диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Эфиры сегодня

18.24 - короткая беседа на Дожде в прямом эфире. 
http://tvrain.ru/news/protodiakon_kuraev_o_pussy_riot_zachem_tserkov_svoimi_rukami_sozdaet_novuyu_veru_zasulich-236499/#top


19.16 - эфир на Вести ФМ (97.6). Слушать можно здесь - http://www.moskva.fm/stations/FM_97.6


первая часть

Киселёв: Добрый вечер. Это "Горячая точка" на "Вестях ФМ". У нас в гостях протодиакон русской православной церкви, профессор Московской духовной академии Андрей Кураев. Здравствуйте, отец Андрей. Вы на этой неделе такой важный ньюс-мейкер.

 Кураев: Христос воскресе.

 Киселёв: Воистину воскресе. И Леонид Владимирович Поляков, профессор Высшей школы экономики. Здравствуйте, Леонид Владимирович.

 Поляков: Добрый вечер. И я тогда по известному советскому анекдоту в ответ на то, что отец Андрей сказал "Христос воскресе", я должен сказать: "Спасибо, мне уже доложили".

 Киселёв: А, уже доложили. Хорошо, сегодня воскресенье, большая акция, которую проводит русская православная церковь. Во всех кафедральных храмах проходят особые службы. И сама акция называется "молитвенное стояние". Там и крестный ход тоже в этом стоянии. Что сейчас происходит, отец Андрей, в это воскресенье? Что это такое? Такого никогда на нашей памяти и не было.

 Кураев: Молебен, действительно, очень необычный. Та молитва, которая была предложена, она не вспоминалась церковью уже почти сто лет. Эта молитва когда-то была написана патриархом Тихоном ещё в годы гражданской войны и такой мощной волны гонений на церковь. И вот удивительно, что сейчас она зазвучала вновь с небольшими поправками, но без особых актуализаций. Самое необычное, может быть, и важное в этой молитве – это то, что она начинается с покаяния самой церкви. То есть там есть традиционная библейско-пророческая формула о том, что мы понимаем, Господи, что это за грехи наши. Ты и храмы свои допустил до поношения. То есть, здесь нет показания пальцем на кого-то постороннего, а здесь акцент чисто нравственный, христианский. Это наша беда. Понимаете, мы называем Ветхий Завет Ветхим. Христиане так его называют - книги Танаха. Но, хотя он называется Ветхим, там есть очень важная новизна. И одна из новизн Ветхого Завета – это восприятие истории как пространства теофонии. То есть теперь люди Ветхого завета, древний Израиль, они ищут весть от Бога не в движении облаков или комет, не в таких природных чудесах и знамениях, не в затмениях, а в истории. В истории личной, семейной, национальной, всемирной. Если Бог один, единый Бог-творец, то получается, что Бог, создавший египетского фараона, и Бог, создавший Моисея, - это один и тот же Бог. И если у меня проблемы с фараоном, и он меня побеждает, то это потому, что мой Бог разрешил фараону победить мой народ. А значит это проблема моих отношений с моим Богом. И вот это главный нравственный и религиозный месседж древнеизраильских пророков. Его усвоили потом византийские и древнерусские хронисты, летописцы и также понимали трагедию типа татаро-монгольского нашествия, по грехам нашим это пришло. И также это осмыслял патриарх Тихон. И, возможно, что непосредственно референтом, кто писал этот текст, был отец Сергий Булгаков. Он был референтом в те годы у патриарха Тихона. И вот сейчас снова вспомянуты эти удивительные слова.

Поляков: Мне кажется, что здесь отец Андрей как бы ситуацию делает, что называется, обоюдоострой. Действительно, в традиции церковной, в традиции христианской понимание того, что всё, что не происходит, - всё от Бога. Даже такие злые беснования, которые мы видели в последние пару месяцев, – это тоже от Бога. Но вопрос, мне кажется, всё-таки в расстановке акцентов. Если начинать с того, что по грехам нашим – то тогда, мне кажется, теряется всё-таки ощущение этой скверны, остроты того, что, на самом деле, церковь в последнее время оказывается мишенью, объектом целенаправленной просто волны атакующей, грозящей её смести, уничтожить.

 Кураев: Дело в том, что молитва именно с этого и начинается.

 Поляков: Я понимаю. Но вот если всё-таки сказать, что по грехам нашим, то дальше да, мы начнём копаться в наших грехах, потому что никто не совершенен, все греховны, и забудется главное. Ведь главное, на мой взгляд, следующее. Если думать о смысле существования церкви в нашем светском государстве, на чём очень часто делается акцент. Мы – светское государство. В то же время существует церковь. Вот что это такое для меня как человека светского? - сообщает "Вести ФМ" на странице http://radiovesti.ru/articles/2012-04-22/fm/44049


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 193 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →