диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Как пишутся Жития

Архиепископ Сильвестр Ольшевский. С 1918 года — архиепископ Омский и Павлодарский.

Прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Русской православной церковью в 2000 году в лике священномученика, но в 2018 году в связи с уточнённым обстоятельствами его кончины он стал именоваться священноисповедником.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80_(%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)

Пропущу его якобы "аполитическую деятельность" в качестве главного капеллана армии Колчака. Отмечу лишь строчку из акафиста Сильвестру: "Ходатай пред Богом преизряден явился еси, священномучениче Сильвестре".
Колчаку и его армии как-то это ходатайство не очень помогло...

Житийный вариант со слёзками и зверствами:

"Архиепископ Сильвестр был заключён в тюрьму, где в течение двух месяцев его истязали, требуя от него покаяния. Ничего не добившись, безбожники подвергли святителя жестокой и мучительной смерти. Прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, они раскалёнными шомполами прижигали его тело, а затем раскалённым докрасна шомполом пронзили сердце. Архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину 26 февраля 1920 года".
https://omsk-sobor.ru/%D0%BE-%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5/%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0-%D1%81-%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%BC%D0%B8-%D1%81%D1%89%D0%BC%D1%87-%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0-%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B5%D0%B2%D1%81/


Акафист: "Весь мир ужасом многим содрагашеся, слышавше, киими истязаньми и мученьми изнуряем был еси, достославный новомучениче Христов, егда тя люте истязавши пытки страшныя привменяху и гвоздьми острыми, яко стрелы израняху твое честное тело даже до крове".

Понятно: мученик.

Уточнение:

Согласно документам, найденным главным специалистом Исторического архива Омской области М. Ф. Паниной, епископ после прихода красных был взят под арест, но по требованию горожан освобождён вечером того же дня и изгнан из архиерейского дома. Это все произошло в 1918ьгоду, еще до установления павления Колчака. После второго приходл красных Сильвестр не арестовывался, а жил у священника Фёдора Чемагина и умер 10 марта 1920 года от рака кишечника. О кончине архиепископа от указанного заболевания сообщается в Книге регистрации актов гражданского состояния о смерти по 3-у району Омска за 1920 год. М. Ф. Панина также опубликовала письмо М. А. Столповского, где говорилось о естественной смерти епископа Сильвестра от «кишечного рака» и его захоронении в «Соборном склепе». Не найдено никаких документов, подтверждающих факт ареста архиепископа или содержания его в тюрьме.


Понятно: только исповедник.

Хотя все равно непонятно - а где тут исповедничество за Христа? Смерть от онкологии какое имеет отношение к вере?


***

«Впервые омичи узнали о пастырском подвиге Сильвестра из публикаций «Ореола» (20-26.02.1997 «Владыка умер в каземате») и Архивного вестника (№6, 1998. Омск. «Архиепископ-бунтарь»), - утверждает И. П. Шихатов, автор вышеперечисленных статей, в своей очередной публикации «Тайное захоронение - последний приют архиепископа Сильвестра» (Архивный вестник, №13, 2005, Омск). «Многие архипастыри Омской епархии закончили свою жизнь в лагерях или же были расстреляны. Но жизнь Сильвестра во благо церкви и трагическая кончина его во имя веры потрясли меня, и задался тогда я целью восстановить житие пламенного и несгибаемого подвижника церкви. Исследованы были следственные дела ЧК, прокуратуры, судебной палаты, ЗАГС, сибирской прессы за 1920 г. Архипастырь Сильвестр принял мученическую смерть в Омской тюрьме, совершив духовный подвиг, достойный памяти потомков. Биографическую справку и портрет а. Сильвестра я передал в Омскую епархию в феврале 1997 г., которая и представила кандидатуру Сильвестра на канонизацию».

В статье «Архипастырь-бунтарь» И. П. Шихатов нарисовал следующую гибели Сильвестра: «В тюремном каземате Омского замка допрос и пытки продолжались два месяца, но монах был духу крепкого и несокрушимого, ни в чем не раскаялся, не повинился. Большевики для него навсегда остались антихристами, сокрушителями веры и осквернителями святынь. Ничего не добившись презрительными и унизительными пытками от стойкого духом пастыря, заплечных дел мастера подвергли его долгой и мучительной казни, распяв и прибив его к полу гвоздями, прижигая тело страдальца за веру раскаленным шомполом, а потом этим же шомполом, раскаленным докрасна, проткнули его сердце. И случилось это 26 февраля 1920 г.

Так закончил свою земную жизнь архиепископ Сильвестр — мученик за православную веру. <...> Случай в истории гражданской войны уникальный. Историки и архивисты знали об этом событии, но писать о поражении «интернационалистов» по определенным причинам было невозможно».

Случай действительно уникальный: подвергнуть человека таким нечеловеческим пыткам! Иван Павлович утверждал, что при составлении биографической справки архиепископа Сильвестра им были изучены архивные документы. Но в своих публикациях он не назвал ни одного документа, не подтвердил документальными свидетельствами хотя бы факт ареста архиепископа или содержания его в тюрьме.

... В деле оказалось подшитым письмо Митрофана Алексеевича Столповского, адресованное А.Ф. Палашенкову: "Дорогой Андрей Федорович! Не могу уточнить бывших в Омске архиереев. Начну с архиепископа Сильвестра. Архиепископ Сильвестр был в полном смысле аскет. Народ к нему относился с любовью. Ноябрь 1917 г. <...> власть Советов <...> разрушалось старое, создавалось новое. Церковь не трогалась. В конце 1917 г. или начале 1918 г., хорошо не помню, как-то встали утром, и нам сообщили, что ночью слышен был звон большого соборного колокола. Вскоре заговорили: арестован архиерей, убит келейник. Часов около 10 утра мне пришлось идти через Соборный сад (Сад пионеров). Когда я вошел в сад, мне навстречу быстро шел мужчина из простолюдин, в пиджаке нараспашку, очень возбужденный, красный и громко говорил: «Они за церковь взялись, стреляйте <...> умру за веру Христову». Около собора была толпа, преимущественно женщины. По саду и около церкви ходили воины. Раздавались выстрелы <...> Оказалось, из Екатеринбурга (Свердловска) прибыл отряд Запкуса. Один вид воинов этого отряда приводил в ужас: в больших папахах, полушубках, за поясом револьверы, гранаты, и на боку сабли в металлических ножнах. Приехав в Омск, эти воины первым делом арестовали архиерея. При аресте архиерея был убит келейник, когда он открывал дверь, так, из любви к искусству. Это был тихий, смирный послушник лет 30-ти, конечно, он не мог оказать какого-нибудь сопротивления.

Время тогда было еще не такое, как теперь, и браться за церковь было опасно. Не знаю, выбранные депутаты от православных или толпа потребовала от кого следует освобождения архиерея, и он днем был освобожден. Больше его не трогали. (По слухам, Запкус, начальник отряда, впоследствии был расстрелян).

Июньский переворот <...> Омск - столичный город <...> В городе появились видные общественные деятели, научные работники.

14 ноября 1919 г. пришла Советская власть; начались аресты. Были арестованы настоятель собора протоиерей Соловьев и регент Китаев.
Настоятелем Собора назначен был о. Федор Чемагин. Жил он в церковном доме на Коммунистической улице, ближе к Иртышу. Когда Сильвестра выдворили из архиерейского дома, он поселился у Чемагина. Вероятно, всё перенесённое архиереем Сильвестром отразилось на его здоровье. Он заболел и, как видно, раком желудка. Я был назначен секретарем финансово-счётного п/отд. [подотдела]. В штат моего отдела был назначен делопроизводителем П. А. Чемагин. Я его не знал. Чемагин П. А. каждый день сообщал нам сведения о ходе болезни архиерея и возмущался тем, что он живет на одном хлебе. В начале 1921 г. арх. Сильвестр умер...» (ф. Р-2200, оп. 2, д. 1883, л. 60-61 об.).

В Книге регистрации актов гражданского состояния о смерти по 3-у району г. Омска я нахожу актовую запись №96 о регистрации смерти архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (ф. Р-580, оп. 3, д. 48, л. 96). Эта запись не только подтвердила воспоминания М. А. Столповского о причине смерти Сильвестра, но и указала на место его погребения. Вот её полное содержание: «Книга записей смертей за 1920 г. Отдела записей актов гражданского состояния при Омском губревкоме 3-го района. № записи - 96. Месяц и число смерти - Марта 10-го дня в 2 час. 30 мин. дня. Место смерти - гор. Омск, улица Главноуправленская, 46. Пол умершего - мужской. Имя, фамилия и род занятий умершего - Сильвестр, Архиепископ Омский и Павлодарский. Причина смерти - Кишечный рак. Фамилия, имя и местожительство врача, выдавшего свидетельство о смерти и дата свидетельства - Зинин М. П. Омск, улица Банная, №78. Свидетельство от 11 марта 1920 г. Место погребения - В Соборном склепе, ул. Красный Путь. Год, месяц и число рожд. умершего - 1860 г. января 1-го дня. Семейное положение умершего (холост, вдов, разведен) - Архиепископ. Имя, фамилия и местожительство лица, заявившего о смерти - Виктор Кергесар, Омск, Тарская улица № 19».

Известия Омского государственного историко-краеведческого музея: Сб. науч. трудов. №19. / Мин-во культуры Омской обл.; ОГИК музей. Омск, 2014. сс.123-126.
https://omsk-history.livejournal.com/123335.html

***
А кто вытащил Сильвестра на канонизацию? - Старый блядун Феодосий Процюк, омский митрополит и сексуально ненасытное позорище РПЦ.
см.
https://diak-kuraev.livejournal.com/619726.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/1222415.html

"Митр. Омский Феодосий на женщин падок был еще в 80-е, из-за этой падучести у него потом часть духовенства в РПЦЗ ушла, а ведь они письма писали в патриархию, верили, что разберутся. Пришли те письма обратно к митрополиту и он разобрался вместе с уполномоченным и обкомом. Одних в заштат, других в запрет. Курочкины ушли в РПЦЗ, дак он их обвинил в антисоветской деятельности и пособничестве мировому империализму. Мне еп. Евтихий рассказывал, что его жалобу тогда рассматривать поручили арх. Иоанну (Снычеву), но он ничего ровным счетом не сделал. Далеко не самые худшие люди ничего не стали делать с этим, судьбы десятков людей были искалечены в результате таких дел, но кому до них было дело. Митр. Феодосий спокойно дослужил до глубокой старости в Омске."
https://diak-kuraev.livejournal.com/573994.html?thread=157082154&format=light#t157082154

Митр. Иоанн Снычев величал его "бесстыжий жеребец".

преемник Феодосия по Омской кафедре митр. Владимир Яким:

"Митрополит Омский и Таврический Владимир по поручению главы РПЦ взялся вернуть в лоно церкви имущество (автомобили, дом, иконы и пр.), присвоенное бывшим руководителем епархии Феодосием.
«Я молчал-молчал, но вот и сказал вам всю правду – заметил с облегчением митрополит - Там есть еще и другие вопросы о его жизни – там это ужасно, но я этого говорить не буду»".

http://obkon.ucoz.com/load/smi/feodosij_verni_imushhestvo_cerkvi/8-1-0-109

Это к вопросу о том, кто решает, кто свят, а кто нет.

***
Чудеса свщмч. Сильвестра:
https://omsk-eparhiya.ru/5066-2/
Tags: Жития
Subscribe

  • Недоепископ

    31 марта 2009 года на заседании синода, которое впервые прошло под председательством 16-го Предстоятеля Русского Святейшего Патриарха Московского и…

  • Близится час канонизации Никодима Ротова

    «Особенно вспоминаю в этот день приснопамятного митрополита Никодима, моего учителя. Испытываю особое чувство благодарности к моему духовному…

  • Оушн оф фэнтэзи

    архиепископ Волынский Антоний Храповицкий, сожалея, что в марте 1905 года не удалось добиться восстановления патриаршества, фантазировал: «Если бы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 118 comments

  • Недоепископ

    31 марта 2009 года на заседании синода, которое впервые прошло под председательством 16-го Предстоятеля Русского Святейшего Патриарха Московского и…

  • Близится час канонизации Никодима Ротова

    «Особенно вспоминаю в этот день приснопамятного митрополита Никодима, моего учителя. Испытываю особое чувство благодарности к моему духовному…

  • Оушн оф фэнтэзи

    архиепископ Волынский Антоний Храповицкий, сожалея, что в марте 1905 года не удалось добиться восстановления патриаршества, фантазировал: «Если бы…