диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

И снова эта злая сказка про св. Николая

"святитель и чудотворец Николай, который вступил в спор с Арием, и спор этот зашел так далеко, что святитель ударил или, как сказано в житии, заушил Ария. То есть, не находя никакой возможности заставить еретика замолчать, Николай нанес ему удар". Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Чудотворца // http://www.patriarchia.ru/db/text/5737694.html

Эта сказка давно уже разобрана.

что касается «пощечины святителя Николая», так это выдумки. В слове, которое в 8 веке св. Андрей Критский посвятил св. Николаю , рассказывается о вразумлении пастырем мирликийским одного епископа, впавшего в «маркионитскую ересь» (т.е. не-признание Ветхого Завета исходящим от того же Благого Бога, что и Евангелие): «Некогда ты, встретившись с мужем блаженной памяти Феогнием (который был тогда маркионитским епископом), словами Писания обличал его в заблуждении до тех пор, пока не обратил от лжи к истине. Но поскольку в нем таилось раздражение, происшедшее от сего обличения, ты, заметив это, возвышенным голосом произнес к нему: Брат мой! Помиримся!». (Христианское чтение. Спб., 1834, ч. IV, сс. 229-242).

История о пощечине отсутствует в древних версиях Жития. Текст жития св. Николая, в 10 веке составленный Симеоном Метафрастом, не содержит этого сюжета, в чем русский читатель может убедиться по интернет-публикации: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=419 При научном отношении к истории житийных текстов, связанным с именем св. Николая, не обойтись без публикаций: Крутова М. Святитель Николай Мирликийский в русской иследовательской традиции // Богословский сборник. Вып. 3, М., 1999 и Крутова М. Святитель Николай Мирликийский в древнерусской письменности. М., 1997

Впервые она встречается лишь в XVI веке – сначала в латинском «Каталоге святых» Петра де Наталибуса, а затем в двадцатом слове (О жизни и деятельности преподобного отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца) Дамаскина, «иподиакона и студита, Фессалоникийского» (См. Бугаевский А. В., архим. Владимир (Зорин). Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец. Его жизнь, подвиги и чудотворения по древним греческим, латинским и славянским рукописям. М., 2001, с. 28).

«Рассказ Дамаскина наряду с древней основой сказания содержит и несомненные признаки повреждения. К их числу в первую очередь должно быть отнесено выражение «ударил по щеке». Если бы свт. Николай действительно позволил себе нанести Арию удар по щеке, то не могло бы быть и речи о его реабилитации, ибо 27 Апостольское правило, которое, несомненно, действовало еще ранее Никейского Собора, гласит: «Повелеваем, епископа, или пресвитера, или диакона, биющаго верных согрешающих или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священнаго чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил; напротив того, Сам быв ударяем, не наносил ударов...». Следует обратить внимание на категоричность выраженного здесь требования о наказании. Если, например, 55 Апостольское правило, определяющее извержение из сана в качестве наказания за словесное досаждение епископу, выражается с известной осторожностью: «да будет извержен», как бы допуская возможность снисхождения и предоставляя вынесение приговора на усмотрение церковного суда, то 27 правило требует извержения из сана безоговорочно: «повелеваем извергати», указывая в качестве причины такой строгости ясно выраженную (через личный пример Иисуса Христа) божественную волю о безусловной незлобивости пастырей и недопустимости с их стороны каких-либо насильственных действий» (Воронов Л., священник (Ленинград). Святитель Николай - ревнитель и защитник Православия // Журнал Московской Патриархии. М., 1961. №6. 65-75, №7. 66-74. (Републикация: Церковный вестник. Спб., 2000, № 11. http://www.mitropolia-spb.ru/vestnik/y2000/n11/13.shtml)..

Иподиакон Дамаскин просто слишком буквально принял выражения предшествующей традиции, говорящей о словесной полемике св. Николая с Арием (В канонах Октоиха, написанных в 9 веке св. Иосифом Песнопевцем говорится: «Губящаго древле Господни люди безумнаго Ария удавил еси жилами словес твоих...» (канон 3 гл., п. 7, тр. 1). «Уставил еси премудре, твоего святаго языка струями струи Ариевы хульныя.» (канон 5 гл., п. 8, тр. 2)).

И «по простому» словесную «брань» понял как драку.

Интересно, что на мелькитской иконе 17 века св. Николай вырывает глаза Арию (Публикация: Панченко К. А. Ближневосточное Православие под османским владычеством. 1516-1831. М., 2012).

Мелкиты - это униаты Ближнего Востока. Интересно, что у них миф о св. Николае у них трансформировался не в пощечину (как полагают многие современные православные), а в вырывание глаз оппоненту. Ну разумно: не видишь Божественности Христа - нечего тебе и вообще хоть что-то видеть...

Стоит также помнить, что мелкиты жили под мусульманским гнетом, а мусульман богословски отождествляли с арианами (на фреске 18 века с внешней стены скального монастыря Панагия Сумела (Sumela Monastery) в Турции избиваемый св. Николаем Арий изображен в турецкой чалме (Фотографии см. https://diak-kuraev.livejournal.com/520086.html). По человечески понятно: в ответ на реальные зверства "сарацин", хоть на иконе помечтать об ответном...
Церковь же зовет св. Николая «образ кротости», а не «образ лютости».

Но опять же интересно, что в сознание многих православных въелась именно эта боевая легенда о св. Николае. Не менее показательно забвение нескольких историй о милосердии св. Николая.

Например, о том, как св. Николай защитил женатого епископа:

"Житие Сергия. Глава первая. Юный возрастом, невысокий ростом, с улыбающимся лицом, красивой внешностью и с голубыми глазами, он происходил от благороднейших родителей. Будучи человеком мирским и имея супругу он, возглавив церковь в Равенне, а ее, эту Евфимию, свою супругу, рукоположил в дьяконессы. Поскольку в его времена истинной ревности Господней среди священников не было, и, духом не единые, были они расколоты, то после рукоположения в Риме отвергли его священники, отторгли от себя служители Церкви, ни одного не нашлось, кто отправился бы с ним к святому престолу. [...]
Глава вторая. И в это время римский папа Захария, покинув Рим, достиг пределов Франции, добиваясь защиты и помощи в изгнании из римских границ лангобардов, ибо король их Айстульф Италию тяжко угнетал. [...]
Глава третья. Муж сей, архиепископ Сергий, когда папа римский Павел совершал путь на Францию через Тоскану, не вышел к нему навстречу, так что негодующий и распалившийся великим гневом папа, еще не покинув долины, что зовется Калле Коллата, а на языке сельских жителей Галлиата, лишил его сана. Увидев царство лангобардов, миновав их мощные укрепления, он перешел Альпы, а затем направился в сторону Франции и все, чего хотел добиться от короля Пипина, получил. Возвратившись, он принялся терзать архиепископа Сергия. А тот полагался на поддержку короля, но обманутый им, был вероломно схвачен и доставлен в Рим своими согражданами. И епископы, собравшись по указанию папы, хотели лишить его священнической чести и низвергнуть из сана. Папа выдвинул против него такое обвинение: «Ты неофит и не принадлежишь к овчарне, не служишь в церкви Равенны согласно канонам, но ты завладел епископской кафедрой внезапно, как вор, отставив достойных священнослужителей от нее, и получив престол при мощной поддержке мирской власти». На это архиепископ Равенны отвечал: «Не сам по себе я был выбран, а по воле клира и всего народа. Впрочем, меня тогда спрашивали насчет канонов, обо мне ты знаешь все: что был я мирской человек, и у меня была жена, и как я поступил в церковное сословие, и когда пришли проводить обо мне дознание, уверились, что не было никаких препятствий. И зная обо мне все, почему же ты согласился рукоположить меня?»
Епископы высказывали различные мнения, и в сердце каждого поднялась великая буря. Но все единодушно говорили: «Как можем мы, ученики, судить учителя?» Слыша это и упорствуя в своем гневе, папа объявил, что завтра же своими руками с его шеи сорвет епитрахиль. Той же ночью Сергий, глава Равеннской Церкви, припал в слезах к алтарю блаженного Николая и предался стенаниям и жалобам. Распростершись, он так долго рыдал, что место, где он изливал свое горе, стало мокрым и слезы его превратились в ручьи. Волей Божьей в ту самую ночь папа Павел был внезапно похищен смертью; он скончался, а его близкие держали это втайне до утра. С зарею, еще до того, как солнце осветило землю сияющими лучами, пришел к Сергию Стефан, служитель Церкви Римской, брат вышеназванного папы. В ту самую темницу, где находился священнослужитель Сергий. Он сказал ему: «Что ты мне дашь, если я возвращу тебя с миром в твой дом со всеми почестями, положению твоему приличествующими?» Услышав эти слова, епископ, словно из петли вынутый и спасенный, сказал: «Я думаю дать тебе дары немалые, и именно, то, что ты слышишь, сделаю. Приезжай сам в Равенну, войди в резиденцию епископа и там в церкви осмотри внимательно все богатства — золото, серебро, сосуды, монеты; все будет тебе дано, и сколько хочешь оставить себе за благословение твое, оставь». Кроме этих речей они взаимными клятвами обменялись. В тот же самый день избран упомянутый брат усопшего папы на апостольский престол и тотчас же освободил всех заключенных и всем виновным прощение даровал. Затем он приказал привести Сергия, архиепископа Равеннского, оказывая ему почести и уважение, и увидев его, встал с кресла, на котором сидел, и его, простершегося на земле и прятавшего лицо, собственными руками поднял, и бросился ему на шею, целуя. Затем он велел поставить для него кресло рядом со своим, и они говорили между собой спокойно и ласково. Папа разрешил Сергию вернуться к своей кафедре, и он сделал это с великим воодушевлением и поспешностью. После трехлетнего отсутствия возвратился он в Равенну, там встретили его близкие и воцарились радость и покой. Архиепископ Сергий отправился в монастырь Присноблаженной Девы Марии, который называется Космедин (vocatur Cosmedim). Отслужив мессу, он распростерся перед алтарем блаженного Николая и долго молился и проливал слезы, следы коих видны по сей день".
Источник: Ангел из Равенны. Liber pontificalis (написано ок. 830 г., излагает события 754-757 годов) . Публ. в: Джерардо Чоффани. Латинские источники до 10 века о святом Николае // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. Составление и общая редакция А. В. Бугаевского. М., Скиния, 2011, cc. 121-122.

Или:
«В древних источниках обнаруживается замечательное деяние Свт.
Николая, исключенное из текста его жития в X веке, — деяние о подати. В IV
веке несправедливой податью Ликия была доведена до разорения и голода.
Присланный из столицы сборщик налогов, требуя все новых и новых денег,
постоянно унижал народ. Жители попросили своего архиепископа о
заступничестве. Святитель Николай отправился в Константинополь, и после
его разговора с императором подать была уменьшена в 100 раз. Это решение
было записано в скрепленную золотой печатью грамоту. Но архиепископ знал,
что под влиянием сановников Константин может отменить свой указ. Святитель
обратился к Богу за помощью, и чудесным образом императорская грамота в
тот же день оказалась в Мирах и была обнародована. На следующий день
император, поддавшись уговорам, попытался изменить указ. Когда Святитель
сказал, что документ уже зачитан в Мирах и, значит, вступил в силу, ему не
поверили: до Ликии от Константинополя было шесть дней пути. Чтобы
проверить слова Святителя, снарядили самый быстроходный корабль. Через две
недели посланники вернулись и подтвердили, что ликийский сборщик налогов
получил грамоту императора в тот день, когда она была подписана.
Христолюбивый Константин усмотрел во всем происшедшем волю Божию и
попросил прощения у Святителя, щедро одарив его. А через шесть столетий при Василии II создавалась императорская менология (то, что у нас называется Четьи Минеи). В те времена жития святых были основной литературой, которую читали православные люди. И «Деяние о подати» императорские агиографы не включили в жизнеописание Святителя Николая, чтобы влиятельные архиереи не смогли использовать этот невыгодный для царской казны пример для снижения налога в своих епархиях. А казна византийского императора в X веке, как и в IV, очень нуждалась в пополнении. И тысячу лет это деяние не попадает в житие, как и еще одно — о хлебовозах. В нем рассказывается о том, как Святитель Николай в очередной раз спас Миры от голода. Мимо Ликии на пяти кораблях везли из Египта хлеб в Константинополь. И Святитель уговорил капитана отгрузить часть хлеба в бедствующих Мирах. Поскольку хлебовоз был императорский, Константинополь счел это деяние неприемлемым" (Бугаевский А. В. Правда о Святителе Николае (Агиографическое расследование) http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/Raznoe_077.html
Subscribe

  • О даре прозорливости

    Бывшему главе Марийской республики Леониду Маркелову сегодня за взятку в 235 млн. руб. дали 13 лет колонии. Только легального, записанного на него…

  • О пользе злых блогеров для церковной экосистемы

    Когда в 1995 году четырнадцать волков были выпущены на волю в Йеллоустонском национальном парке, ученые и не подозревали, что это кардинально изменит…

  • Бог есть дворец

    Именно такое исповедание своей веры опубликовал телеканал Спас: "ЛОЖЬ КУРАЕВА ПРО “ДВОРЕЦ ПАТРИАРХА”. КАК БОГОБОРЦЫ ПЛОДЯТ КЛЕВЕТУ ПРО ЦЕРКОВЬ"…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 164 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • О даре прозорливости

    Бывшему главе Марийской республики Леониду Маркелову сегодня за взятку в 235 млн. руб. дали 13 лет колонии. Только легального, записанного на него…

  • О пользе злых блогеров для церковной экосистемы

    Когда в 1995 году четырнадцать волков были выпущены на волю в Йеллоустонском национальном парке, ученые и не подозревали, что это кардинально изменит…

  • Бог есть дворец

    Именно такое исповедание своей веры опубликовал телеканал Спас: "ЛОЖЬ КУРАЕВА ПРО “ДВОРЕЦ ПАТРИАРХА”. КАК БОГОБОРЦЫ ПЛОДЯТ КЛЕВЕТУ ПРО ЦЕРКОВЬ"…