2. В 1884 году впервые за 200 лет собрался архиерейский собор. Он проходил в Киеве.
Его требования:
- Восстановить отмененный в 1862 году закон, согласно которому для строительства неправославного храма требуется разрешение епархиального начальства.
- Цензурное и полицейское ведомства должны следить за тем, чтобы православная вера не порицалась публично, чтобы не распространялись антиправославные книги и брошюры.
- Министерство народного просвещения должны следить за тем, чтобы учителя народных школ были православными и отличались приверженностью к Церкви. (На это предложение министерство ответило, что еще в 1868 году католикам было запрещено занимать какие-либо должности в Варшавском и Дерптском учебных округах).
- Давать иностранцам разрешение на переезд в Россию лишь при том условии, что они примут православие.
- Православные священники должны беспрепятственно входить в старообрядческие богадельни и больницы.
- Старообрядцам запретить употреблять за богослужением облачения, подобные православным
- Штундистов переселить вместе с семьями в отдаленные места.
Александр Кравецкий «Церковная миссия в эпоху перемен сс. 25-26.
3. 1858 год:
«Ваше высокопревосходительство, милостивый государь,
При последнем (19) номере издаваемого здесь журнала под названием «Сын отечества» разослана к подписчикам картинка парижских мод, на которой одна женская фигура представлена в платье, украшенном вместо обыкновенных женских уборов — крестами, подобно тому, как изображаются они на церковных священных облачениях. Находя таковое злоупотребление священного знамени креста крайне неприличным, оттого долгом считаю препроводить доставленную мне картинку к вашему высокопревосходительству с тем, не признаете ли нужным воспретить в здешних мастерских устройство означенных платьев и принять другие, по усмотрению вашему, меры, чтобы платья эти не были в употреблении.
С совершенным почтением и преданностию имею честь быть вашего высокопревосходительства покорнейший слуга
Григорий митрополит новгородский и с.-петербургский
No 110715 майя 1858».
Ответ:
«Конфиденциально. Ваше Высокопреосвященство, милостивый архипастырь.
При почтеннейшем отношении Вашего Высокопреосвященства от 15 числа сего месяца за No 1107, получив возвращаемую при сем картинку, принадлежащую к 19 No периодического издания «Сын отечества», долгом поставляю доложить вам, высокоуважаемый мною архипастырь, что воспрещение изготовления в здешних мастерских подобных женских убранств оказывается неудобным, ибо многие таковые бывают привозимы из-за границы или по иностранным рисункам изготовляются в домашнем быту. Притом воспрещение сие дало бы повод к неуместной отговорке, что изобра¬жение уподобляется не церковному облачению, а математическому знаку умножения. Тем не менее сообщил я министру просвещения, что замечание ваше надлежало бы предписать к руководству цензуре при пропуске рисунков всякого рода. Примите уверение в душевном уважении и пр. Павел Игнатьев
С.-Петербургский генерал-губернатор» .
4. «При Синоде образована еще одна комиссия для обсуждения вопроса о том: могут ли иудеи носить христианские имена? Давно назрел этот вопрос, и пора решить его раз навсегда и окончательно. Пусть иудеи носят имена ветхозаветных праведников: к сожалению, мы едва ли вправе запретить им это, хотя очень бы желали, – ввиду того, что и многие из нас носят сии имена, – чтобы иудеи и произносили эти имена не по-нашему, а по-своему – чтобы Моисеи именовались Мойшами, Израили – Срулями; но допускать, чтоб они носили имена святых Божиих, во Христе прославленных, было бы кощунством и святотатством с точки зрения Церкви Православной. Приятно ли и простому человеку смертному, например хоть бы тому, кто возбудил вопрос о праве иудеев именоваться христианскими именами, приятно ли ему, если иудей, не испросив предварительно его разрешения, возьмет себе его имя и родовую его фамилию и будет величать себя ими? Затем: если признать это право за иудеями, то по какому праву мы будем отнимать его у магометан, как известно, также носящих немало библейских имен? А там, во имя свободы совести, свободы веротерпимости и других свобод, найдем ли мы основание отрицать это право и для язычников-буддистов, огнепоклонников и др. нехристиан? Представьте себе, что какой-нибудь иудей, заклятый враг Христа и нашей веры святой, назовет себя именем святителя Христова Николая только ради того, что так ему будет удобнее, так сказать, замешаться в толпе православных людей, чтоб удобнее их обманывать: ужели не оскорбим мы позволением носить сие имя нашего великого заступника и святителя-чудотворца? Ужели еще надо узаконивать и имена, ими похищаемые у нашей Церкви? Нет, Церковь должна крепко отстаивать святыню имен святых Божиих от такого святотатства». Архиепископ Никон (Рождественский). Можно ли иудеям дозволять носить христианские имена? // Православие игрядущие судьбы России. М., 2013. СС. 131-133
4. 23 февраля 1917, в день начала уличных беспорядков в Петрограде, высший орган церковной власти рассмотрел множество дел (в первую очередь, бракоразводных) и вступил в конфликт с Министерством внутренних дел, которое санкционировало показ фильмов патриотического содержания на первой и четвертой седмице Великого поста. Синод решил, что, даже «и не будучи сопровождаемы музыкой и другими какими-либо развлечениями», демонстрация фильмов все-таки будет иметь «характер общественных забав», поэтому решение МВД не только не согласуется с законом, «но и противоречит общему желанию… верующих русских людей»
(РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Протоколы Синода. Д. 2831. Л. 238–236 об. Публ. В: Рогозный П. Г. Церковная революция 1917 года (Высшее духовенство Российской Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). – СПб 2008 https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/tserkovnaja-revolyutsija-1917-goda/3#note110).
Это было последнее при-царское заседание Святейшего Синода. Духа прозорливости и реализма там явно не было.
5. В Русской православной церкви считают разумным предложение запретить магазинам крупных торговых сетей работать в воскресенье.
"Я положительно отношусь к инициативе освободить воскресенье от шопинга, потому что людям нужен день отдыха. Конечно, для верующих людей воскресенье - это время, когда они в храм идут", - сказал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в субботу в программе "Церковь и мир" на телеканале "Россия-24" (ВГТРК). 6 мая 2017 Ранее стало известно, что рабочая группа комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике готовит законопроект, который предлагает, в частности, запретить магазинам крупных ритейлеров работать круглосуточно, а также работать в воскресенье.
http://www.interfax.ru/russia/561396
И выписок про такие мечтания у меня уже ох как много..
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →