диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Культ невинности и незнания

Почему православные накануне длиннющего двухмесячного Великого Поста все же постятся еще неделю – масленицу (да, масляница это пост, когда еще можно есть молоко и яйца, но уже нельзя есть мясо)?

В старину это называлось «Ираклиев пост». И он был очень строгим, безмолочным. Строгость его была связана со следующими обстоятельствами правления византийского императора Ираклия:

В 614 году «произошла резня между жителями города Иерусалима: Евреями и христианами, которые усилившись массой поразили и умертвили многих Евреев. Остальные Евреи бросились со стен и перешли к войску греческому» (Себеос. История императора Иракла, 24). Иерусалим немедленно осадила персидская армия, взяла его, и изгнала вон остававшихся там евреев. Так говорит армянский историк.

На деле все было сложнее: изначально персидский царь Хосров II отдал Иерусалим в управление иудейской общине, но уже в 617 году изменил свое решение и изгнал евреев из Иерусалима https://polit.ru/news/2013/09/12/ps_mazar/.


Но в два благоприятные для себя года, согласно сообщению Антиоха Стратига в «Пленении Иерусалима», «недобрые иудеи обрадовались, увидев, что христиане отданы в руки врагов, и задумали злую мысль, так как значение их у персов было велико за их предательство. В то время подступили иудеи к краю цистерны, звали сынов божьих, заключенных, и говорили им; “если хотите спастись от смерти, сделайтесь иудеями, отрекитесь от Христа, поднимитесь из вашего места и приходите к нам! Мы выкупим вас нашими деньгами, и хорошо будет вам от нас". Покупали они христиан из цистерны, давали серебро персам, приобретали христианина и резали, точно овцу. Когда народ был уведен в плен, иудеи остались в Иерусалиме и начали собственноручно разрушать святые церкви, оставшиеся неразрушенными, и сжигать их. Сколько душ было заклано в водоеме Мамилы! Сколько душ погибло от голода и жажды! Сколько священников и монахов было истреблено мечом! Сколько младенцев было раздавлено ногами, погибло от голода и жажды и занемогло от страха и ужаса пред врагами! Сколько родителей погибло над своими детьми! Сколько народу было скуплено иудеями и зарезано, и они сделались исповедниками Христа! Сколько душ, отцов, матерей и мальчиков-младенцев, скрывавшихся в ямах и цистернах, погибло от мрака и голода! Сколько душ устремилось в церковь Воскресенья, в Сион и другие церкви, и там было истреблено и сгорело в огне? Кто бы мог счесть множество мертвецов, павших во время резни в Иерусалиме?» http://vostlit.narod.ru/Texts/rus8/Stratig/text.htm (Антиох Стратиг - монах лавры прп. Саввы Освященного. Греческий оригинал его труда утерян, но сохранились арабский и грузинский переводы).

Когда в 620-е годы Ираклий отвоевывал захваченные персами земли, он пообещал евреям. Когда же император узнал о резне, то он сперва не хотел нарушать обет, и только под давлением христианского населения согласился совершить расправу над иудеями.
«Ираклиев пост» и был установлен во искупление нарушения им обета.

Так называемая антиохийская редакция Хроники патриарха Александрийского Евтихия сообщает следующее:
«Ираклий направился к Иерусалиму. Когда он подошел к Тивериаде, к нему вышли иудеи — жители Тивериады, горы Галилейской, Назарета и всех окрестных деревень. Они принесли Ираклию подарки, благословили его и просили, чтобы он гарантировал им неприкосновенность. Он гарантировал им неприкосновенность и написал об этом грамоту. Когда Ираклий подошел к Иерусалиму, его встретили монахи лавры и жители Иерусалима, и с ними местоблюститель иерусалимского престол Модест с кадилами и фимиамом. Монахи и жители Иерусалима сказали ему: “Иудеи, живущие в окрестностях Иерусалима и на горе Галилейской были с персами, когда те пришли, и сотрудничали с ними. Они-то и убивали христиан, еще больше, нежели персы, и разрушали и предавали огню церкви”. И они показали ему [тела] мертвых в Мамилле ...
Ираклий спросил их: “Что вы хотите?”.
Они ответили: “Сделай угодное нам и убей всех иудеев в окрестностях Иерусалима и на горе Галилейской ...”. Ираклий ответил им: “Как же я могу убить их, ведь я обещал им неприкосновенность и написал им грамоту?!” Они отвечали: “Мы возьмем на себя этот грех и искупим его. ...Мы заменим седмицу сыра и яиц перед Великим постом на строгий пост, который войдет в состав Великого поста. Мы будем соблюдать этот пост в твою честь и воздерживаться от яиц и сыра, покуда стоит христианство”. [До того времени] мелькиты на этой седмице воздерживались от мяса, но вкушали яйца, сыр и рыбу, как объясняет Типикон св. Саввы. Итак, они сказали: “Мы будем соблюдать [на этой седмице строгий] пост и будем воздерживаться от всего скоромного. Мы установим об этом правило, запрет и непреложную клятву и напишем об этом во все концы света, во искупление того, что мы просим тебя совершить”.
Ираклий согласился и предал смерти бесчисленное множество иудеев в окрестностях Иерусалима и на горе Галилейской — всех, кто попал ему в руки; однако некоторые из них попрятались или бежали в пустыни, долины и горы, а также в Египет» (Трейгер А. С. Макарий Синаит «О посте на сырной седмице» // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 53. сс.105-106).

Са'ид-ибн-ал-Батрик (сын патриция), избранный в 934-м году патриархом александрийским под именем Евтихия, составил краткую всеобщую историю, доведенную до 937 г. и озаглавленную Назм-ал-Джавахири т. е. “Нить драгоценных камней”. Впрочем, именно этот рассказ может быть вставкой: «Экскурсы, посвященные хронологии, постам у христиан и полемике с представителями других хрисианских конфессий, вводятся в «Историю» словами: «Сказал врач Саид ибн Битрик», из чего можно предположить, что они были включены в текст позднейшим продолжателем, заимствовавшим их из утраченных сочинений Евтихия» https://www.pravenc.ru/text/187574.html.
Арабский текст и латинский перевод изданы в PG v.111.

Рассказ патриарха Евтихия позже, в 13 веке, переложил Макарий, архиепископ горы Синайской
«Иудеи, жившие в Иерусалиме, восстали против живших в нем христиан и убили бóльшую часть [христианского населения]. Когда Ираклий вернулся из Персии, иудеи прибегли к хитрости и обману и встретили его с подарками. Он спросил их: «Вы кто?», на что они ответили, «Мы — слуги вашего величества, проживающие в Иерусалиме». Он заключил с ними союз и пообещал, что не тронет их. Когда он вошел в Иерусалим, оставшиеся [в живых] христиане, доселе прятавшиеся в горах и пещерах, собрались и пришли к нему. Он увидел, что их — ничтожное количество, и спросил их, что произошло. Они рассказали ему о том, как поступили с ними иудеи. «Как вы хотите, чтобы я поступил с ними?», спросил Ираклий. «Убей их, как они убивали нас», ответили они. Царь не хотел изменить [данному им] обету, но они принудили его к этому, взяв на себя обязательство поститься в течение одной седмицы каждый год во искупление его прегрешения. Это и есть седмица вкушения сыра и яиц» .

(Макарий Синаит. О посте на сырной седмице // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 53).

«По смерти Ираклия обещание поста было забыто, и жители Сирии возвратились к прежнему обычаю. Одни только копты продолжали соблюдать строгий пост и в сырную седмицу. Анонимный несторианский писатель конца Х-го в., составивший «Книгу доказательств об истинной вере», в ней, между прочим, пишет: «греки постятся неделю пред 40-цей, по их словам, из за обета, данного императором Ираклием, пощадить палестинских евреев. Удивительно, что они столько лет искупают однонедельным постом обет этого человека которого они сами же анафематствуют, как еретика-монофелита, и которого они даже лишили жизни, как тирана» (Карабинов И.А. Постная Триодь: Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. М., 2004, с. 33).

История печальная. Но на масляной неделе 2021 года на сайте патриархии появилась статья, где эта кровавая история предстала очень постно и духовненько: "Существует также версия, согласно которой Сырная неделя или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году — как особое дополнительное покаянное время" ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5782883.html).

За что именно и почему надо начинать каяться за неделю до начала общепокаянного поста - не упомянуто. Просто царь "успешно" вернулся с похода.
Подумаешь, какая мелочь - православный государь благочестиво "предал смерти бесчисленное множество иудеев — всех, кто попал ему в руки".

Вот из бесконечного числа таких умолчаний и складывается лайт-версия церковной и национальной истории. А попытки пояснить, что это искажение действительности, квалифицируются как "пересмотр истории" и почти уголовное преступление.

А еще эти умолчания порождают невежество, которое потом торжествующе вопиет: "да мы-то никогда и никого не забижали! все только нас ненавидят за нашу несравненную духовность!"

Итак, в богатой сокровищнице православных преданий можно найти средства к успокоению совести властителей любой кровоемкости. (Вспомним, как патриархи Вальсамон и Полиевкт уверяли, что помазание на царство смыло грех убийства царя Никифора Фоки с Иоанна Цимисхия).
Tags: Истории церкви, Пост
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Приказ: слушать святого отца!

    В начале месяца я писал про Новосибирскую ментолюбивую епархию https://diak-kuraev.livejournal.com/3322053.html Работа кипит - 9 апреля ПВО…

  • Архиерейский гнев

    описан в "Записках" епископа Енисейского Никодима. «В 1840 году, в Вознесение Господне, 4 Мая, я попросился служить с Митрополитом Филаретом в его…

  • Еще один церковный суд

    Это Тверь, и на этот раз процедуры суда были вообще никакими. "ХОДАТАЙСТВО О ПЕРЕСМОТРЕ ДЕЛА С заочным решением епархиального суда от 19 апреля…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 179 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Приказ: слушать святого отца!

    В начале месяца я писал про Новосибирскую ментолюбивую епархию https://diak-kuraev.livejournal.com/3322053.html Работа кипит - 9 апреля ПВО…

  • Архиерейский гнев

    описан в "Записках" епископа Енисейского Никодима. «В 1840 году, в Вознесение Господне, 4 Мая, я попросился служить с Митрополитом Филаретом в его…

  • Еще один церковный суд

    Это Тверь, и на этот раз процедуры суда были вообще никакими. "ХОДАТАЙСТВО О ПЕРЕСМОТРЕ ДЕЛА С заочным решением епархиального суда от 19 апреля…