
"Допустим, настанет война, закроются магазины, начнутся перебои с продовольствием, потом настанет голод. А христианин уже привык поститься, для него пост – это нечто органичное, естественное, то есть умеренное, сдержанное отношение к пище. И если у вас есть этот опыт, вам гораздо легче будет пережить эти тяготы и невзгоды. В блокадном Ленинграде среди подлинно верующих людей, которые всегда соблюдали церковный пост, смертность была гораздо меньше, потому что, в принципе, рацион Великого поста для них был незначительно более богат, чем блокадный рацион".
https://informpskov.ru/news/349050.html
***
Отклик Четвертого Пресвитера:
Отец Че, ознакомившись со столь глубокомысленными и беспристрастными выводами глубокоуважаемого батюшки Константина относительно пользы постов, тут же принял решение присесть за написание докторской диссертации на заданную тему. Ведь какое обширнейшее, практически неисчерпаемое поле для дальнейших изысканий ему открылось, благодаря почти гениальной догадке собрата и сослужителя. От волнения отец Че даже пристукнул кулаком по скрипучему кухонному столу и нервно засеменил по пяти квадратным метрам тесной кухни.
Ведь наверняка подавляющее большинство выживших в боях ВОВ были добрыми православными христианами. Длительная практика поклонов на молитвах однозначно способствовала гораздо более эффективному уклонению от пуль и осколков, в отличии от неверующих солдат и офицеров Красной армии. А среди дошедших до Берлина воинов почти все непременно были постоянными и активными участниками крестных ходов, иначе как можно дойти в эдакую даль!
Немного успокоившись отец Че, поразмыслив, решил всё таки отложить начало написания диссертации с вечера на утро, поскольку чтил заветы предков и всегда твёрдо держался принципа: "утро вечера мудренее." Во сне ему явился блаженный Августин, который ласково его увещевал, покачивая головой: "Не во власти человека то, что приходит ему в голову."
***
Отклик отца Звездония:
Иzвините, но у отца Z пригорело. Батюшка Костя, неужели ты думаешь, что блокада Ленинграда - это было такое аскетическое упражнение, которое пошло на польzy ленинградцам, и, стало быть, пойдёт на польzy и нам? Тебе не кажется, что исходные данные несколько раzличаются? Ленинградцы голодали (и умирали, в том числе и православные ленинградцы) не по своей воле, ты понимаешь это? Ты предлагаешь нам повторить этот трагический опыт? Дескать, православным от блокады было не так уж и плохо, даже умирали они не так часто, по сравнению с другими жителями города? Что ты несешь?
***
Я же скучно спрошу: какие статистические данные позволили сделать вывод, будто в блокадном Ленинграде верующие умирали меньше, чем атеисты? Советские документы религиозность не фиксировали. Социологов тогдаив СССР не было. Списки прихожан отсутствовали.
Но можно предположить обратное: церковные горожане 40х годов это пожилые люди. Понятен рост религиозности в условиях войны. Но неофиты не успели бы закалиться в постах к зиме 41го.
И, значит, в значительной своей доле традиционные церковники получили карточки иждивенцев. То есть самый минимальный набор продуктов. Вряд ли это способствовало их повышенному выживанию...
Но как же хочется создать синкретическую религию победославия! И для этой цели любые средства хороши.
И еще нюанс: о подготовке к грядущей войне (не к колониальной далекой войнушке, а к войне, которая будет столь серьезна, что грозит голодом и блокадой) говорит священник из верхушки Псковской митрополии. А возглавляется сия митрополия духовником президента. Может, о. Константин услышал что-то тревожное в речах своего хорошо информированного владыки?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →