диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Читаем приговор. ч.20 (забытая). Лука М.

(кажется, забыл опубликовать вот эту часть):

Четвертый пункт обвинения под заголовком «цитаты, носящие характер церковного правонарушения» сформулирован так:

«Употребление бранной лексики в адрес архиепископа Запорожского Луки: «Лука Мудищев-Запорожский» (неоднократно)
https://diak-kuraev.livejournal.com/1869921.html (Дата публикации: 25.12.2017)
https://diak-kuraev.livejournal.com/1881123.html (Дата публикации: 06.01.2018)
https://diak-kuraev.livejournal.com/1879783.html (Дата публикации: 05.01.2018)
Всего не менее 11 публикаций с этим словоупотреблением».

«Лука Мудищев» это не бранная лексика. Это устойчивое словосочетание из истории русской литературы. Ну как «князь Андрей», «Пьер Безухов», «унтер-офицерская вдова», «человек в футляре», «старуха процентщица» и т.п. С точки зрения упоминания, «Лука Мудищев» = «Иван Дурак» = «Елена Прекрасная».

Восходит оно к Ивану Семёновичу Баркову (1732—1768) — русскому ученику Михаила Ломоносова. Именно ему обычно приписывается авторство поэмы «Лука Мудищев». Впрочем, порой в этой поэме видели руку А. С. Пушкина.

Или, неопределеннее: «афористические формулировки, незаурядное мастерство владения словом, тонкое пародирование Пушкина (или подражание ему) — все это делает поэму интересной страницей вольной русской поэзии XIX в. … Все варианты «Луки» обнаруживают поразительное сходство с пушкинским стихом 1830-х гг. (лирикой 1830—33 гг. и двумя поэмами: «Езерский», 1832 и «Медный всадник», 1833). Данное сходство, разумеется, вовсе не означает, что мы хотим приписать авторство «Луки» Пушкину; о подобной атрибуции не может быть и речи — пушкинская эротическая образность и юмор много утонченнее и не имеют ничего общего с грубым натурализмом «Луки». Куда справедливее будет предположить, что вышеупомянутые поэмы Пушкина способствовали созданию «Луки»». http://mai.exler.ru/barkoviana/luka_preface.html

В современном русском языке нет слова «мудищев» ни в бранном, ни в каком-то ином контексте.
Если читатель пожелает разобрать на части целостный устойчивый мем «Лука Мудищев», он сможет найти редкое, но вполне литературное слово «мудо», заимствованное из церковно-славянского языка https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BC%D1%83%D0%B4%D0%BE

Конечно, отсылка к миру барковианы не есть комплимент. Но:

1. Мир барковианы по определению не известен церковным людям, и потому не может быть понят монахом Лукой (я был уже студентом, когда впервые услышал эту поэму. Именно услышал: с родителями я был в гостях у их друзей; зашел сосед хозяина (майор КГБ) и под всеобщий смех зачитал несколько самиздатских страниц с этим текстом; с тех пор я в курсе, что русская литература бывает и такой). А, значит, вряд ли может быть им воспринят как «бранная лексика».

2. В деятельности митрополита Луки я не вижу оснований для комплиментов.

Суд, как всегда, не обращает внимания на причины моих реакций и оценок и не пробует понять, почему, слыша про запорожского Луку, я вспоминаю Луку Мудищева, а не официальный титул Его Высокопреосвященства.

А причины таковы:

В 2009 году прибыв в Сумы в гости, он начал Литургию с громогласных проклятий в адрес настоятеля местного собора (https://diak-kuraev.livejournal.com/1881123.html)

Далее он издал послание, в котором протестовал против того, чтобы Украина впервые на официальном государственном уровне объявила праздниками Рождество не только по старому календарю (7 января), но и по новому (25 декабря). Это его послание я привел в той самой записи, которую Решение суда упоминает первой (https://diak-kuraev.livejournal.com/1869921.html) И дал такой комментарий: «Владыка, ну какое ж ваше дело до чужих праздников? Вас же там танцевать не заставляют! Но своим дурацким обращением вы подставили всю церковь. Ей, оказывается, мало своего. Нет ей счастья, если и у соседа все хорошо. Вы явили свойство тоталитарного мышления. Социально опасного. Дай таким людям власть - они не будут знать пределов».
Однако, едва произнеся горячую проповедь с призывом не отмечать новостильное Рождество, митр. Лука тут же уехал в Венгрию, где рождественскую службу провел именно по новому стилю (https://diak-kuraev.livejournal.com/1875069.html).

Он запретил в служении священника за то, что тот в День Победы появился с георгиевской ленточкой, хотя еще недавно митр. Лука с ней ходил сам (https://diak-kuraev.livejournal.com/1267435.html).

Кстати, во время Великой Отечественной войны советские военнослужащие прозвали «Лукой Мудищевым» фугасный реактивный снаряд М-31 (к установке-модификации "Катюши") https://nvo.ng.ru/history/2010-03-05/12_katusha.html. и http://samlib.ru/w/wasilxew_wjacheslaw_wasilxewich/katysha.shtml). Другое фронтовое прозвище этого снаряда «Андрюша», что тем более интересно, так как митрополит Лука, как и я, в миру зовется Андрей Вячеславович.

Он запретил отпевать годовалого младенца, крещеного у филаретовцев (https://diak-kuraev.livejournal.com/1882512.html и https://diak-kuraev.livejournal.com/1880615.html).

Еще прекрасное от него: "Константинопольская Церковь, как Церковь-Мать, учредила Церковь на землях Киевской Руси, но при этом мало того, что никогда не давала Ей афтокефалию, так еще и пыталась Ее уничтожить. Как кукушка выбрасывает своих птенцов из гнезда, так и Она поступила с нами".
Ну да, именно кукушка и именно своих птенцов выбрасывает из гнезда...

И, наконец, вот эта фраза митр. Луки: «Сейчас Фанар намерен действовать на канонической территории Украинской Православной Церкви, мотивируя это тем, что Константинополь для нас – «Церковь-Мать». Однако давайте разберемся, что же это за «Мать», которая некогда отдала «Дочь» за соболя и золотые монеты».

Моя реакция: «А как тогда назвать того "папика", который покупает девушек за соболя и золотые монеты? Да еще и против их желания. Ну, и назвать свою митрополию продажной девкой - это тоже круто. Ну не Мудищев ли сей Лука?» (https://diak-kuraev.livejournal.com/2150271.html).

Вывод: использование мною мема «Лука Мудищев» это не брань, а эвфемизм, т.е. средство избежать бранных слов.

И уж точно не запорожскому казаку обижаться на фамильные прозвища. Традиция Сечи донесла до нас гораздо более звучные имена.

***
предыдущие записи с разбором приговора

https://diak-kuraev.livejournal.com/3196374.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3200083.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3202070.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3204054.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3204954.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3205547.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3208025.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3209380.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3210535.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3210916.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3211159.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3211366.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3212484.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3212585.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3213093.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3214516.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3214733.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3215700.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3216021.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3216379.html
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 178 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal