диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Феодосий Процюк

Раз имя этого омского митрополита снова всплыло (в качестве канонизатора Сильвестра), выношу отзыв о нем из старой темы 2014 года (это еще при жизни Феодосия)
https://diak-kuraev.livejournal.com/619726.html

tondespotin
17 февраля 2014

я не могу отвечать за автора этого небольшого и далеко не совершенного рассказа, пропустившего подлинную историю через свои литературные фильтры. Но я хорошо знал его главного героя.
Процюк никогда никого не насиловал и не принуждал. Он был очень интересный мужчина - черноглазый, черноволосый, с необыкновенно живым, энергичным лицом; женщины находили его очень привлекательным. Глубоко по своей натуре он был артист, всю жизнь несший свою личность впереди себя и свято ей служивший. Его манера говорить была очень выпуклой – он четко артикулировал и сверлил вас пристальным, допытывающим взглядом, и во всем был порывист и подвижен. Он был сыном своей западно-украинской православной культуры – патетичен и сентиментален до слезливости, набожен и необыкновенно поверхностен. «Божа Матерь» на устах, рождественские украинские колядки, распеваемые многочисленным клиром на утрене в алтаре, любовь к машинам, женщинам, застольям, и во всем какая-то плутоватость, - это епископ Смоленский и Вяземский Феодосий 2-й половины 70-х гг.
Из его окружения потом вышли три архиерея – два митрополита и епископ, люди достойные своего звания. Не столько благодаря, сколько вопреки ему. Это был настоящий князь церкви, феодал в рясе. У него все везде было схвачено и проплачено. Заметьте, это были 70-е годы, время самого глубокого застоя системы. В какой-то степени, он был прообразом предпринимателя начала 90-х. Уполномоченный по делам религий, с которым он дружил кошельком, мог вышвырнуть его из Смоленска в два счета, зная о его проделках. Но этого не сделал. Феодосий был красноречив и риторичен в своих проповедях, в которые сам не верил, и его иногда заносило так, что для красного словца мог наврать с три короба.
В рассказе он несколько ходулен, в жизни же – пусть спорная и неоднозначная, но - личность. Ксения Кирилловна безвольна и нравственно дезориентирована, но таких я тоже встречал. Конечно, сейчас нам легко их судить, но тогда было иначе. И потом, человек не всегда способен не поддаваться компромиссу со своей совестью.
на что "клевали" посторонние женщины - мне, как мужчине, трудно судить. Может быть, на экзотику ситуации тоже. Но скорее всего, на естественные мужские качества Феодосия. Откуда информация и достоверна ли она? Из личного опыта.Во второй пол. 70-х я был у него иподиаконом и близко общался с владыкой. Он не отказывал себе в удовольствии лично проводить экскурсии по собору, особенно, если о посетителях его извещали из облисполкома. Я иногда сопровождал его и с интересом наблюдал, как оживлялся он в присутствии красивых женщин.
в священники шел не "каждый мужик", особенно тогда, в 70-е. В батюшки шли по приговору судьбы, и обратной дороги не было даже в грузчики. К тому же, те из них, которые были с образованием, хотели сделать карьеру. Настоятель смоленского каф. собора собирался в заграничную командировку (тогда это слово произносилось с трепетом), и на карту было поставлено все. От архиерея требовалась характеристика. Но владыка был слаб до женщин, а у отца настоятеля была обворожительная матушка, которая, как женщина, не могла оставаться совсем уж безразличной к элегантным ухаживаниям интересного, властного мужчины. Не забывайте, что церковная этика во многом строится на библейских нравственных парадигмах и архетипах поведения. Загляните в Быт. 12:10-16, и Вам многое станет понятно. батюшка тот за границу тогда поехал.


Да, Андрей Вячеславович, Вы абсолютно правы. Речь в рассказе идет об Игоре Ивановиче Процюке, известном под именем Феодосий, по недоразумению ставшем священником, а затем монахом и епископом, и всю свою святительскую жизнь подвязавшемся в ухаживании за матушками и сторонними женщинами. Светлой памяти Патриарх Пимен пересылал ему же непрерывный поток жалоб от священников, пока тот сидел на смоленской кафедре. Много позже, по возвращении из берлинского "плена" уже на сибирскую кафедру, скандал все-таки разразился - омские священники накатали на него коллективную бумагу (кажется, хотели даже побить), и дело дошло до суда. Не подумайте слишком серьезно - до суда церковного. Чтобы приструнить и пожурить, приехал тогда митр. Гедеон на суд. Но он больше защищал Процюка, нежели порицал. Вот так этот блядун и дожил благополучно до пенсии. Если и жив еще, ему должно уже быть 87.
Смиренный бывш. иподиакон Его Преосвященства еп. Феодосия Смоленского и Вяземского
Ваш Тон Деспотин "

3axap_kap_kap 9 февраля 2014, 16:20:46
Уважаемый писатель Геннадий Зубов,
именно факт незнания того, что на "столе лежит отрез материи на платье- это мой тебе подарок"- свидетельствует о том, что Вы не в теме.
Отрез материи- спросите у городских матушек.
А также епископа Евтихия и диакона Сергия Бурдина, которые против этого беспредела восстали.
Могу накидать имена пострадавших, 70-х годов рождения батюшек и матушек.
А за Вас искренне рад, что отказались рукополагаться у Процюка. Феномен Вашего архиерея не стал достоянием общественности только благодаря трем иерархам, ныне покойным: патриархам Пимену и Алексию и митрополиту Гедеону. Удивительные обстоятельства смерти двух последних легко доказывают, что Бог есть.


okkamov
За грубость и невежливость приношу извинения. Не сдержал эмоции. Дело в том, что меня рукопологал митрополит Феодосий. И прочитать подобное о человеке рукопологавшим тебя - ЭТО ДУШЕВНАЯ ТРАВМА. Я знаю, что он отнюдь не ангел. Я знаю, что судьбы священников ломались переводом в голодоморные села. Но вот ТАКОЕ и в страшном сне не могу предположить. И до сих пор не верю. Бльно.


Аноним
C митрополитом Феодосием были доказанные факты еще в конце 80х, были жалобы в патриархию, потом была даже комиссия под руководством архиеп. Иоанна (Снычева), который ничего не стал разбирать. Потом была разборка с попами Омской епархии самого митр. Феодосия, после которой возникли приходы РПЦЗ в России. Если кто хочет узнать историю подробней, съездите к вл. Евтихию, расспросите, как получилось, что он оказался в РПЦЗ, может быть он вам расскажет. Может и о. Иоаким Лапкин рассказать о делах давно минувших дней, благо с о. Игнатием Лапкиным многие, читающие форум уже знакомы. В самом деле, Потеряевка (как символично звучит!!!) далеко не самое худшее место, чтобы потеряться и жить с Богом, а не в этом жутком дерьме, которое производили высокопреосвященнейшие.
Когда пришло время приходам РПЦЗ в Омской епархии принимать решение о том, возвращаться ли в лоно РПЦ, то для них это опять же означало возвращение к митрополиту-блуднику, митрополиту, который в советское время закрывал храмы, который их гнобил, используя слабевшую тогда КПСС и комитет по делам религий. Кому интересно, поинтересуйтесь, свидетели еще не все ушли в мир иной.


a_avvakum
Владыка Феодосий Процюк был в свое 1964 -66й годы время правящим Полтавским и Кременчугским. Когда его прислали, а он был тогда в те годы молод и необычайно темпераментен. Полтавчане его называли «ураган». У него на Трегубовской (ныне ул. Карла Либкнехта) была женщина, как весело смеялись наши полтавчане-соборяне - «ему врач приписал». И ни у кого это, в те годы, не вызывало ненависти, осуждения, или возмущения. Это жизнь. Просто сегодня, давайте согласимся, мы все наэлектризованы ненавистью и стали болезненно невротичны. Оттого, и все.
Однако, в целом, для Полтавщины правление владыки Феодосия(Процюка) было благословенным и полезным. Полтавчане, остающиеся в живых и помнящие ту эпоху и поныне вспоминают его с благодарностью. Мне диакон Димитрий(Щекань) рассказывал. Он, владыка Феодосий(Процюк) остановил вакханалию закрытия храмов. После еп.Алипия подписавшего закрытие Преображенского собора(что на рынке) и взорванного, маленькая Макариевская церковь стала, кафедральным собором и правящий архиерей в неимоверно стесненных условиях начал служить там. Но, советским атеистическим властям хотелось что бы в Полтаве не осталось ни одного храма. Рядом с церковью началось строительство детского садика. Владыку Феодосия вызывают к уполномоченному (Никифор Якович Базулук) и начинается разговор с дальновидным прицелом — закрыть и ее:
-Знаете, строится детсадик возле Макариевской церкви. Детишки будут играть во дворе или смотреть в окна и видеть этот, согласитесь, пережиток прошлого, видеть эти кресты, напоминающие кладбище. А ведь они только начинают жить. Этот унылый вид будет негативно влиять на их еще не окрепшую нервную систему ребятишек. Церкви не место возле детсадика. Понимаете?
Владыка Феодосий как обладающий вулканическим характером возмущенно подобно бомбе взорвался. Да, так взорвался, что парализовал волю чиновников атеистов, при сем страшно напугал их:
-Ах, ё!!!... вашу мать(так и вскричал)! Кто первым начинал здесь строиться?! Церковь или ваш детсадик!!? Ответьте мне? Вот, ответьте мне, я вас спрашиваю?! Кто?! Я буду писать всюду и на «Голос Америки», и на «Радио Собода» и на «ВВС» ежели не оставите церковь на Полтавщине в покое!!!
-Ш-ш-ш...Тише, тише, тише! Мы все поняли, мы вас поняли... Гонитель веры и Церкви Хрущев уже был снят, время насильственного инициативного закрытия церквей для партийцев желающих выслужиться таким образом, уже неумолимо прошло. Времена ставали немножко другие. Попытка закрытия Макариевской церкви была искрометно, напрочь, в корне раз и навсегда пресечена. Мат, обычное мужицкое матерное слово помогло, о странно чудо?!, помогло церкви устоять!

В епархіальном управлении во флигеле оставалась жить племянница бывшего владыки. Перед Феодосием встала нелегкая дело выкурить из флигеля. Но, она оказалась дамой с очень крєпким характером, желєзними нервами и такими же острыми железными зубами. На все разумные доводы покинуть епархию и выбраться в собственную квартиру в городе, она, естественно при поддержке власти, не желала оставлять дом, который она почему-то считала своим. Что ей уже там не говорили, как ее не гнали, она не уходила и все. Упёрлась упряма, как дикая горная коза. Владыка Феодосий обращался и к властям, чтобы власть может как-то уговорит ее, разрешить ситуацию. А властям этого только и надо. Власть, в те годы была далеко не на стороне церкви и епископа. Она отвечала в том смысле, что епархиальное управления это собственность государства, пусть племянница владыки Алипия живет там и здравствует хоть сто лет: дай Бог ей здоровья, она вам там не мешает, живите с ней вместе и радуйтесь. Таким образом, иподиаконам и приєзжим с дальних благочиний священникам в епархии переночевать было негде.
Тогда владыка Феодосий решил предаться «екстрагавантным», так сказать, экстраординарным методам решения этого остро спорного вопроса и в конце концов с боями «выкурить» из флигеля строптивую племянницу. Подходила осень, начинало холодать, племянница Алипия(я так ее называю, ибо ни имени ни фамилии я не знаю) решила протопить печку. Сказано - сделано, она, весело напевая, внесла дров и затопила. Чу, что такое? Весь дым пошел в дом. Печка всегда горела хорошо, тяга, тоже, всегда была хорошая, а это что-то не понятно? Позвала печника, тот посмотрел, почистил, сажу потрусил. Затопили - вновь дым идет в дом. И, что такое!? Что за причина? Подумали: то не сглазили случайно на «запорных» дымоходных бєсов. Вызывали знахаря, что бы он заклинаниями, прочистил «дымоходную карму» и проход открылся. Словом обдумали, передумали и переделали все, что можно было сделать. Все сделали, а как затопят - дым опять в гости в дом!
Полезли наверх к дымоходу, и глядь! А он фуфайкой заткнут. Позже выяснилось: владыка Феодосий вдохновился на борьбу с продерзой, строптівой бабой аки Давид на Голиафа и сам лично лазил по лестнице наверх затыкать дымоход. Он, потом в сердцах сам сознался. Горячий был, очень вспыльчивый такой.
В конце концов он с секретарем Всеволодом, то прокрались в флигель, когда не было племянницы дома, и развалили ту злополучную пещь. Думали, как развалят, так и делу конец. Но, не тут то было! Племянница подала в суд. Владыку Феодосия помʼянули в суде, привлекли к отвєтственности. Им грозило, как постановил суд, пятнадцать суток принудительных робот, как за мелкое хулиганство: рыть на улицах в центре Полтавы водопроводные канавы-траншей. И вот, владыка Феодосий, и секретарь прот.Всеволод решили срочно исправить ситуацию: они составляют-слепляют ту злополучную печку до города, до кучи. Всеволод, как меньший специалист по промишлєнності, месит глину и подносить кирпичи, а преосвященный за старшего мастера - печника, торжественно кладет кладку. И при этом поют стихиру во глас 6й: «Иже крестом ограждаемся, врагу противляемся…» Работа в руках кипит, спорится, аж любо-дорого было глянуть со стороны.
В конце концов вопрос решился как-то сам собой. Племянница выбралась в город в свою квартиру и флигель к радости епархии освободился…
Рассказывал мне старый соборный пономарь Иван Григорович Гайдамака
***

Думаю, что тут у о. Аввакума путаница с другим Феодосием (Дикуном):

7 октября 1967 года назначен епископом Полтавским и Кременчугским.

25 октября 1977 года отправил Л. И. Брежневу двухсотстраничное письмо, в котором изложил беды Церкви. Письмо попало за рубежи СССР, было переведено на многие языки, передано по радио «Свобода» и другим радиостанциям. В связи с этим давление на Церковь было ослаблено, но сам епископ подвергся наказанию — был переведён на Вологодскую кафедру.
Tags: Епископит
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Еще один суд с секретными обвинениями

    "Вы вызываетесь в качестве обвиняемого на заседание епархиального суда нижегородской епархии в связи с публичными высказываниями, сделанными вами в…

  • Богоподобный суд?

    «Сегодня изверженные из сана клирики и их сторонники требуют «независимого суда», уподобляя церковный суд светскому суду по гражданским спорам. «Как…

  • Наши почетные великомученики

    "Быть епископом в 21 веке это совсем другие нагрузки, другое служение, нежели оно было в 20 веке, несмотря на то,что там были открытые гонения. Было…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

Recent Posts from This Journal

  • Еще один суд с секретными обвинениями

    "Вы вызываетесь в качестве обвиняемого на заседание епархиального суда нижегородской епархии в связи с публичными высказываниями, сделанными вами в…

  • Богоподобный суд?

    «Сегодня изверженные из сана клирики и их сторонники требуют «независимого суда», уподобляя церковный суд светскому суду по гражданским спорам. «Как…

  • Наши почетные великомученики

    "Быть епископом в 21 веке это совсем другие нагрузки, другое служение, нежели оно было в 20 веке, несмотря на то,что там были открытые гонения. Было…