«Кроме того, при рассмотрении публикаций и высказываний протод.А.Кураева в его «живом журнале» и в средствах массовой информации были выявлены следующие цитаты, носящие характер церковного правонарушения».
Первые две позиции объединены под заголовком «Хула на Церковь».
При этом Решение не дает определения этого термина. В светском праве такой квалификации нет. Церковные каноны тоже ее не предлагают.
Зонара в толковании 45-е правило св. Василия Великого говорит, что «если кто называется христианином, но преступает заповеди Божии, оскорбляет Христа». Никодим (Милаш) более общо говорит, что «средневековые греческие комментаторы говорят, что этим правилом осуждаются те, которые не живут согласно с божественными заповедями». Это означает, что слова ὕβρις (ένυβρίζη τόν Χριστόν в правиле Василия Великого) или βλασφημία могут пониматься крайне широко и относится просто ко всем христианам. В частности, 88-е правило Василия Великого хулой считает пребывание женщин в доме священника: «удали ее из дома своего, и определи в монастырь, да будет она с девами: а ты имей служителей мужескаго пола, да не хулится вами имя Божие». 4-е правило 4 Вселенского собора говорит, что имя Бога хулится тем, кто принимает в монастырь раба без согласия его господина.
Даже в проекте «Положения о канонических прещениях и дисциплинарных наказаниях священнослужителей», обсуждавшемся на пленуме Межсоборного присутствия в январе 2020 года, раздел «Преступления против веры и церковного единства» не знает такого правонарушения как «хула на церковь» (текст см. https://ahilla.ru/wp-content/uploads/2019/06/3.pdf)
Вывод: каноны не знают такого состава церковного правонарушения как «хула на Церковь». И, значит, выводы суда о моей якобы «хуле на Церковь» носят вкусовой субъективный характер, но не имеют характера церковно-юридического.
Как можно «хуле на Церковь» придать «характер церковного правонарушения», из приговора не ясно. Канон, который описывал бы именно такое деяние, не был найден и предъявлен. Да и истцом тут должна была бы быть именно Церковь, Главой которой есть Христос, а не пять московских священников или даже московский епископ.
И эта несуразица вытекает из того, что судьи совершили неприличную подмену маленькой буквы на большую (вместо церковь – Церковь). Для богословского текста это различие весьма существенно.
Первый пункт из этого раздела строится на моих словах -
«Агейкин немало безо всякой нужды позорил якобы христианскую церковь Моспатриархата».
https://diak-kuraev.livejournal.com/2865603.html?thread=532840643#t532840643
Мне кажется, каждому верующему надо порой спрашивать себя: полно-те, а точно ли я христианин? Что во мне именно христианского? Есть ли во мне хоть что-то в, чем я подобен Христу?
Для меня нетрудно сказать про себя: «Самое главное оскорбление моим христианским чувствам я каждый день вижу в зеркале. Это я сам, то, что я изменился не так сильно, как хотел в юности, когда шел к крещальной купели и т.д. То, что во мне сила Христа не сбылась в мечтаемой мною мере или в той мере, которую Христос обещал своим истинным ученикам» (https://diak-kuraev.livejournal.com/799200.html ).
Такие же вопросы стоит обращать и к своему коллективному «я», к своей общине.
Разве не это «Дух говорит церквам» - «знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр 2, 29 и 3,1)?
Не это ли один из постоянных мотивов святоотеческих проповедей – несоответствие имени и дел?
“Не все епископы – истинные епископы. Ты обращаешь внимание на Петра, но не забудь и Иуды. Церковный сан не делает христианином” - Блаженный Иероним Стридонский. Письмо 14. К монаху Илиодору.
В конце XVII века греческий проповедник святитель Илия Минятий, обозревая свою паству, вспомнил Диогена, который ярким солнечным днем с фонарем в руке на площади искал человека. “Мне тяжело проводить сравнение, но сказать правду нужно. В то время, когда, как солнце в полдень, сияет Православие, возжигаю и я светильник евангельской проповеди, прихожу в церковь и ищу христианина. Я хочу найти хоть одного в многолюдном христианском городе, но не нахожу. Христианина ищу, христианина! Я перехожу с места на место, чтоб найти его. Ищу его на площадях, между вельможами, но вижу здесь одно только тщеславное самомнение. Нет христианина!... Я хотел бы взойти во дворцы вельмож и сильных людей, чтобы посмотреть, нет ли там христианина, но не осмеливаюсь, боюсь... Все клирики и миряне, князья и бедные, мужи, жены и дети, юноши и старцы уклонились от веры, стали жить непотребною жизнью, нет ни одного, кто жил бы по вере. Христиане, без слез внимающие этому! Если вы не хотите плакать из сокрушения, плачьте из стыда!” (Проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитского. Троице-Сергиева Лавра, 1902, сс. 115–117).
Как совсем недавно сказал митрополит Иларион - "Если ваша церковь принимает гомосексуальность, пора искать новую церковь"
https://orthodoxie.com/le-metropolite-de-volokolamsk-hilarion-si-votre-eglise-accepte-lhomosexualite-il-est-temps-den-chercher-une-nouvelle/?fbclid=IwAR2Xb3tpYh6UQCHdiwRich_Sh2qY0OHXySk2hvewfJe9lp64aKNzyyQ6KwA
Оказывается, греховные практики и не-богословские мнения священноначалия все же влияют на благодатность церковных таинств.
Мне эта позиция понятна и близка. Вопроса лишь два.
Первый: "огласите весь список, пожалуйста!"
Неужто гомосексуализм это единственный и самый страшный грех?
А если церковь принимает коррупцию и бессовестную лесть как основу своих внутри-иерархических отношений, можно ее покинуть? А если церковь насыщает себя и округу парами милитаризма? А если церковь одобряет домашнее насилие и просто рабство и работорговлю (пусть и под именем "крепостного права")? А если она одобряет преследования религиозных и политических инакомыслящих? А если ее епископы со своим духовенством хоть в частных беседах, хоть в официальных докладах на епсоветах говорят о деньгах много больше, чем о Боге и Христе? А если она (устами тех, кто считает себя ее голосом) просто постоянно врет в угоду политической конъюнктуре? А если она насаждает сказки про свою собственную и мировую историю?
Можно ли покинуть такую церковь?
Это все очень нужные и полезные уколы собственной совести.
Но даже от такой церкви я не отделяю себя.
В том самом разговоре на мою реплику про «якобы христианскую церковь Моспатриархата» последовал вопрос: «А Вы, отче, разве сменили юрисдикцию?». Мой ответ был: «Нет. Оттого тем более стыдно за такое уже почти 10-летнее позорище».
И сама моя фраза, как видно, была мотивирована именно тревогой за церковь – «Агейкин же немало безо всякой нужды позорил якобы христианскую церковь Моспатриархата».
Интересно ли суду, какие именно эпизоды его жизни я считал и считаю вредными для церкви? У нас разные представления о том, что служит «ко благу церковному», а что на самом деле отгоняет людей от церкви и готовит ей социокультурное гетто.
Много раз я говорил: «Попросили студенты протодьякона обозначить и главные проблемы церкви, которые сейчас существуют. - Мне лично кажется, что многие проблемы церкви, как и мои лично, связаны с тематикой ожирения, - смеется Андрей Кураев. - Кто-то слишком много кушать» (http://vrntimes.ru/news/view/7742-Yesli_tsyerkov_uchastvuyet.html. Последняя фраза - из фильма "Ширли-мырли": «- По моему вы слишком много кушать - В смысле? - В смысле зажрались»).
И это – всего лишь перефраз слов св. Василия Великого: “А Церкви почти в таком же положении, как и мое тело: не видно никакой доброй надежды: дела непрестанно клонятся к худшему” (Св. Василий Великий. Письмо 30. К Евсевию Самосатскому).
Это старый аргумент моей апологетики:
«У меня для вас хорошая новость: Церковь больна, очень больна. И это замечательно. Ведь покойники уже не болеют. А церковь болеет - значит, она жива».
Четверть века назад я составил антологию «В поисках золотого века» (она вошла в книгу «О нашем поражении»). Начиналась она так:
«Когда лукавый дух удерживает человека вдали от Церкви, он это делает не однообразно. Порой в сознание человека влагается мысль о том, что Церковь – место гнусных фарисеев, корыстолюбцев, торгашей и развратников. И подсказывается вывод: «Сам понимаешь, тебе, порядочному человеку в такой компании не место!». Но иногда человек удерживается вдали от Церкви рассуждениями совершенно противоположными. Ему кажется, что Церковь – это собрание святых и только святых (причем святость понимается как абсолютная неотмирность, безгрешность и «ангельская кротость»). Там «такие духовные» люди – а я… Нет, мне там не место. В человеке формируется слишком завышенная, слишком идеализированная картинка о жизни Церкви, а потом его взгляд падает на не то что даже грех, а просто на какую-то бытовую, земную подробность жизни церковных людей – и вот уже готово: «я разочаровался…».».
И далее я приводил выписки из Отцов церкви и христианских писателей с крайне горькими оценками современной им церковной жизни. И так для каждого из столетий.
Уже апостолам приходилось писать горькие слова о своих учениках: “Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу” (Фил. 2,21).
А это из «Пастыря» Ерма: “Вам теперь говорю, которые начальствуете в Церкви и председательствуете: не будьте подобны злодеям. Злодеи, по крайней мере, яд свой носят в сосудах, а вы отраву свою и яд держите в сердце” (3,9).
Тем меньше оснований для самовлюбленности у христиан последующих столетий.
Тертуллиан горько иронизировал, что апостолы для того только основали церкви, чтобы епископы пользовались церковными доходами, старательно ограждая себя от каких либо опасностей со стороны римской власти (О бегстве во время гонений (De fuga in persecutione) ХII), или что они устраивали посты в своих церквах в целях личного обогащения (О посте против психиков, ХIII).
Когда-то русская церковная цензура не допустила перевода и публикации «Стихотворения о себе самом и о епископах», написанного святителем Григорием Богословом. Стараниями епископа Илариона (Алфеева) оно все же было опубликовано в журнале ОВЦС МП «Церковь и время» (М., 2003, № 1 (22)). Воинствующее невежество в сочетании с диким самомнением, присущие многим современным епископам, св. Григорий обличает в более резких выражениях, чем я: «они думают, что имеют власть над небом, хотя болтают всякий вздор и даже не могут сосчитать, сколько у них рук или ног. Не владея речью сами, они связывают с помощью закона язык тех, кто более красноречив». (Ой, опять что-то очень знакомое и современное).
Преп. Максим Исповедник к церковным людям относил Христовы обличения против фарисеев: «И то, что сказал Господь наш, сетуя на фарисеев, я прилагаю к нам, нынешним лицемерам. Не связываем ли и мы бремена тяжкие и неудобоносимые и не возлагаем ли их на плечи людей, а сами и перстом не хотим дотронуться до них? Не делаем ли мы все дела свои, чтобы показаться перед людьми? Не любим ли мы восседать на первом месте на трапезах и сонмищах, а тех, которые не слишком рьяно воздают нам такую честь, не делаем ли мы смертными врагами? Не взяли ли мы ключ ведения и не закрываем ли им Царство Небесное пред людьми, вместо того чтобы и самим войти, и дать им войти? Не обходим ли мы море и сушу, дабы обратить хотя одного, и когда это случается, делаем его сыном геенны, вдвое худшим нас? Не вожди ли мы слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие? Не очищаем ли мы снаружи чаши и блюда, а внутри полны хищения, жадности и невоздержания? Не строим ли мы надгробий над могилами и не украшаем ли раки апостолов, а сами уподобляемся убийцам их?” *Преподобный Максим Исповедник. Творения: В 2 кн. М., 1993. Кн. 1. С. 89).
Святитель Димитрий Ростовский проповедь в неделю жен-мироносиц построил на словах, сказанных Ангелом женам при гробе Воскресшего Спасителя (“Возста, несть зде!” - Мф. 28, 6): “Где же Христос по Своем Воскресении? Конечно, везде, как Бог, но не везде Своею благодатию... Не в храмах ли Он, воздвигнутых в Его честь? Нет, Его дом святой сделался разбойничьим вертепом. Случается вдобавок, что духовные лица, пьяные, бранятся между собой, сквернословят и дерутся в алтаре. Нет, не храм это Божий, а вертеп разбойников: благодать Божия отгоняется от святого места, как пчела, гонимая дымом. Некогда Господь бичом изгнал продающих и купующих из церкви. А что, если бы Он теперь видимо пришел в святой Свой храм с этим бичом? Но нет, Господи, уже то время прошло, когда Ты изгонял бесчинников из храма; ныне наше окаянное время настало; уже мы Тебя изгоняем; теперь можно сказать о храме Господнем: несть зде Бога; был, да пошел прочь. Возста, несть зде... Посмотрим на духовного сановника и спросим его: с каким намерением и желанием достиг ты своего сана? Ради славы и чести Божией или для своей чести и славы? Поистине не один бы нашелся, который достиг этого сана не для пользы людей, а для своей корысти. Не служить пришел спасению человеческих душ, а для того, чтобы ему служили подначальные. Не скоро здесь сыщешь Христа: несть зде! Может быть в монастырях поискать Христа? Но и в них все испортилось. Ничего не стало. Грехи наши взяли от нас Господа нашего, и не знаем, где искать Его” (Цит. по: Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: В 7 вып. СПб., 1874. Отд. 2. Вып. 5. С. 526–528).
“У нас есть хорошая внешность: мы сохранили все обряды и символы первобытной Церкви; но все это мертвое тело, в нем мало жизни” (Цит. по: Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1981. С. 394).
Составленная мною антология из многих десятков выписок завершалась выводом: «И потому, по утешительному слову преподобного Ефрема Сирина, «вся Церковь есть Церковь кающихся... вся она есть Церковь погибающих»... Мы ведь – в Церкви; мы – такие, какие мы есть. И, значит, Церковь болеет нами…».
Наконец, прежде чем квалифицировать мои взгляды на что-то как преступные, было бы уместно сопоставить одну, заинтересовавшую суд фразу, с другими моими суждениями на ту же тему и в тот же период.
В июне 2020 года (то есть уже после патриаршего указа о запрете) я дал большое интервью Александру Солдатову (мой бывший студент, но давний и резкий оппонент РПЦ МП, не состоящий в ней). Издание «Новая газета» дала интригующий заголовок нашей беседе – «Когда РПЦ перестала быть церковью». Но журналист все же поставил вопрос в иной форме – «Когда РПЦ перестанет быть церковью и останется просто земной организацией?». Мой ответ был таким: «Это зависит не от нее, а от Христа. Можем ли мы обосраться до такой степени, что Он скажет: «Да пошли вы. Я вас больше не знаю». А мы это делали многократно и отнюдь не во времена патриарха Сергия, но и гораздо раньше. Поэтому я за Бога решать не буду. Я по прежнему считаю, что если Господь терпит меня, то потерпит и остальных». https://www.youtube.com/watch?v=_mv5wzxRqr8&feature=emb_logo . 01:03:28).
(понимаю, какое слово прежде всего привлечет внимание моих критиков; но пусть они сначала раскритикуют за то же самое подвижника архим. Павла Груздева).
***
Анализ пунктов обвинения см.
https://diak-kuraev.livejournal.com/3196374.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3200083.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3202070.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3204054.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3204954.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3205547.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3208025.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3209380.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3210535.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3210916.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3211159.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3211366.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3212484.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3212585.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3213093.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3214516.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3214733.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3215700.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3216021.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3216379.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3216515.html