диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Читаем приговор. ч.14. История нашей автокефалии-2

Еще та часть приговора, в которой суд утверждает, что я возвожу "хулу на Церковь":

«9 декабря 2018 г. Кураев опубликовал материал, в котором заявил о том, что в 15 веке, отделившаяся из-за унии от отпавшего от Православия Константинопольского патриархата Русская Православная Церковь впала в раскол. Свой материал он прямо озаглавил: «Московский автокефальный раскол: туда и обратно» (https://diak-kuraev.liveiournal.com/2259994.html).

Моя позиция вкратце: Константинопольский патриарший престол можно считать вакантным с 1440 по 1453 годы (в Москве тоже не было патриархов с 1924 по 1944). Но потом патриархом стал св. Геннадий Схоларий и вполне можно было восстановить нормальные канонические отношения Киевской митрополии и Константинопольской патриархии.

В своей книге я показал, что именно в те 13 лет, что патриархия была в унии, московские официальные лица (великий князь и митрополит) именно патриархию в этом не обвиняли (ругая лишь своего митрополита Исидора), свою автокефалию не провозглашали, и тем паче не мотивировали ее унией.

В 1454 году митр. Иона пишет уже православному святому цареградскому патриарху Геннадию Схоларию (и авторство и адресат проблемны, но в московской церковно-исторической литературе считается именно так):
«Благословения от твоей великой святыни мы требовать хочем, равно и ото всех, кто ни будет патриархом на патриаршестве, соблюдая Церковь Христову и держа истинное православие. И когда что у нас найдется, то за Христову любовь посылать к вам хочем. Ныне, господине, сын мой великий князь послал к твоей великой святыне своего посла, человека честного и близкого к нему, Ивана Владимировича, по твоему к нам приказу и писанию; и что, господине, у нас нашлось, то от веры, за духовную великую любовь мы послали к тебе с тем же великокняжеским послом. И ты за те наши малые поминки на нас не помолви, ибо и наша земля по грехам от поганства и междоусобных браней весьма истощала и истомилась»
(Акты исторические т. 1 № 263 (136) с. 495; Абеленцева, № 36. Дата уточнена в: митр. Макарий (Булгаков). История русской Церкви. кн.4. ч.1. М., 1996, с. 22).

Эта московская грамота работает против целых трех тезисов сегодняшней школьно-семинарской версии зарождения московской авокефалии:

- тут нет декларации о разрыве с еретической патриархией;
- тут нет провозглашения митрополитом Ионой автокефалии как принципа устроения русской церкви отныне и вовеки;
- патриарх Царьградский считает себя по прежнему вправе приказывать митрополиту, живущему в Москве, а митрополит эту власть патриарха признает и пишет, что, отправляя посла, действует «по твоему к нам приказу и посланию», то есть не самостоятельно.

Московская автокефалия была оформлена позже, то есть в те годы, когда в Константинополе уже вновь были православные патриархи. И в итоге 100 лет «митрополиты всея Руси» были в расколе.

То, что это именно раскол, следует из грамоты св. патриарха Дионисия (ученика св. Марка Ефесского, то есть главного противника латинян на Флорентийском соборе, рукоположенного во епископы святым патриархом Геннадием II Схоларием).

В 1467 г. св. Дионисий пишет на Русь:
«А што зделали на Москве, аж бы того перестати делати, как же указует и приказует святая головнея великая церков соборная, бо то ест против правил и против закону божиего; елико именовали на Москве от Ионы и до сих часов митрополитов, тых всих великая зборная наша святая церков не имает, а ни дръжит, а ни именует за митрополитов. Супротивление делающии святои церкви и в неи погоршение и разделение то бо есть великая шкода души».
(Публикация: Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской народной республики / Составитель Я. Н. Щапов. М., 1976. ч. 2. с. 146. О признании этого документа современной церковной российской наукой см. Комментарии в издании: митр. Макарий. История Русской Церкви. Кн. 5. М., 1996, сс. 425-426).

подробнее об этом в моей книге "Византия против СССР" сс. 402-588.

Знал бы я, чтобы на суде будет разбираться именно этот сюжет, с удовольствием пришел бы подискутировать с прот. Цыпиным…

Тезис о том, что Русская церковь была инициатором раскола и в 15 веке и в 21 – это часть моей апологетики: на земле нет идеально канонической церкви и искать ее не стоит. Но Бог нас терпит всю нашу несвятую историю - может, потерпит и наше поколение, а потому не стоит впадать в алармистские настроения…


***
Анализ пунктов обвинения см.

https://diak-kuraev.livejournal.com/3196374.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3200083.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3202070.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3204054.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3204954.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3205547.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3208025.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3209380.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3210535.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3210916.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3211159.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3211366.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3212484.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3212585.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3213093.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3214516.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3214733.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3215700.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3216021.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3216379.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3216515.html
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О пользе злых блогеров для церковной экосистемы

    Когда в 1995 году четырнадцать волков были выпущены на волю в Йеллоустонском национальном парке, ученые и не подозревали, что это кардинально изменит…

  • Бог есть дворец

    Именно такое исповедание своей веры опубликовал телеканал Спас: "ЛОЖЬ КУРАЕВА ПРО “ДВОРЕЦ ПАТРИАРХА”. КАК БОГОБОРЦЫ ПЛОДЯТ КЛЕВЕТУ ПРО ЦЕРКОВЬ"…

  • От Ватикана до Казакии

    обсуждают тему церковной педофилии. И вспоминают меня. 24 февраля у католиков в Восточном Папском Университете была конференция по теме Abusi nella…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Recent Posts from This Journal

  • О пользе злых блогеров для церковной экосистемы

    Когда в 1995 году четырнадцать волков были выпущены на волю в Йеллоустонском национальном парке, ученые и не подозревали, что это кардинально изменит…

  • Бог есть дворец

    Именно такое исповедание своей веры опубликовал телеканал Спас: "ЛОЖЬ КУРАЕВА ПРО “ДВОРЕЦ ПАТРИАРХА”. КАК БОГОБОРЦЫ ПЛОДЯТ КЛЕВЕТУ ПРО ЦЕРКОВЬ"…

  • От Ватикана до Казакии

    обсуждают тему церковной педофилии. И вспоминают меня. 24 февраля у католиков в Восточном Папском Университете была конференция по теме Abusi nella…