диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

О "миссионерском понтификате" в цифрах

Лишь 23% россиян от 18 до 24 лет считают себя православными — по опросу 2019 года, проведенному ВЦИОМ, В следующей возрастной категории, 25-34 года, таковых 62% — разрыв огромный.

61% студентов от 18 до 23 лет без осуждения относятся к представителям сексуальных меньшинств — ту же позицию декларируют 53% их ровесников, не являющихся студентами (то есть тех самых «рабоче-крестьянских» ребят, которых нередко противопоставляют образованной молодежи). Это из опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного еще в 2017-м

Для сравнения: в возрастной категории 24-28 лет толерантность в этом вопросе проявили 45%, а 29-34 года — только 37% всех респондентов). Прошло несколько лет, но отмеченная социологами тенденция, похоже, сохраняется, постепенно распространяясь на более старшие возрастные группы

https://www.ej2020.ru/?a=note&id=35841

Но об этом я писал год назад:

Было:

2010 год
Отношение россиян к религии в зависимости от возраста:
18–24 года - 38 процентов.
http://ecsocman.hse.ru/data/2013/07/23/1251240487/2010_2(96)_10_Kofanjva.pdf

2019 год:
18–24 года - 23 процента
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9847

Аналогичную динамику показывают опросы в элитных университетах России:

В 2012 году число исповедующих православие студентов МГУ сотсалвляло 50,5%.
В 2018м - 31,5%.
Уменьшение в 1,6 раза.

В СПбГУ в 2012 г. - 45,5%
в 2018 г. - 28,9%

То есть мой тезис о том, что православие стало религией городской интеллигенции все же еще остается в силе.

Причины такого серьезного провала как объективные, так и субъективные (не-неизбежные).

Объективные: общий тренд на секуляризацию в западном мире; отсутствие контрастного опыта жизни в атеистическом СССР у молодежи и их родителей; переход церкви из области экзотики в мир обыденности (расколдовывание и профанация).

Субъективный: стратегическая ошибка патриарха Кирилла в позицировании церкви. Избыточное проникновение "церковников" в мир детства и молодежи. "Двушечки". Выбор давяще-назидательной интонации. Ну, в общем, многое из того, о чем я в эти годы писал в своем журнале, но что замечал отнюдь не только я.
https://diak-kuraev.livejournal.com/2560251.html

***
Из фб Алексея Коровина:

"На выходных читал воспоминания моего дальнего родственника, академика и вице-президента ВАСХНИЛ. Рукопись датирована серединой 70-х гг. прошлого века. Вот как мой родственник описывает свои юношеские годы: «Я всё больше и больше втягивался в общественную работу, приближался к комсомолу. Меня, в частности, почему-то особенно привлекала антирелигиозная работа. Много в ней было задора». Следом мой родственник вспоминает о выступлениях некого «попа-расстриги Ионы Брихничева: «Это был огромный бородатый мужчина, прекрасный оратор. Он безжалостно разоблачал религию, едко высмеивал служителей культа. А ведь это были 1924 и 1925 гг., когда в Москве работали все «сорок сороков» церквей и подавляющая масса населения верила в Бога». Будущий академик продолжает: «Конечно, особенно серьёзной работы нам не поручали, но, как могли, я и мои сверстники помогали обществу. В газете «Безбожник» были напечатаны и мои первые заметки. К сожалению, они не сохранились».

Помню, как в конце средней школы, оставшись в классе на дежурство, я нашёл в шкафу учебник научного атеизма. Я перелистал книгу, и почему-то мне понравились именно те цитаты, которые наиболее едко высмеивали составители учебника. Евангельское содержание резко контрастировало с ещё советской действительностью, - а шёл, вероятно, 1985 или 1986 год - и я захотел узнать больше. Я утащил учебник домой и от корки до корки его проштудировал, выискивая, как чешуйки золота в руде, намёки на что-то Большее. Да, наверно, я чувствовал тот же «задор», какой шесть десятилетий назад испытывал мой дальний родственник. Новое, ошеломляюще прекрасное, ломало старое и косное. Оказывалось, что каждый свободен и бессмертен. Я бессмертен!..

Мне страшно представить, с кем или с чем будут бороться наши внуки и правнуки."
Tags: Миссия
Subscribe

  • Архиерейский гнев

    описан в "Записках" епископа Енисейского Никодима. «В 1840 году, в Вознесение Господне, 4 Мая, я попросился служить с Митрополитом Филаретом в его…

  • Зойкина квартира. Церковный вариант

    Распоряжение № 02/604 от 19 апреля 2021 года // митрополиту Ювеналию (Пояркову) 19.04.2021 13:31 Настоящим Вам преподается благословение на…

  • Наши почетные великомученики

    "Быть епископом в 21 веке это совсем другие нагрузки, другое служение, нежели оно было в 20 веке, несмотря на то,что там были открытые гонения. Было…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 118 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Архиерейский гнев

    описан в "Записках" епископа Енисейского Никодима. «В 1840 году, в Вознесение Господне, 4 Мая, я попросился служить с Митрополитом Филаретом в его…

  • Зойкина квартира. Церковный вариант

    Распоряжение № 02/604 от 19 апреля 2021 года // митрополиту Ювеналию (Пояркову) 19.04.2021 13:31 Настоящим Вам преподается благословение на…

  • Наши почетные великомученики

    "Быть епископом в 21 веке это совсем другие нагрузки, другое служение, нежели оно было в 20 веке, несмотря на то,что там были открытые гонения. Было…