диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

в МК

"Лучше смерть, чем сапог американский": почему Кураев не жалеет сана
Близость церкви к власти заставляет видеть в действиях мятежного протодиакона больше, чем бунт против патриарха и патриархии

"Изучив поступившее от протодиакона Андрея Кураева ходатайство о пересмотре дела № 50-54-2020, епархиальный церковный суд города Москвы не нашел причин для такового пересмотра". Впрочем, последняя точка в деле об "извержении" мятежного протодиакона из сана все еще не поставлена. Решение от 4 марта должен утвердить патриарх, а до этого Кураев может обратиться с апелляцией в Высший общецерковный суд.

Но в конечном исходе сомнений нет ни у кого, включая и самого "подсудимого".

"Стоишь вот на пороге, думаешь, плакать или радоваться разлуке, и тут из прежнего мирка доносится вот это", - написал Кураев в своем блоге после последнего заседания епархиального суда. "Вот это" - приведенные им слова митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона. И впрямь, мягко говоря, неординарные. Не всякий большевистский комиссар подписался бы под такой речью. А тут - православной архиерей, призванный, по идее, сеять доброе и вечное, проповедовать христианскую любовь и всепрощение. Впрочем, судите сами.

"Наши милые подростки, иначе не скажешь, настроены антигосударственно, антиисторически, штрейкбрехерски и, более того, скажу по-русски, предательски, - сетует владыка Пантелеимон. - 14–15 лет человеку, милое дитя. Я недавно услышал рассказ, как в одной школе прошла встреча с генералом, дети начали задавать вопросы не о том, как и почему что-то случилось, а в духе осуждения всего в стране... Лучше смерть, чем сапог американский и страх. Полуголод, а то и голод - но чтобы правда. Они не видят ничего опасного, а видят опасность в том, что государство само себя защищает в лице законов, президента, губернатора и специальных силовых структур".

Кураев называет высказывание, обогатившее церковную риторику термином "дети-предатели", "обезболивающим" - для себя: "Хочу ли я быть в рядах "смиренных послушников" вот у этого? Хочу ли я, подобно Худиеву, апологетировать любые издаваемые ими звуки? Нет, не хочу... И понимаешь: слава Богу за всё! А вот это цитированное - не от моего имени, пожалуйста. И хорошо бы - не от имени Христа".

Кураев ясно дает понять, что с "прежним мирком", священнической корпорацией, расстается без особого сожаления. И, зная его биографию, это вряд ли можно назвать позой, хорошей миной при плохой, проигранной игре. Вставая перед выбором - чинопочитание или свобода мысли и слова - он всегда выбирал последнее.

Вот, к примеру, что говорил отец Андрей автору этих строк о причинах своего ухода из патриархии в 1990-х - с должности референта Алексия II: "Понял, что это все-таки не мое... Я искренне любил патриарха и защищал его. Но получалось, что я должен профессионально врать. Такая ситуация меня по определению не устраивала. Были и другие аргументы. Накопилось много своих мыслей, текстов... Мне стало просто тесно в рамках официальной должности".

Та наша беседа состоялась девять лет назад, в 2012 году, когда Андрей Кураев кардинально разошелся с начальством во взглядах на известную акцию "Пусси Райот" в Храме Христа Спасителя. И незадолго до его увольнения из Московской православной духовной академии - "за эпатажные высказывания в Интернете и масс-медиа".

Послушнее за эти годы Кураев, как видим, не стал. В другом нашем интервью он так объяснял свою неугомонность:
"Что такое церковь? Мы раз за разом видим, как это понятие отождествляется с узким кругом высших церковных чиновников... Отождествлять мнение церкви и мнение патриарха – это, простите, больше, чем папизм... Как говорит один мой знакомый католик, "опасайтесь несертифицированного папизма!". А у нас сегодня этот несертифицированный папизм цветет и пахнет. И я считаю, что это мое церковное послушание, послушание Церкви Христовой - пищать, что я с этим не согласен. На такую мутацию моей родной церкви я не подписывался, принимая в ней крещение".

О том, в какой мере слова и поступки Кураева соответствуют православным канонам, судить "снаружи" трудно. Это их, как говорится, внутренние, церковные "разборки". От государства церковь сто лет с лишним как отделена.
Заместитель председателя московского епархиального суда протоиерей Владислав Цыпин сравнивает церковную юстицию со служебной проверкой в мирской организации: "Она распространяется на отношения, которые возникают только в связи с добровольным занятием человеком должности в той или иной организации и его согласия на подобную проверку. Альтернатива всегда существует: разорвать связь с этой организацией и ни в каких проверках не участвовать".
Что тут скажешь? Все верно: церковь - дело добровольное. Никто не заставляет тебя надевать рясу, но уж коли надел, коли вступил в корпорацию, то будь добр, подчиняйся ее законам и правилам, сколь бы нелепыми и несправедливыми они тебе не казались. Или уходи.

Но есть одно "но". Многое, слишком многое указывает на то, что, вопреки официальным декларациям, церковь и государство не так уж далеки сегодня друг от друга. Более того, складывается отчетливое ощущение, что РПЦ - часть одной общей "вертикали". Ее духовно-идеологическая ветвь.
Об этом говорят и заявления иерархов РПЦ, касающиеся текущей политической ситуации. Не все они столь зажигательны, как процитированные слова митрополита Пантелеимона, но многие - да, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что большинство, - выдержаны в том же духе. В духе полной солидарности с властью.

Об этом говорит и сам суд над Кураевым, до боли напоминающий светские суды по политическим делам. Инаковерующих в России судят по той же модели, что инакомыслящих.

"Был очевидный контраст между вполне доброжелательным ходом общения, составлением протокола суда - и итоговым приговором, - рассказывает Кураев о рассмотрении его апелляции. - Это, плюс очень маленький зазор времени между подписанием протокола и объявлением приговора, показывает, что решение было принято не судом и заранее. И любые мои слова ничего не значили. Суд - не место для дискуссий".

Для сравнения: московские суды рассмотрели 2,2 тысячи административных дел в отношении участников недавних протестов и не вынесли ни одного оправдательного приговора. Ни одного!
Такое сходство "епархий" заставляет видеть в действиях Кураева больше, чем бунт против патриарха и патриархии. А в его беспощадной характеристике церковного аппарата, - не только церковный аппарат: "Тут диагноз требует латыни: ohuentus banalis. Упоение властью, деньгами, безнаказанностью, подмена реальности риторикой и отчетами... Еще несколько лет назад я спрашивал людей, близких к патриарху: "Скажите, а остался еще в его окружении человек, который может сказать три страшных слова: нет, Ваше Святейшество?" Мне ответили: "Нет, таких людей уже не осталось". Но система без дискуссии и без обратной связи - это, мягко говоря, рискованный проект".

Болезнь у обеих "систем" одна и та же. Один из главных ее симптомов - абсолютная непереносимость тех, кто смеет перечить "святейшествам".

Андрей Камакин
https://www.mk.ru/social/2021/03/05/luchshe-smert-chem-sapog-amerikanskiy-pochemu-kuraev-ne-zhaleet-sana.html
Subscribe

  • Еще один суд с секретными обвинениями

    "Вы вызываетесь в качестве обвиняемого на заседание епархиального суда нижегородской епархии в связи с публичными высказываниями, сделанными вами в…

  • Богоподобный суд?

    «Сегодня изверженные из сана клирики и их сторонники требуют «независимого суда», уподобляя церковный суд светскому суду по гражданским спорам. «Как…

  • Наши почетные великомученики

    "Быть епископом в 21 веке это совсем другие нагрузки, другое служение, нежели оно было в 20 веке, несмотря на то,что там были открытые гонения. Было…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Еще один суд с секретными обвинениями

    "Вы вызываетесь в качестве обвиняемого на заседание епархиального суда нижегородской епархии в связи с публичными высказываниями, сделанными вами в…

  • Богоподобный суд?

    «Сегодня изверженные из сана клирики и их сторонники требуют «независимого суда», уподобляя церковный суд светскому суду по гражданским спорам. «Как…

  • Наши почетные великомученики

    "Быть епископом в 21 веке это совсем другие нагрузки, другое служение, нежели оно было в 20 веке, несмотря на то,что там были открытые гонения. Было…