичное приглашение» (Письмо патриарха Алексия патриарху Афинагору от 7 марта 1953 // ЖМП 1953, № 3, с. 4).

Ну, а подробнее все это в моей книге "СССР против Византии".
Subscribe

  • Что бывает за пропуск показушной службы

    Из комментариев: "Все любят владыку Никона, вот уже два года,как мы миряне рады,что наконец то у нас в храмах все по уставу. Служба начинается во…

  • Понуждение к прекрасному

    Георгиевская епархия (Ставрополье). Оттуда также сообщают о повышении епархиального налога с приходов под предлогом того, что патриархия повысила…

  • О книгах одного популярного автора

    Тема: О приобретении в издательстве МП трудов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА_2018 Отцы! Доброго всем вечера! Данное письмо от…

  • Модный приговор

    РАСПОРЯЖЕНИЕ № 01 иерею Максиму Глинкину Настоящим Вам объявляется выговор за: — систематическое ношение подрясника без пояса; — игнорирование…

  • Барщина вернулась!

    РАСПОРЯЖЕНИЕ № 002 СВЯЩЕННИКУ ВАЛЕРИЮ ВЛАСОВУ Настоящим с 01 февраля по 28 февраля 2018 г. Вы командируетесь для священнического служения в…

  • Телеящик в рясе

    такое письмо от благочинного рассылают священникам Кемеровской митрополии: "Дорогие отцы. Просьба в проповедях призывать людей к спокойствию и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Что бывает за пропуск показушной службы

    Из комментариев: "Все любят владыку Никона, вот уже два года,как мы миряне рады,что наконец то у нас в храмах все по уставу. Служба начинается во…

  • Понуждение к прекрасному

    Георгиевская епархия (Ставрополье). Оттуда также сообщают о повышении епархиального налога с приходов под предлогом того, что патриархия повысила…

  • О книгах одного популярного автора

    Тема: О приобретении в издательстве МП трудов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА_2018 Отцы! Доброго всем вечера! Данное письмо от…

  • Модный приговор

    РАСПОРЯЖЕНИЕ № 01 иерею Максиму Глинкину Настоящим Вам объявляется выговор за: — систематическое ношение подрясника без пояса; — игнорирование…

  • Барщина вернулась!

    РАСПОРЯЖЕНИЕ № 002 СВЯЩЕННИКУ ВАЛЕРИЮ ВЛАСОВУ Настоящим с 01 февраля по 28 февраля 2018 г. Вы командируетесь для священнического служения в…

  • Телеящик в рясе

    такое письмо от благочинного рассылают священникам Кемеровской митрополии: "Дорогие отцы. Просьба в проповедях призывать людей к спокойствию и…