диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Монашество и архиерейство

Возьмем лишь один аспект этой темы: канонический брачный статус епископа. Первый канон, который регулировал эту тему звучал так: «епископ да будет одной жены муж» (1 Тим. 3, 2).
Практика этому соответствовала: апостол Петр была женат, у него была теща (Мф. 8) и дочь св. Петронилла. У католиков ее память 31 мая, в католических же четьих-минеях ("Золотой Легенде") о ней рассказывается так:

«Когда Святой Петр увидел, что его дочь Петронилла слишком красива, он стал молить Бога о милости, чтобы она заболела лихорадкой. Однажды, когда его ученики были подле него, Тит спросил: ‘Ты лечишь все недуги, почему ты не сделаешь так, чтобы Петронилла поднялась с постели?’ И Петр ответил ему: ‘Потому что я доволен ее состоянием’. Это никоим образом не означает, что не в его власти было излечить ее; ибо тут же он сказал ей: ‘Встань, Петронилла, и поторопись обслужить нас’. И девушка, излечившись, встала и подошла, чтобы прислужить им. Но когда она закончила, ее отец сказал ей: ‘Возвращайся в постель, Петронилла!’. Она вернулась, и ее тут же охватила лихорадка. Позднее же, когда она стала совершенной в своей любви к Богу, ее отец вернул ей совершенное здоровье. В ту пору благородный господин, по имени Флакк, пораженный ее красотой, пришел просить ее руки. Она ответила: ‘Если ты хочешь жениться на мне, то пришли девушек, чтобы они проводили меня к твоему дому’. Но когда девушки прибыли, Петронилла тотчас стала поститься и молиться. Получив причастие, она снова слегла в недуге и спустя три дня отдала свою душу Богу» .

Впрочем, этот эпизод заимствован из гностических коптских "Деяний Петра". Что лишний раз поражает: насколько же православная традиция была равнодушна к памяти апостолов, что житийный материал о них спустя столетия ей пришлось брать у своих же врагов - гностиков.

От гностиков наши монахи унаследовали свое «предание» о том, что апостол Петр после уверования во Христа уже не прикасался к своей жене…

И все же брачное состояние было совместимо с апостольством. Климент Александрийский в 3 веке пишет, что «Петр и Филипп произвели детей, а Филипп даже отдал свою дочь замуж. Павел в одном из писем явно обращается к своей супруге» (Строматы 3, 53,1-2).

Св. Амвросий Медиоланский (скорее – Амвросиаст) говорит, что все апостолы были женаты, исключая Иоанна и Павла (Ambros. in Epist. ad. Corinth. С.II, V.2 Цитата и ссылка из книги свящ. Иоанна Стратилатова «Древность и важность апостольских правил» (1865) кочует из статьи в статью, попав в «Толковую Библию» под редакцией Лопухина (Толкования на 1 Кор. 9,4) и статью прот. Лебедева О безбрачии и монашестве епископов // Журнал Московской Патриархии. 1933 №13. Найти оригинальный текст мне пока не удалось).

Сегодня же мы видим ровно противоположное: епископ не имеет права быть семейным человеком.
Но ведь слова апостола Павла никто не мог отменить. Переворот совершался постепенно.
В четвертом веке мы еще встречаем женатых епископов. Таковым, например, был отец св. Григория Богослова.

Св. Григорий Нисский был женат («Блаженны те кто не отгородился стеной, вступив в брачную жизнь, подобно нам, которые словно бездной отделены от славы девства. Поэтому мы только зрители чужих совершенств» - О девстве 3,1). Женился он в конце 360=х годов. Епископом стал в 372-м. Св. Григорий Богослов выражает ему соболезнование по поводу смерти жены в 385-м («действительно священную, сожительницу иерея, ему равночестную и достойную великих Таинств, – Феосевию» - Письмо 182 (95)). Никифор Каллист писал: "Имел Василий (Великий) братьев, из которых один был епископом в Ниссе, он жил в супружестве с женою" (Церковная история XI, 19).

Но в Западной Римской империи уже поднимается волна ригоризма.
На Эльвирском соборе в Испании в 306 году было постановлено: «…предписать епископам, пресвитерам и диаконам и всем занимающим церковные должности клирикам, – вовсе воздерживаться от своих жен».
Этой позиции придерживалась и Римская церковь: священникам рекомендовалось безбрачие, а тем, кто успел жениться, предлагалось либо склонить жен к монашеству, либо, на крайний случай, жить с ними, как с сестрами. В 325 году на Никейском Вселенском соборе была сделана попытка распространить это правило на всех священников. Но представители восточных церквей насильственно разводить священнослужителей отказались. Девственник епископ Фиваидский Пафнутий сказал: "Не возлагайте, - говорил он, - тяже­лого ига на лиц посвященных: честен брак и ложе не скверно. Как бы от избытка строгости не произошло вреда для Церкви - ибо не все могут принять на себя подвиг бесстрастия и под." (Сократ. Церковная история.1,2).

В начале V века в Египте Синезий Птолемаидский прожил достойную жизнь в качестве языческого философа. Но жители родного города в 411 году избрали его своим епископом, а патриарх Феофил Александрийский утвердил избрание этого некрещеного человека епископом. Синезий, как мог, отпирался. Один из его аргументов - "Итак, у меня есть жена, которую мне дали Бог, закон и святая рука Феофила. Говорю всем и всех призываю в свидетели: я никогда с ней не расстанусь и не буду жить с ней тайно, как прелюбодей. Первое противно благочестию, второе — законам; но я желаю иметь от нее много прекрасных детей" (Письмо 76 (105). Брату).
Феофил не стал спорить и рукоположил женатого человека во епископы (правда новых детей у него не появилось, а имеющие трое в том же году умерли).

И все же даже из этого случая ясно, что майнстрим был другим. Большинство епископов были уже безбрачны: или разведены, или же целибатны.
Историк пятого века Сократ Схоластик свидетельствует – «Быв клириком в Фессалии, я знал еще один обычай. Там клирик, если продолжал жить со своей женой, с которой вступил в супружество прежде определения своего в клирики, исключался из клира, тогда как на востоке все, даже и епископы воздерживались от общения со своими женами по собственному произволению, то есть если сами того хотели, не будучи принуждаемы к сему непреложным законом, ибо многие из них во время епископства от законных жен имели и детей» (Церковная история. V, 22). Из этих слов видно, что еще были семейные епископы, но они уже были в меньшинстве.

Римский папа Лев I в том же пятом веке рекомендовал епископу Рустику, «чтобы принявший священный сан не расходился со своей женой, но в то же время жил так, как будто бы ее не имел вовсе, чтобы супружество из плотского переходило в духовное. Таким образом, фактически брак как бы расторгался, но супружеская любовь оставалась в полной силе.

Но безбрачие и монашество все же совсем не одно и то же. Безбрачный священник или епископ отказывается от семьи, чтобы всецело быть с людьми. А путь монаха состоит в радикальном уходе из мира людей.

Поэтому 6-е правило Сарагосского собора 380 г. определяло: «Если кто-либо из клириков по причине гордости и тщеславия оставить свою должность и под предлогом строгого исполнения закона пожелает сделаться монахом – таковый должен быть лишен общения, и не прежде как по раскаянии и усиленной просьбе, снова может быть принят».

2 правило 8 Вселенского Собора (он же - Большой Софийский, он же Фотиевский, он же Третий Константинопольский собора 879 года) утверждает, что епископ, принявшщий монашество, более не может участвовать в иерархических событиях (кого-то рукополагать или поставлять на должность):

"Хотя доныне некоторые архиереи, низшедшие в монашеский образ, усиливались пребывати в высоком служении архиерейства, и таковыя действия оставляемы были без внимания: но сей святый и вселенский собор, ограничивая такое недосмотрение, и возвращая сие вне порядка допущенное действие к церковным уставам, определил: аще который епископ, или кто иный архиерейскаго сана, восхощет в снити в монашеское житие, и стати на место покаяния: таковый впредь уже да не взыскует употребления архиерейскаго достоинства. Ибо обеты монашествующих содержат в себе долг повиновения и ученичества, а не учительства, или начальствования: они обещаются не иных пасти, но пасомыми быти. Того ради, как выше речено, постановляем: да никто из находящихся в сословии архиереев и пастырей не низводит сам себе на место пасомых и кающихся. Аще же кто дерзнет сотворити сие, после провозглашения и приведения в известность произносимаго ныне определения: таковый, сам себя устранив от архиерейскаго места, да не возвращается к прежнему достоинству, которое самим делом отложил" (см.в Алфавитной синтагме 2,707).

"По церковным правилам, если епископ, возведенный не из монахов, пожелал принять иночество, то он должен оставить свое архиерейское служение и место: Принявший монашество обязан начинать свое воспитание в этой жизни с ученичества и строгого подчинения воле своих руководителей в ней. Для возведенного в епископы это было бы несовместимо с достоинством его сана и с его обязанностями. Но для монаха, удостоенного епископской степени, как для лица, уже воспитанного ученичеством и послушанием, эти последние обязанности считаются уже завершенными. Однако, с их прекращением сохраняются другие обеты иночества, совместимые с епископством (целомудрие, нестяжательность, воздержание и т. п.)" (прот. Василий Певцов. Лекции по Церковному Праву Спб. 1914).

В начале 12 века Николай Музалон был назначен архиепископом Кипра. Примерно в 1110 году, в связи с грубым вымогательством у сборщиков налогов, он был смещён, и в течение последующих 37 лет возглавлял столичный монастырь Святых Космы и Дамиана. Наконец, в декабре 1147 император Мануил I предложил ему занять патриарший престол вместо смещенного им патриарха Космы II.
Среди архиереев возникли вопросы и споры: законно ли патриарх занимает кафедру, если он сам уже отказывался от архиерейской власти и принял монашество? Он епископ или монах? С отказом от кафедры не отрекся ли он и от епископского достоинства?

В своем толковании 3 правила Анкирского собора почти современник этих событий Вальсамон рассказывает:
«Когда господин Николай Музалон, бывший епископом амиклийским, был пострижен по принуждению светской власти и много хлопотал об отмене сделанного с ним по насилию, и о разрешении ему опять действовать епископскими правами, – то патриарх Лука, видя его явившимся в Синод в епископском одеянии, не допустил его, сказав, что этот епископ мог бы найти каноническую помощь, если бы ожидал соборного обсуждения и исправления; а поелику он без соблюдения порядка, отложил монашеское одеяние, которым облечен был насильно, и сделался сам себе судиею, то не получит помощи. Впрочем по представлении ко Господу сего святейшего патриарха, бывший после него патриарх Михаил, признавая пострижение, совершенное насильно, как бы не бывшим, соборно оправдал сего епископа, и в особенности потому что он совершенно не был принуждаем являться в монашеском одеянии. Ибо, говорит, если бы он видел его облеченным в монашеское одеяние; то не возвратил бы ему епископских прав, как признавшему совершившееся. И когда некоторые сказали, что должны быть принимаемы пострижения, совершенные в особенных обстоятельствах, он выразил мнение, что пострижением совершенным в особенных обстоятельствах признается пострижение бывшее в болезни, а не то, которое бывает по насилию. И таким образом он возвратил ему епископские права особою грамотою; но при сем епископа за то, что он оказал пренебрежение, сам себя признав оправданным, подверг запрещению священнослужения на время».

Итак, по этому толкованию и решению патриарха Михаила, епископ, добровольно, не по принуждению, принявший монашеский постриг, теряет право на епископство («если бы он видел его облеченным в монашеское одеяние; то не возвратил бы ему епископских прав, как признавшему совершившееся»).

А в толковании на 2 правило 8 Вселенского Собора Вальсамон поясняет:
«Как видно, некоторые епископы, которые сделались епископами из мирян или из девственников (см. толкование 12 правила трул. собора), принимали монашество и, следовательно, давали положенные монашеские обеты. Настоящий собор, считая такую практику непорядком (ατακτον πραξιν), воцарившимся в церкви благодаря недосмотру (παρόραμα), вопреки церковным постановлениям, замечает, что монашеские обеты послушания и ученичества не согласуются с званием епископа, долженствующего быть учителем, старейшиной и пастырем других, в противоположность монаху, долженствующему быть в послушании и подчинении у пастырей и посвятить всю свою жизнь исключительно покаянию. В случае, если какой-либо епископ сделает это, он тотчас перестает быть епископом и больше никогда не имеет права присваивать себе архиерейского достоинства. С тех пор правило это имеет силу во всей церкви, как в восточной, так и в западной».

О том же говорит 90-е правило при Большом требнике: «Инок презвитер, аще и пременит образ, сиречь, в большую схиму поступит, да литургисает. Никая же бо сему препона пострижение есть. Архиерей же, аще пременит образ, сиречь, аще будет схимник, да не действует к тому святительское отнюд, ниже священническое».

Более современное толкование еп. Никодима Милоша аналогично: «епископам, когда бы они приняли великую схиму, в таковом случае перестают быть епископами» . (большой привет украинским схиархиепископам Серафиму и Алипию).

При этом стоит отметить, что во времена 8 Вселенского собора не было различий малой и большой схимы.

До принятия 12 правила Трулльского собора (691 г.) епископы имели право быть женатыми.
«Дошло до сведения нашего и то, что в Африке, Ливии, и в иных местах некоторые из тамо сущих боголюбезнейших предстоятелей (предстоятель - вместо имени Епископа), и по совершившимся над ними рукоположении, не оставляют жити купно со своими супругами, полагая тем претыкание и соблазн другим. Имея убо великое тщание, дабы все устроить к пользе порученных паств, признали мы за благо, да не будет отныне ничего такового. Если же кто усмотрен будет сие не творящий, да будет извержен».

Далее тем же собором было принято 48-е правило, определяющее, каким путем надо обеспечивать вынужденное безбрачие нового епископа: «Жена производимого в епископское достоинство, предварительно разлучается с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его во епископа, да вступит в монастырь, далеко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа. Если же достойна явится: да возведется в достоинство диаконисы».

Здесь еще по-людски: развод «по обоюдному согласию». Но в 12 веке все становится жестче:
"Кизикский митрополит обратил внимание патриархов константинопольского, антиохийского и иерусалимского, равно императора Исаака Ангела, на большой соблазн для народа, который видит, как епископы живут со своими женами, ничем не отличаясь от самых обыкновенных граждан. Вследствие этого заявления император, совместно с патриархами издал в 1187 году специальную новеллу, коей предписывается: «жен хиротонисованных епископов немедленно послать в женские монастыри, далеко от места пребывания их мужей-епископов, и тут их постричь в монахини. Если же они не хотят добровольно принять постриг, тогда надлежит лишить архиерейского престола и сана тех, кто были их мужьями до хиротонии, а на их места избрать других. На будущее же время те, которые имеют жену, не могут быть хиротонисованы, пока предварительно оба (муж и жена) не разлучатся письменным согласием и договором и жена не поступит в монахини» (https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/163).

"Но случалось, что жена уже после совершения над мужем епископской хиротонии отказывалась оставить его. В этом случае супруга принудительным образом была заключаема в монастырь. Так рассудил подобный случай архиепископ болгарский Димитрий Хоматин вследствие запроса к нему со стороны Константина Кавасилы" (Суворов Н. О церковных наказаниях. Спб., 1876, с. 79; До архиерейства Дмитрий был в Константинополе хартофилаксом, т.е. главой патриаршего суда).

Согласитесь, непросто после слов ап. Павла о том, что супруги должны уклоняться друг от друга лишь по взаимному согласию, что епископ должен быть мужем одной жены, и из древнего правила, отлучающего от Церкви тех, кто гнушается браком, придти к выводу о том, что жену епископа надо застригать в монахини даже против ее воли. И, конечно, все это "на пользу христианского народа".

Мне тут интересно искусство толкования - как из прежде принятого правила книжники приходят к желаемым ими, но ровно противоположным выводам. И как легко преступили заповедь, в иных случаях объявляемую нерушимой - "что Бог сочетал, то человек да не разлучит". Византия-с...

Итак, для эпохи собственно вселенских соборов было характерно достаточно осторожное отношение к увлечению монашеством. Еще и речи не было о том, что только монах и может быть епископом. Скорее наоборот.

Но постепенно, по мере коррупции церковной жизни, и в народе, и в императорском дворе, отношение к этому меняются, и появляется представление о том, что лучше бы в патриархи и в епископы импортировать людей, совсем чужих для столичной политики… Монах все-таки посторонний – он не связан с придворными кланами, аристократическими и бизнес-кругами, ипподромными партиями и так далее. У него нет обязательств перед этим миром, в том числе перед своими родственниками.
Эта его монашеская свобода может оказаться драгоценным качеством, если сделать его епископом или патриархом. И вот императоры все чаще и чаще начинают призывать к епископству и патриаршеству отшельников.

Монахи, становясь епископами, сохраняют свое привычное монашеское платье (черный монашеский клобук). Народ привыкает к такому облику епископа. И традиционные (целибатные) епископы вынуждены подражать монахам. Они тоже начинают носить клобук, но не черный, монашеский, а белый (см. главу «О белом клобуке» в моей книге «Византия против СССР»).

И все же «беспристрастный историк-канонист должен сказать, что предварительное пострижение в монашество ни исторически, ни канонически не являлось и не должно являться необходимым и обязательным условием всякой епископской хиротонии. Епископский сан в дальнейшей истории Церкви отнюдь не был узаконен в качестве своего рода привилегии этого монашества. История, например, Константинопольского Патриархата, наиболее обследованная в науке, за время с V по XV век, из общего числа 115-ти в это время бывших святителей считает имевшими монашеский постриг и проходившими епископское служение в монашестве лишь 58 лиц, причем остальные 57 святителей не имели монашеского пострижения (см. таблицу, показывающую распределение епископов монашествующих и не монашествующих в Константинопольской Церкви за указанное время по отдельным столетиям у профессора Н. К. Соколова в цитированном курсе лекций канонического права, стр. 348). Но не были ли эти 57 святителей своего рода лицами монашествующими, как, например, облеченными в рясофор? Нет, не были, ибо исторические памятники ясно отмечают, кто из них принимал монашество перед хиротонией и кто нет» (прот. Александр Лебедев. О безбрачии и монашестве епископов // Журнал Московской Патриархии. 1933 №13. Из указанной таблицы следует, что в 12 веке вселенскими патриархами стали 7 монахов и 10 не-монахов, в 13 веке – 9 монахов и 6 не-монахов, в 14-15 веках – 12 монахов и 2 не-монаха).

Постепенно майнстрим берет свое, и хотя нет ни одного канона, который повелевал бы прежде епископства принимать монашеский постриг или который запрещал бы не-монаху становиться епископом, практика такова уже несколько столетий.
Tags: Каноны, Монастыри
Subscribe

  • Еще один суд с секретными обвинениями

    "Вы вызываетесь в качестве обвиняемого на заседание епархиального суда нижегородской епархии в связи с публичными высказываниями, сделанными вами в…

  • Богоподобный суд?

    «Сегодня изверженные из сана клирики и их сторонники требуют «независимого суда», уподобляя церковный суд светскому суду по гражданским спорам. «Как…

  • Наши почетные великомученики

    "Быть епископом в 21 веке это совсем другие нагрузки, другое служение, нежели оно было в 20 веке, несмотря на то,что там были открытые гонения. Было…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 140 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Еще один суд с секретными обвинениями

    "Вы вызываетесь в качестве обвиняемого на заседание епархиального суда нижегородской епархии в связи с публичными высказываниями, сделанными вами в…

  • Богоподобный суд?

    «Сегодня изверженные из сана клирики и их сторонники требуют «независимого суда», уподобляя церковный суд светскому суду по гражданским спорам. «Как…

  • Наши почетные великомученики

    "Быть епископом в 21 веке это совсем другие нагрузки, другое служение, нежели оно было в 20 веке, несмотря на то,что там были открытые гонения. Было…