“Божественное слово научает нас, что многое стяжание служит существенным препятствием. И вот, наблюдая теперь совершающееся в монастырях я замечаю явную болезнь (так я называю жадность). Не каждый ли час они стараются приобретать тысячи десятин земли, строят великолепные здания, разводят бесконечные стада волов, верблюдов и другого скота, обращая на это всю заботу своей души, так что монашеский чин ничем уже не отличается от мирской жизни со всеми ее суетами. Когда я посмотрю на тех, кто дает обет удаляться от сей жизни и переменой одежды как бы знаменует свое отречение от мира, и вижу, как они обращают в ложь свои обеты и как противоречат поведением своим наружности, то я не знаю, как назвать это, как не комедией, придуманной для посрамления имени Христова”.
(кстати, Никифор был человек, лично склонный к монашеству, близкий к преподобному Афанасию Афонскому; он даже канонизирован https://diak-kuraev.livejournal.com/680776.html).
В апреле 988 года император Василий Второй Болгаробойца отменил этот указ с такой формулировкой:
"наше царское величество, узнав от монахов, что определение, изданное отшедшим от царства господином Никифором относительно Божиих церквей и благочестивых домов, или, лучше сказать, против церквей и таковых домов, сделалось причиною и корнем настоящих зол – потрясения и смуты всего государства, так как этот закон послужил к несправедливости и оскорблению не только церквей и благочестивых домов, но и самого Бога, что подтверждается и самым делом (ибо с тех пор, как вошло в силу то законоположение, и до ныне ничего не случилось в нашей жизни доброго, напротив не миновал нас никакой вид несчастия)" (цит. в толковании Вальсамона на 1 правило Двукратного собора).
С точки зрения военной, тяжелых поражений в эти годы не было. Никифор отвоевал Южную Италию у Оттона. Убивший Никифора Цимисхий успешно воевала с арабами (вернул Сирию и Финикии) и славянами (побил Святослава).
А вот сам Василий был разбит болгарами - вследствие чего у него не хватило сил для подавления мятежа Фоки Склира - вследствие чего он обратился за помощью к киевскому князю Владимиру - вследствие чего Киев был крещен.
Не исключено, что в ряд "несчастий" имп. Василий ставит перспективу выдать свою сестру Анну за Рюриковича.
Но здесь интересно, по каким критериям византийцы понимали, что кто-то оскорбил самого Бога.
Понятно, что монахи за таковое выдают собственную упущенную прибыль (у них ничего не отнимали, но ограничили рост их владений).
Когда же Василий в 1014 году выколол глаза 15 тысячам болгар и заслужил прозвище Болгаробойцы - он, наверное, тем самым порадовал Бога.
А в Библии иные критерии деяний, оскорбляющих Бога.
Игнатий Брянчанинов ("В помощь кающимся") перечислил их:
- умышленное человекоубийство, а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).
- содомский грех.
- напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей сирот.
- удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.
- отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им
- насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.
- огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.
На что уже монахолюбив св.Игнатий, но до уровня эгоцентричных монахов, современных имп. Василию, он не опустился.