диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Читаем приговор. ч.7. Наш псогос

Завершаю разбор обвинения в "досаждении" еп. Савве


Суд не обратил внимание на то, чем именно открывается моя запись про валуйскую риторику. А открывалась она цитатой из статьи протоиерея Алексия Чаплина, руководителя миссионерского отдела Валуйской епархии, размещенной на официальном сайте этой епархии (и эта статья тоже удалена после моего внимания к ней).

Название статьи - «Увидеть в епископе Бога».
"Если мы не хотим быть противниками Бога, нам следует приклонить свои выи не перед богом-абстракцией, выдуманным нашим высокоумием, а перед Богом в лице конкретного архиерея, в руках которого власть вязать и решить нашу вечную участь" http://valeparh.ru/2019/12/25/uvidet-v-episkope-boga.html

Этот тезис в статье повторялся в разных вариациях.
И вот, спустя несколько дней после ее выхода на том же сайте появляется послание еп. Саввы. Естественно, он воспринимается мной в контексте епископо-поклоннической статьи прот. А. Чаплина. Раз вот в этом конкретном валуйском епископе предписано видеть Бога, то и в Рождество в местном же храме Бог уподобляется именно епископу Савве.

Такое утверждение мне представляется кощунственным и оскорбляющим мои религиозные чувства.

Чувства - это реальность весьма субъективная. Проверке со стороны они не подлежат. Единственный в мире эксперт в области моих чувств - это я сам. Если я самым спокойным тоном говорю, что мои чувства возбудились - никто не в состоянии замерить, насколько серьезно они возбудились и сколь обоснованно они это сделали. Это означает, что суд становится заложником истца и понуждается автоматически вставать на защиту эксгибитора своих чувств. Поскольку ни ваш суд, равно как и никакая иная внешняя по отношению ко мне инстанция не может вместо меня определить – были ли оскорблены мои чувства или нет, то придется суду исходить из факта моей декларации о них: да, были.

И соответственно, учесть, что обсуждаемый пост я писал в состоянии аффекта, с желанием вступиться за чистоту православного исповедания, с чем и были связаны резкие слова о напыщенном дураке и придурке.

Прошу понять и простить.

Также прошу учесть влияние на меня древней святоотеческой литературы и ее стандартов полемики. Искусство «псогоса» разрешало переходить на личности. Весьма уважаемый жанр античной литературы назывался псогос – «хула» (от  - ругаю). См. о нем, например : Чекалова А. А. Прокопий Кесарийский: личность и творчество // Прокопий Кесарийский. Война в Персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993, с. 447.

В ход разрешалось пускать самые обидные сравнения и эпитеты, вполне нормальным считалось переходить от критики взглядов к критике самого оппонента - вплоть до критики особенностей его фигуры: "Как же быть правой мысли у тех, у кого и ноги кривы?" (св. Василий Великий Письмо 111 (115). К Симпликии, еретичке).

"А с противоположной стороны какие-нибудь жабы, моськи, мухи издыхающие жужжат православным..." (преп. Викентий Лиринский. Напоминания, 2). «Выкидыши безумия, я говорю о ничтожных человечешках, недостойных и поздороваться с ними» (Житие Никиты Мидикийского, 38). «Словом ли надлежит назвать сказанное [еретиком Евномием] или скорее куском какой-то мокроты, выплевываемой при силившейся водянке?» (св. Григорий Нисский. Против Евномия 2,7).
Можно вспомнить откровенные издевательства над сектами у св. Иринея Лионского (Против ересей 1,13,3).

Согласно Житию, св. Климент Римский своих языческих оппонентов называл «безумными псами». В римской же базилике св. Климента у его могилы есть фреска 11 века. Ее сюжет: проповедью Климента увлеклась Феодора, жена Сисиния, друга императора Траяна. Сисиний хотел наказать проповедника и стал мешать совершению им Литургии. В ответ же он слышит от святого: «Fili dele pute traite!» (то есть «б**ны сыны»).

Искусство античного псогоса процветало и на Святой Руси:
"В лето... родился сей Никон от убогих родителей... его же Никитою нарекоша... Возраста, отыде во обитель Макария Желтоводского. Некогда же поиде с ними во ину обитель и случися им обнощевати у некоего татарина волвха суща… На погибель христианскаго народа коварный сей лжемонах, иже прежде поставляй помазан бяше татарскою волшебною блевотиною" (Повесть о рождении воспитании и о житии и о кончине Никона, бывшаго патриарха // Соловецкий архив. Собрание документов эпохи. Спб., Quadrivium, 2015, сс. 353-356).

Так что уж если я резок и полемичен – то это как раз связано с моим погружением в мир Отцов и церковной литературы. В молодости в аспирантуре Академии Наук я не был таким…

Суд считает, что «высказывания протод.А.Кураева в адрес епископа Валуйского Саввы могут рассматриваться как оскорбительные и клеветнические».

Могут, конечно.
Любые слова могут кем-то рассматриваться как угодно.

Но из этой формулировки неясно – суд сам их считает клеветническими?

Если сам он так не считает – то это его суждение должно быть исключено из текста Решения, ибо суд не может оперировать гипотезами, предположениями и вообще субъективными впечатлениями и предположениями.

Если же суд сам так утверждает – то налицо обвинение меня в совершении преступления, караемого статьей 128.1 УК РФ. Но такое высказывание суда в мой адрес само может рассматриваться как оскорбительное и клеветническое и стать поводом для моего обращения в светский суд.

Упомянутая статья УК РФ определяет: «Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений».

Какие именно «заведомо ложные сведения» о еп. Савве я распространил?
Цитату из его послания я привел совершенно точно.
Моя богословская интерпретация этих его слов как богословски недопустимых – это интерпретация, а не клевета. Мои резкие оценочные суждения были вполне искренни.

То есть тут не было ситуации, предполагающей «я-то знаю, что на самом деле еп. Савва человек богословски безупречный и образованный и всё верно сказал, но вот я все равно стану распространять о нём заведомо ложные сведения».

Не стоит упускать из виду и то, что еп. Савва и ранее попадал в поле моего зрения – когда его секретарь прославился вымогательством взятки у священника.
https://diak-kuraev.livejournal.com/2011138.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/2015136.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/2014301.html

А приближенный к епископу Савве и буквально боготворящий его протоиерей Алексей Чаплин опубликовал подлинный гимн рабству:
«Главная проблема современного Православия и, собственно говоря, России (потому что России нет без Православия) – это то, что мы разучились быть рабами. Мы должны взращивать в себе раба. Путь к рабству Божьему лежит через рабствование человеку: детей – родителям, жены – мужу, христианина – священноначалию, гражданина – государству со всеми чиновниками и силовиками, включая Президента». https://diak-kuraev.livejournal.com/1378710.html

Кстати, в этой статье прот. Чаплин оспаривает мои слова (хоть и не называет прямо моего имени): «И здесь не могут помочь модернистские горделивые утверждения: «раб Божий – значит ничей раб». Потому что в христианской Традиции раб Божий – значит раб Царя, раб Государства (от слова Государь), раб судьи, раб своего начальника, раб чиновника, раб полицейского».

И в той статье тоже уже звучал мотив епископ=Бог:
«Ведь архиерей хозяин прихода, а не священник и прихожане. Бог преподает нам свое благословение через архиереев. Священнодействия действительны благодаря правящему епископу, а не личному благочестию священника. Это мы питаемся от милостей Владыки, а не Владыка от наших налогов. Мы обязаны отдавать ему все, и с благодарностью довольствоваться тем, что он нам даст от своей милости. В этой поспешности встретить образ Самого Бога в лице архиерея, и проявляется наше богоугождение. Кто же восполнит нам наши убытки? Кто напитал вдовицу, принявшую пророка Илию, Тот и нам через благословение архиерея подаст все необходимое… Рабское сознание дает возможность нам правильно относиться к дорогим иномаркам священноначалия. Для христианина должно быть унизительным, что у архиерея машина хуже, чем у светских правителей. Лучше ходить самому пешком, чем видеть Предстоятеля Церкви ездящим на трамвае (как, например, ныне почивший Патриарх Сербский Павел). О горе Сербии! О унижение для всего Православия, когда князь Церкви страны, именующей себя православной, пользуется общественным транспортом».

Так что у меня не могло быть позитивного отношения к руководству этой епархии, и я не «клеветал», а давал свою искреннюю эмоциональную оценку.
Причем делал я это, полагая, что вступаюсь за интересы церкви, о чем говорит заголовок моей публикации – «Только этой статьи на хватало атеистам!».

***
Анализ пунктов обвинения см.

https://diak-kuraev.livejournal.com/3196374.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3200083.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3202070.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3204054.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3204954.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3205547.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3208025.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3209380.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3210535.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3210916.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3211159.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3211366.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3212484.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3212585.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3213093.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3214516.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3214733.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3215700.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3216021.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3216379.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3216515.html


И еще прекрасное от Чаплина-2:

"А на каком основании Вы считаете, что нельзя освящать оборудования для скотобойни и топор палача? Тогда и охотничье оружие нельзя освящать, а к топору палача можно применить слова апостола Павла: "ибо он (начальник) не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим. 13:4)". Церковь освящает те вещи, которые служат благословленным Ею делам и не освящает вещи служащие делам греховным. А воинское служение является благословленным, т.е. не греховным делом. И в конце хотелось бы заметить, что смерть несет грех, а не оружие".
https://bogoslov.ru/article/6023973
Tags: Автобио
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • И снова - в суд

    Ну вот, одна подвижка уже есть: телефон и компьютер разрешены. Со временем, быть может, и адвокат будет разрешен. Есть надежда на то, что к началу…

  • О православных палачах

    Митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон вручил награды Ярославской епархии сотрудникам УФСИН…

  • Познер десятого века

    Познер на самом деле проиграл на своем собственном поле. Он не первый десяток лет высказывается на эту тему, но не замечает, что именно по тем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 152 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • И снова - в суд

    Ну вот, одна подвижка уже есть: телефон и компьютер разрешены. Со временем, быть может, и адвокат будет разрешен. Есть надежда на то, что к началу…

  • О православных палачах

    Митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон вручил награды Ярославской епархии сотрудникам УФСИН…

  • Познер десятого века

    Познер на самом деле проиграл на своем собственном поле. Он не первый десяток лет высказывается на эту тему, но не замечает, что именно по тем…