Двадцатое столетие в истории человечества — это век победы Великой социалистической революции в России и быстрых социально-революционных изменений мира, век решительной борьбы с силами империализма и эксплуатации. Двадцатый век отмечен исключительными достижениями науки, он является свидетелем начала освоения космоса и расщепления атома.
Развитие транспортных сообщений, создание и постоянное развитие средств телекоммуникаций коренным образом изменили представление о расстояниях, способствовали быстрому расширению общения между людьми и распространению информации. Все новое и революционное сегодня быстро доходит от края до края земли: в селение Экваториальной Африки, к борющимся крестьянам в Латинской Америке или к жителям островов Тихого океана. Старому, реакционному все теснее становится на нашей земле. Таков путь человеческого развития, остановить который не в состоянии никакая сила, ибо, как верим мы, христиане, промыслительная сила Христова, Сам Христос, Владыка мира и Глава Церкви, присутствует в мире сем и направляет все «ко благим последствиям».
В этом быстро изменяющемся мире,— мире большого подвига человека во имя счастья людей и лучшего будущего человечества, живет и действует, стремится внести свой вклад Церковь Христова. Действительно, многие и многие христиане избирают ясный путь соучастия в созидании нового мира, трудясь тем самым для блага всего человечества. Множество христиан России сделали это в октябре 1917 года, во время революционного свершения. Это же делают сегодня христиане Азии, Африки и Латинской Америки, борясь с насилием и агрессией за свое полное освобождение, за построение нового, более справедливого общества. В этом мировом процессе созидания новой эры бытия человека каждая Церковь и каждый христианин могут и должны избрать одно из двух: или оставаться простыми наблюдателями совершаемого в мире, что неизбежно приводит к соучастию в беззакониях, или принимать в этом творческом процессе всестороннее участие.
Противостояние прогрессивному изменению общества в науке, технике, экономике в социальном плане должно быть полностью исключено сегодня из жизни Церквей и христиан, поскольку в противном случае они окажутся на службе идеологии эксплуатации, насилия, контрреволюции. Это возвратило бы их к временам крестовых походов и участия в расправах над всем новым во имя фальшивого понимания «величия Божия», что, к сожалению, имело место в истории и симптомы чего, к сожалению, сохраняются кое-где поныне.
Факт победы Великой Октябрьской социалистической революции явился не только принципиальным экзаменом традиционному русскому Православию, прикованному в прошлом к колеснице царского самодержавия и не без «мук рождения» нашедшему свое место в новом обществе, но и явлением, потребовавшим от всех христиан, от всей христианской экумены переосмысления своего отношения к обществу. Как справедливо сказал проф.-прот. В. М. Боровой в своем докладе на Конференции «Церковь и общество» в Женеве (1966 г.), «наша Русская Православная Церковь в условиях полностью секуляризованного социалистического общества, явившегося плодом величайшей социальной революции в истории человечества, может быть не только обогащением всехристианского опыта, но она также дает вызов нашим западным христианским братьям. Это вызов всем христианам — обратить внимание на опыт нашей Церкви в их отношениях к социальным революциям нашего времени» (The Rt. Rev. J. Brook Mosley. Christians in the Technical and Social Revolutions : : Our Time. Ohio, 1966, pp. 35—36).
Теперь, когда мы вместе со всем нашим народом празднуем пятидесятилетие Великого Октября, когда мы являемся не только свидетелями большой борьбы за освобождение народов от порабощения и эксплуатации, но и участниками больших побед, достигнутых благодаря социальным революционным изменениям, нам, как и многим христианам во всем мире, стало ясно, что христиане призваны к служению любви не только в старом обществе, но и к всесторонней поддержке революционных изменений, что соответствует вечно живому слову и духу Евангелия.
Жизнь в революции и революционном изменении побудила Церкви и христиан не только сказать ответственное слово, но и занять ясное место: или участника этих изменений, или простого наблюдателя, или поборника «статус-кво». Христиане Советского Союза, а также христиане социалистических стран сказали свое ясное «да» социалистической революции, народно-демократическому строю, своим деятельным участием в созидании нового общества, оправданным справедливостью идей этого общества. И этот опыт помогает теперь христианскому миру искать и находить евангельскую основу и ясное богословское слово в пользу революции, в ее поддержку.
Опыт христианского отношения к революции и соучастие в ее победе, в достижении ее высоких гуманных целей растут и ширятся.
В Латинской Америке слишком долго христианство было связано с местной олигархией и иноземными эксплуататорами, было поставлено на службу господствующему классу.
Лучшие сыны Католической Церкви выступают ныне против защитников существующего положения, также в большинстве своем католиков. В Латинской Америке четкое очертание получает классовый характер борьбы за ликвидацию существующей несправедливости и за построение нового общества. К сожалению, официальная Церковь в этих странах и по сей день не освободилась от служения старому, консервативному. Местные католические лидеры склонны воспринимать не только борьбу за революционные изменения, но и самое слово «революция» как нечто сугубо коммунистическое, заслуживающее отлучения от Церкви. В этой связи можно понять, почему отдельные видные католические священники, стремящиеся с самопожертвованием бороться, снимают рясы, доказывая тем самым чистоту своего священства. «Я снял свою сутану для того, чтобы стать более истинным священником»,— постоянно говорил своим друзьям колумбийский католический священник-богослов, социолог и общественно-политический деятель Камило Торрез («Carta Latinoamericana», 1967, № 8. Reform or Revolution for Colombia).
Порой только такие действия способны побудить руководителей Церквей изменить свое отношение к революции и ее борцам. В этом убеждает жизнь и деятельность того же о. К. Торреза. Он в своей борьбе оставался католиком и священником и был в едином фронте с марксистами, за что получил осуждение своего церковного руководства, в частности кардинала Конча, который «приказал верующим никогда не употреблять слово «революция», разве только чтобы осудить его» («С. L.», № 8. Цит. ст.).
Глубина и искренность убеждений о. К. Торреза поражают каждого. «Я считаю,— писал он незадолго до своей трагической смерти, — что коммунистическая партия имеет подлинно революционные элементы. Поэтому я не могу быть антикоммунистом ни как колумбиец, ни как социолог, ни как христианин, ни как священник... Я готов бороться рядом с коммунистами за общие цели: против олигархии и господства США, за захват власти народом» («Проблемы мира и социализма», 1966,: № 1R стр. 94). К сожалению, только смерть К. Торреза изменила у кардинала отношение к его делу и подвигам и привела к тому, что слово «революция» перестало быть запретным в этой стране, получило право на существование в католической среде: «О. Торрез достиг цели и благодаря ему для католиков Колумбии слово «революция» стало приемлемым» («С. L.», № 8. Там же).
Пятьдесят лет спустя после Великой Октябрьской социалистической революции революционная борьба получила право на существование не только в секулярном мире, но с ее необходимостью все более широко считаются ныне христиане, христианские Церкви, объединения и организации. Наша действительность понуждает христиан богословски осмысливать как самое понятие революции, так и ее проявления в нашем мире сегодня, равно как и отношение христиан к вопросу реального участия в ней. Самое возникновение Христианской Мирной Конференции и вся ее деятельность предопределены победой революции и позитивным опытом бытия Церкви в социалистическом обществе. Это Движение служит революции, ослабляет силы контрреволюции и империализма. В этом понимании, которое можно извлечь из документов ХМК и Конференции «Церковь и общество», революция мыслится как радикальное изменение социальной структуры, как борьба против «статус-кво» — несправедливости, как сознание нового строя, который действительно служил бы «общему благу страны».
Социальная революция — это не только радикальное изменение общественных отношений, изменение структуры общества в социально-экономическом плане, но вместе и стимул к развитию мышления, нравственного и всестороннего развития отдельной личности и общества в целом, в том числе и членов Церкви Христовой. Пятидесятилетие жизни в социалистическом обществе показало христианам Советского Союза, что революция не только упразднила вопиющую несправедливость старого общества — бедность, эксплуатацию, безграмотность, но и успешно содействовала формации нового человека, мыслящего общественными категориями, выработавшего в себе более гуманные устремления и действия. В таком обществе и роль Церкви становится иной, более высокой, чем в обществе традиционно старом. У Церкви есть вечные задачи освящения и приведения человека ко Христу посредством проповеди Евангелия. Однако Церковь призвана также служить человечеству — «ближним и дальним» — в их устремлении к совершенству земного бытия, и в этом своем служении Церковь постоянно стоит перед изменяющимися формами своего действования, которые меняются вместе с изменением общества. Один характер диаконии был в древней Церкви, другой — в Средние века, иной — в капиталистическом обществе, иной — в социалистическом и в странах развивающихся.
Протоиерей Павел Соколовский ЖМП 1967 № 9.
***
Павел Семенович Соколовский родился 20 ноября 1929 года в простой крестьянской семье в деревне Шариеничи Драгичинского района Гродненской области.
19 февраля 1973 г. он погиб в авиакатастрофе, направляясь из Москвы в Прагу для участия в работе «Христианской мирной конференции».
(первая в истории катастрофа Ту-154; зарегистрировавшийся на рейс Муслим Магомаев в последний момент отказался от полёта
см. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0_%D0%A2%D1%83-154_%D0%B2_%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5).
Не успел окончить докторскую диссертацию «Пути развития богословского мышления в современной Африке».
***
Вот в таком официальном учении Церкви меня воспитывали. Конечно,все это было толкьо "на экспорт". Внутри страны призывы к революциям были на самом деле знаком лояльности советской власти, которая все еще считала себя "революционной", будучи при этом уже вполне консервативной.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →