диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Папа о геях; я о Папе

Папа Римский одобрил гражданские союзы однополых партнёров, и этот факт взорвал Интернет.

«Гомосексуалисты имеют право быть частью семьи. Они дети божьи и имеют право на семью. Никто не должен из-за этого быть изгнанным или несчастным», — эти слова папы Римского Франциска, сказанные в интервью для документального фильма, стали одной из топовых тем в медиа и Интернете. В интервью «Фонтанке» священник Андрей Кураев, проанализировав слова главы Ватикана, нашел общее в них с историей РПЦ.


- «Они дети божьи и имеют право на семью», - папа Римский одобрил союзы однополых партнёров. Это сенсация?
- Это уже ранее известная позиция папы Франциска. Думаю, что вполне справедливая. Его просьба к миру весьма проста – никакие люди не должны подвергаться дискриминации. Ни бедные, ни беженцы, ни сексменьшинства. И речь тут идёт о чисто светском правовом пространстве. Не о внутрицерковном.

Однако лично моя позиция немного в другом. Как говорят, геи – это люди, среди которых много талантливых и креативных персон. И поэтому мне очень странно, что они не могут придумать какие-то особые слова для обозначения своих особых отношений. Как мне не понятно, зачем коммунисты украли церковное слово «духовность», мне точно так же не понятно, почему гомосексуалисты крадут традиционное слово «семья». Назвали бы свои отношения термином «союз», «фратрия», или ещё что-нибудь такое…

- Франциск так и говорит: «Мы должны создать закон о гражданском союзе».
- Прекрасно. Это очень важный вопрос, есть ли в его тексте слово «семья» не в смысле «церковь» (тут он подчеркивает, что гомосексуалисты остаются в этой семье), а называет ли он семьей именно само сообщество геев. Если нет, тогда я рад отметить совпадение своего мнения с папским. Моя «толерантность» в этом вопросе имеет вполне ясные ограничения. Первое – оставить за другими людьми право считать гомосексуализм грехом и публично об этом говорить. Второе - не называть их отношения семьёй. В этом смысле мне нравятся путинские поправки в Конституцию, что семья – это союз мужчины и женщины. Добавлю, что высшей целью этого союза мужчины и женщины является продолжение жизни, рождение детей. И третье – запрет для такого рода пар на усыновление детей. Вообще многие передёргивают, полагая, что Франциск готов чуть ли не к венчанию таких пар. Это не так.

- И всё же. Есть ли здесь новелла? Известно, что Франциск к геям относился сравнительно терпимо и ранее…
- Говорят, что ещё будучи Аргентинским кардиналом, он высказывался в поддержку.

- Но кардинал - не папа.
- Это да. Но и здесь - высказывание в фильме. Это не «непогрешимое» высказывание «экс катедра».

- Тем не менее, многие возбудились. И дальше конструкции «папа Римский одобрил гей-браки» мысль не идёт. В этом смысле сенсации всё равно нет?
- Для меня нет. Он не одобрил гей-браки. Он скорее сказал, что не будет на них реагировать. И это важно для всех. По сути сказал, что светское, гражданское общество в его глазах имеет определённую степень автономии от мнения церкви. То есть Римский папа не готов считать себя всекомпетентным и юридически полномочным решать и оценивать все на свете вопросы. Как некогда Ватикан признал автономию науки от себя («реабилитация Галилея»), так теперь он отпускает в свободное и, конечно, рискованное плавание нецерковную жизнь людей - ваша жизнь, ваши риски. А подранков мы примем назад.

- Почему это важно? Какие последствия его слов для вас очевидны?
- Это важно для самопозиционирования самой католической церкви. А косвенным образом и православной. И у нас такой опыт уже был. Особенно в советские годы. Когда церковные иерархи понимали, что не стоит своему якобы всекомпетентному суду подвергать все подробности советской социальной жизни, всю ткань ее отношений и так далее. Для католической церкви в Европе сегодня это понимание - скорее некая новизна. Это явное умаление своих амбиций, представлений о своих правах.

- Слова Франциска о геях – пример полезного осовременивания католической церкви?
- Не знаю, можно ли это назвать осовремениванием, потому что, когда речь идёт о таком сложном организме как католическая церковь, это может оказаться возвращением к истокам. В конце концов, мы ведь в Евангелии не видим массы сюжетов. Мы не видим там отношения Христа к актуальным вопросам тех дней. Например, он вообще никак не высказывается о внутренней и внешней политике Римской империи. И, кстати, он ничего не сказал о вполне модном тогда гомосексуализме.

- Возможно, эти заявления - лишь поиск новых верующих в западном мире?
- Скорее, это попытка удержать более-менее имеющихся прихожан. Дать им посыл, что современное архипастырство более-менее адекватно, и видит проблемы современных людей, проблемы современного общества. То есть само по себе это специально никого нового не привлечёт в ряды верующих прихожан, но сделает уши некоторых людей более открытыми для последующего диалога.

- Что, кроме возможного профита в будущем, эти цитаты дают церкви сегодня? Очевидно, что далеко не все кардиналы согласны с высказываниями Франциска.
- Уже сейчас видно, что на католических форумах, в католических блогах пошла волна критики за эти слова. И это здорово, с точки зрения православной. Может быть, это и есть функция нынешнего папы? Расшатать веру своей паствы в величие Ватикана и его непогрешимость.

- Так и до обратного эффекта недалеко. Проклинать Франциска не начнут? Проводником дьявольской воли не станет?
- Не удивлюсь, если и до этого дойдёт. Мир разнообразен, а людей много. Тут вопрос в том, кого Бог больше послушает. Не думаю, что проклинающих. Почему Франциск говорит это именно сейчас, я вам не расскажу. Я живу в России. Я не догадываюсь о степени давления этой тематики на западного человека. В том числе священника. Но могу сказать, что, когда в России я беседую с «либеральной» или «оппозиционной» прессой, то меня удивляет, что они следуют советскому принципу торговли «наборами». Если помните, в советские времена дефицитные продукты появлялись к праздникам. Их распределяли по предприятиям по так называемым «продуктовым наборам». И там были вкусняшки, которые нельзя было просто так найти в магазинах. Скажем, какие-нибудь консервы с лососем, или сгущёнка, или растворимый кофе. Но при этом туда впендюрировались такие товары, которые не находили спроса в обычных сельхозмагах: килька в томате, ещё что-нибудь такое. И нельзя было сказать: это беру, а это – нет. Набор есть набор, бери всё. И люди брали, авось в хозяйстве пригодится. Кошке отдать.

Так вот, меня удивляет в беседах с журналистами либерального настроя, что в их понимании нельзя быть сторонником демократизации России, сторонником того, чтобы Россия была членом европейского сообщества в культурном смысле, и при этом не быть сторонником гомосексуальных браков и прочих вещей такого рода. Почему-то одно с другим обязано сочетаться. Я против этого. Я лично считаю гомосексуализм грехом, а называть гомосексуальные браки «семьёй» - недопустимым. Я против усыновления детей этими людьми. Неважно, в одиночном порядке, или в парном. Но при этом я против полицейского беспредела, против фальсификации выборов, против всесильной цензуры, и прочее и прочее.


- Тогда простой вопрос для православного, который живёт в России. Какую реакцию РПЦ вы ждёте на эти слова?
- Официальная реакция, естественно, будет очень мягкой. Просто потому, что сегодня патриарх Кирилл нуждается по крайней мере в демонстрации добрых отношений с Ватиканом. Но в то же время люди третьего уровня порадуют народ этой сахарной косточкой в виде реплик «ай-яй-яй, до чего же они дошли».

- Мягкая реакция патриарха – тишина? Или что-то вслух сказать всё же придётся про геев в чужой церкви?
- Скорее всего, тишина. А потом добрые поздравления к скорому Рождеству. Буквально в понедельник же был епископ Богородский Амвросий (викарий патриаршего экзарха Западной Европы РПЦ МП – прим.ред.) на экуменической молитве в Ватикане вместе с вселенским патриархом Варфоломеем и папой Римским. Ничего страшного. Делегат РПЦ отозван не был.


- Но представить себе аналогичную риторику от иерархов РПЦ точно уж невозможно?
- Возможно. Было похожее заявление ассамблеи православных епископов Германии. Были похожие заявления от американских православных. Всё зависит от того, где человек живёт.

- Я про иерархов на территории современной Российской Федерации и уточнял.
- В России - нет, конечно. Ещё нет.

- И движения в эту сторону мы не видим, с учётом схожести проблем с искушениями священников что в Ватикане, что у нас?
- Как только будет движение со стороны светской власти в этом направлении, епископы рано или поздно тоже это всё покрестят и подтянутся. Буквально на днях я не без удовольствия переопубликовал у себя в блоге статью из официального журнала Московской патриархии за 1967 год. Статья к 50-летию «Великого октября». Где настоятель храма Воскресения Словущего в Москве, некий сановный протоиерей, писал такие похвалы в адрес революции! И не только Октябрьской, а революции как таковой. И в Африке, и Латинской Америке. Он был сильно за то, чтобы христиане и церковь участвовали в мировых - и отнюдь не только мирных - революциях. Сегодня такие тексты уже невозможны. Но при этом не надо обманываться. Церковная риторика той поры была парадоксальна. Она хвалила революцию, но на самом деле это была форма лояльности имеющейся власти. Которая и через 50 и чрез 70 лет после революции, став уже более чем консервативной, всё равно любила себя называть «революционной». Так что революционный лексикон был формой сервилизма.

- Для рядовых католиков в современном российском обществе к каким последствиям может привести обсуждаемая нами новость? Ведь буйному прохожему у ступенек католического храма, коих в Петербурге восемь, сложно будет понять, что на самом деле имел в виду Франциск, когда говорил, что геи – «дети божьи».
- Если вы меня спрашиваете про риски, то практика наша показывает, что у нас люди могут вообще любые слова понять как угодно. Истолковать, как им захочется. Поэтому мысль изреченная - у нас это всегда риск.

- В Сети шутят, что после слов Франциска иерархи РПЦ могут с утроенной силой теперь настаивать, что «Москва – третий Рим». У нас такого безобразия быть не может. Смешно?
- Не смешно. И стоит напомнить, что вообще-то в первом Риме гомосексуализм был в порядке вещей. Легионеры приветствовали Цезаря во время его триумфа скандированием, что Цезарь – «муж всех жён и жена всех мужей». И тем, кто любит использовать в своих целях высказывание «Москва – третий Рим», это тоже стоило бы помнить. Ну, а вывод из всей истории уже давно сделала Фаина Раневская. «Поменьше пафоса, господа».

https://www.fontanka.ru/2020/10/22/69514031/


«Папа Франциск не против так называемого гражданского брака — государственной регистрации отношений между людьми одного пола, но это совершенно не означает, что они будут получать какую-то церковную легитимацию и будет венчание однополых пар», — объяснил Андрей Кураев.

При этом, по мнению Кураева, проблема заключается в том, что гомосексуалы претендуют на слово «семья». «Говорят, что они очень творческие и креативные люди. Тогда что же они не скреативят себе слово для обозначения отношений? Зачем им нужно наше слово „семья“? Назовите как угодно. Пусть даже юридически те же самые права у них будут, кроме, конечно, возможности усыновлять детей. Здесь я тоже буду возражать», — говорит Кураев.

По его мнению, «вполне очевидно», что воспитание ребенка в однополой семье кончится «растлением ребенка». «Эти люди, они уверяют, что гомосексуализм — это генетическая мутация, не передается таким путем (воспитанием — прим. Znak.com). Но это совершенно не доказано. Современная психология говорит о том, как важны для ребенка раннее детство, первые впечатления, когда ребенок подражает социальным ролям, которые исполняли его родители. Мы же часто говорим о трагедии ребенка, воспитанного в неполной семье, когда мальчик никогда не видел отца, не понимает, что значит быть отцом. Эти же аргументы действуют и тогда, когда семьи однополые. Кстати говоря, в России порядка 40% детей воспитываются в однополой семье… состоящей из мамы и бабушки», — говорит протодиакон.

«В советские времена была распространена такая форма торговли — заказы так называемые. Продуктовые наборы. И их особенность была в том, что ты не мог ничего выбирать. Тебе, скажем, нужна пачка гречки или шоколадные конфеты. Тебе туда их вложат, но заодно добавят что-нибудь такое, что ты не купил бы, например кильку в томатном соусе. Вот в современной нашей медийной сфере происходит нечто аналогичное. Я хочу увидеть Россию демократической страной, если я хочу увидеть Россию частью европейского мира, а не китайского. Но почему-то кроме нормальной демократии навязывают гей-браки и прочее. А если я этого не хочу, получается, я с Мизулиной что ли?»
https://www.znak.com/2020-10-22/andrey_kuraev_v_rossii_poryadka_40_detey_vospityvayutsya_v_odnopolyh_semyah

пересказ в МК
https://www.mk.ru/social/2020/10/22/kuraev-zayavil-chto-40-detey-v-rossii-vospityvayutsya-v-odnopolykh-semyakh.html

23 декабря. INTERFAX.RU - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подтвердил неизменность позиции Русской православной церкви в отношении гомосексуализма.

"Мы принимаем любой выбор человека, в том числе в сфере сексуальной ориентации. Это личное дело человека. Но признание этого факта ни в коем случае не меняет нашей позиции в отношении к самому явлению", - заявил патриарх Кирилл в среду на встрече с генсеком Совета Европы в храме Христа Спасителя в Москве.

Патриарх Кирилл напомнил, что "религиозные традиции всех народов свидетельствует, что гомосексуализм является грехом, как и потеря нравственной ориентации личности".

Однако, как отметил предстоятель, человек с гомосексуальными наклонностями "не должен наказываться, поэтому мы всегда выступали категорически против любых репрессий и дискриминации людей иной сексуальной ориентации".
https://www.interfax.ru/russia/116219

Поскольку, в соответствии с православным пониманием, таинство брака подразумевает союз между мужчиной и женщиной и выходит за рамки чисто социальной трактовки, бракосочетание гомосексуальных пар в нашей церкви невозможно. Вопросы в отношении людей с гомосексуальной ориентацией, остающиеся пока без ответа, должны решаться в рамках душепопечительства, такие люди должны тактично окормляться Церковью. Ибо все люди созданы по образу Божию, поэтому уважение, которое подобает образу Божию в человеке, следует оказывать всем людям. Это касается и наших приходов: они должны оказывать любовь и уважение всем людям

Члены православной епископской конференции в Германии во главе с ее председателем, епископом Германским Августином (Константинопольский Патриархат)".


тексты тут http://www.obkd.de/Texte/Brief%20OBKD%20an%20die%20Jugend-ru.pdf
http://www.obkd.de/Texte/Brief%20OBKD%20an%20die%20Jugend.pdf
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 193 comments