диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Наши аппетиты

1. В 19 веке цензура запретила исполнять духовную музыку на светских концертах. Н. Римский–Корсаков рассказывал: «Все эти хоры Турчанинова, Бортнянского и Бахметева были не что иное, как православные песнопения этих авторов, исполненные на латинском языке ввиду того, что цензура не разрешала исполнения православных духовных песнопений в концертах совместно со светской музыкой. В число таких quasi католических молитв попал и хор восточных отшельников Даргомыжского на текст Пушкина с подставленными словами «Ne perdas», чтобы не ввести в искушение духовную цензуру. Симфоническое же произведение с народным гимном Рубинштейна было не что иное, как его «Festouvetüre», переименованная так с тою же целью. Итак, с помощью некоего музыкального маскарада духовную цензуру с ее дурацкими правилами надули». (Летопись моей музыкальной жизни. 5 мая 1868 года).

2. В 1884 году впервые за 200 лет собрался архиерейский собор. Он проходил в Киеве.
Его требования:

- Восстановить отмененный в 1862 году закон, согласно которому для строительства неправославного храма требуется разрешение епархиального начальства.
- Цензурное и полицейское ведомства должны следить за тем, чтобы православная вера не порицалась публично, чтобы не распространялись антиправославные книги и брошюры.
- Министерство народного просвещения должны следить за тем, чтобы учителя народных школ были православными и отличались приверженностью к Церкви. (На это предложение министерство ответило, что еще в 1868 году католикам было запрещено занимать какие-либо должности в Варшавском и Дерптском учебных округах).
- Давать иностранцам разрешение на переезд в Россию лишь при том условии, что они примут православие.
- Православные священники должны беспрепятственно входить в старообрядческие богадельни и больницы.
- Старообрядцам запретить употреблять за богослужением облачения, подобные православным
- Штундистов переселить вместе с семьями в отдаленные места.

Александр Кравецкий «Церковная миссия в эпоху перемен сс. 25-26.


3. 1858 год:
«Ваше высокопревосходительство, милостивый государь,
При последнем (19) номере издаваемого здесь журнала под названием «Сын отечества» разослана к подписчикам картинка парижских мод, на которой одна женская фигура представлена в платье, украшенном вместо обыкновенных женских уборов — крестами, подобно тому, как изображаются они на церковных священных облачениях. Находя таковое злоупотребление священного знамени креста крайне неприличным, оттого долгом считаю препроводить доставленную мне картинку к вашему высокопревосходительству с тем, не признаете ли нужным воспретить в здешних мастерских устройство означенных платьев и принять другие, по усмотрению вашему, меры, чтобы платья эти не были в употреблении.
С совершенным почтением и преданностию имею честь быть вашего высокопревосходительства покорнейший слуга
Григорий митрополит новгородский и с.-петербургский
No 110715 майя 1858».
Ответ:
«Конфиденциально. Ваше Высокопреосвященство, милостивый архипастырь.
При почтеннейшем отношении Вашего Высокопреосвященства от 15 числа сего месяца за No 1107, получив возвращаемую при сем картинку, принадлежащую к 19 No периодического издания «Сын отечества», долгом поставляю доложить вам, высокоуважаемый мною архипастырь, что воспрещение изготовления в здешних мастерских подобных женских убранств оказывается неудобным, ибо многие таковые бывают привозимы из-за границы или по иностранным рисункам изготовляются в домашнем быту. Притом воспрещение сие дало бы повод к неуместной отговорке, что изобра¬жение уподобляется не церковному облачению, а математическому знаку умножения. Тем не менее сообщил я министру просвещения, что замечание ваше надлежало бы предписать к руководству цензуре при пропуске рисунков всякого рода. Примите уверение в душевном уважении и пр. Павел Игнатьев
С.-Петербургский генерал-губернатор» .

4. «При Синоде образована еще одна комиссия для обсуждения вопроса о том: могут ли иудеи носить христианские имена? Давно назрел этот вопрос, и пора решить его раз навсегда и окончательно. Пусть иудеи носят имена ветхозаветных праведников: к сожалению, мы едва ли вправе запретить им это, хотя очень бы желали, – ввиду того, что и многие из нас носят сии имена, – чтобы иудеи и произносили эти имена не по-нашему, а по-своему – чтобы Моисеи именовались Мойшами, Израили – Срулями; но допускать, чтоб они носили имена святых Божиих, во Христе прославленных, было бы кощунством и святотатством с точки зрения Церкви Православной. Приятно ли и простому человеку смертному, например хоть бы тому, кто возбудил вопрос о праве иудеев именоваться христианскими именами, приятно ли ему, если иудей, не испросив предварительно его разрешения, возьмет себе его имя и родовую его фамилию и будет величать себя ими? Затем: если признать это право за иудеями, то по какому праву мы будем отнимать его у магометан, как известно, также носящих немало библейских имен? А там, во имя свободы совести, свободы веротерпимости и других свобод, найдем ли мы основание отрицать это право и для язычников-буддистов, огнепоклонников и др. нехристиан? Представьте себе, что какой-нибудь иудей, заклятый враг Христа и нашей веры святой, назовет себя именем святителя Христова Николая только ради того, что так ему будет удобнее, так сказать, замешаться в толпе православных людей, чтоб удобнее их обманывать: ужели не оскорбим мы позволением носить сие имя нашего великого заступника и святителя-чудотворца? Ужели еще надо узаконивать и имена, ими похищаемые у нашей Церкви? Нет, Церковь должна крепко отстаивать святыню имен святых Божиих от такого святотатства». Архиепископ Никон (Рождественский). Можно ли иудеям дозволять носить христианские имена? // Православие игрядущие судьбы России. М., 2013. СС. 131-133

4. 23 февраля 1917, в день начала уличных беспорядков в Петрограде, высший орган церковной власти рассмотрел множество дел (в первую очередь, бракоразводных) и вступил в конфликт с Министерством внутренних дел, которое санкционировало показ фильмов патриотического содержания на первой и четвертой седмице Великого поста. Синод решил, что, даже «и не будучи сопровождаемы музыкой и другими какими-либо развлечениями», демонстрация фильмов все-таки будет иметь «характер общественных забав», поэтому решение МВД не только не согласуется с законом, «но и противоречит общему желанию… верующих русских людей»
(РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Протоколы Синода. Д. 2831. Л. 238–236 об. Публ. В: Рогозный П. Г. Церковная революция 1917 года (Высшее духовенство Российской Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). – СПб 2008 https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/tserkovnaja-revolyutsija-1917-goda/3#note110).

Это было последнее при-царское заседание Святейшего Синода. Духа прозорливости и реализма там явно не было.

5. В Русской православной церкви считают разумным предложение запретить магазинам крупных торговых сетей работать в воскресенье.

"Я положительно отношусь к инициативе освободить воскресенье от шопинга, потому что людям нужен день отдыха. Конечно, для верующих людей воскресенье - это время, когда они в храм идут", - сказал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в субботу в программе "Церковь и мир" на телеканале "Россия-24" (ВГТРК). 6 мая 2017 Ранее стало известно, что рабочая группа комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике готовит законопроект, который предлагает, в частности, запретить магазинам крупных ритейлеров работать круглосуточно, а также работать в воскресенье.
http://www.interfax.ru/russia/561396

И выписок про такие мечтания у меня уже ох как много..
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (без темы)

    В Тобольском Иоанно-Введенском женском монастыре повесилась девушка, приехавшая на обучение из Курганской области По предварительным данным,…

  • Смена ректора в РПУ

    Мои дорогие студенты, преподаватели, сотрудники и выпускники Российского православного университета, друзья! Подошло к завершению моё служение вам в…

  • Православные сталинисты активизировались

    "Православные антидержавники активизировались Начались нападки на готовящийся к выходу художественный фильм «Мария. Спасти Москву» Редакция РНЛ…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • (без темы)

    В Тобольском Иоанно-Введенском женском монастыре повесилась девушка, приехавшая на обучение из Курганской области По предварительным данным,…

  • Смена ректора в РПУ

    Мои дорогие студенты, преподаватели, сотрудники и выпускники Российского православного университета, друзья! Подошло к завершению моё служение вам в…

  • Православные сталинисты активизировались

    "Православные антидержавники активизировались Начались нападки на готовящийся к выходу художественный фильм «Мария. Спасти Москву» Редакция РНЛ…