диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Крылья Арктики

Крылья Арктики. Бортовой журнал авиакомпании Ямал. 2012, май-июнь, стр 8-14
(Текст беседы я до публикации не успел вычитать и отредактировать. Прошу снисхождения)


К творчеству и деятельности Андрея Кураева относятся по - разному. Его статьи, книги, выступления вызывают различные оценки: от наград до обвинения и ожесточенных споров.
Мы рады представить пассажирам авиакомпании «Ямал» одного из наиболее ярких и известных отечественных миссионеров - протодиакона Андрея Кураева.

Москва. Панельная высотка. Звонок. Дверь открыл человек в рясе и малышкой на руках.
- Знакомьтесь, это Машенька!
Машенька одарила всех лучезарной улыбкой. Неожиданно. Дети? Откуда?
- А это Катенька!
Катенька с нескрываемым интересом посмотрела нас и спряталась за подол рясы отца Андрея.
Озираюсь по сторонам, любопытство не дает покоя. Как живет служитель церкви? Современная квартира. Вокруг стеллажи под потолок, заставленные книгами и сувениры из разных уголков необъятной Родины.
- Папа, у нас гости. Я отвлекусь на некоторое время. Тебе что- нибудь нужно?
- Нет, сынок, спасибо.
Значит, отец Андрей живет вместе со своим папой. А девочки? Интрига быстро раскрывается. За девочками приходит матушка - это соседка по этажу. Жена священника Алексея Забелина. Соседи дружат.
Отец Андрей с нежностью рассказывает о важных открытиях и победах еще маленьких, но уже таких смышленых человечков. Потом вспоминает о цели визита журналистов.

- Ну, что начнем?
- Начнем!


http://arcticwings.ru/


- Отец Андрей, график Вашей деятельности очень плотный. Как выглядит расписание миссионера?
- Куда позовут - туда и еду, и, значит, сам график своих поездок не составляю.

- Часто летаете на самолетах?
- Да, часто. По полгода за год я в поездках. Предпочитаю летать самолетом, а не ехать поездом или на машине. Часто в конце недели улетаю в какой-нибудь регион. Там три-четыре встречи-лекции в день. Возвращаюсь в Москву и в пятиницу - лекции в МГУ, в субботу в семинарии. Воскресенье - литургия в храме, и снова - самолет.

- Попутчики попадаются разговорчивые? Как относитесь к разговорам в дороге?
- В начале 90-х годов особенно общительные были попутчики! С конца 90-х это почему-то прекратилось. Что за этим стоит... не знаю. Хотя, надо признаться, я не люблю, когда ко мне подходят в дороге. Расцениваю часы перелета, как отдых. Знаете, у меня как у солдата - главное в свободную минуту - поспать. Самолет для меня - это возможность побыть в некой изоляции. Хотя, бывает и такое, что вопросы радуют, и истории интересные случаются.

- Истории? Расскажите?
-… в Домодедово подходит ко мне человек «Отец Андрей, Вы меня не узнаете?... Вы преподавали у нас в школе в Загорске!». Вспоминаю, в 90-х годах я приезжал на лекции и экзамены в Академию из Москвы и, если было свободное время, забегал в математическую школу, которая находилась рядом с Лаврой. И вот тогдашний мальчик вырос. Летим вместе в Екатеринбург. Миша рассказывает мне, что четверо ребят из его класса после тех встреч пришли в Церковь…
В Екатеринбурге получаю свой багаж, а он немаленький: около ста килограммов книг, кассет, газет. Чтобы дотащить сумки до машины, надо найти носильщика. Миша его быстро находит. Вскоре багаж уже перенесен. Пора прощаться. Носильщик называет сумму, в которую он оценил свой трехминутный труд: 500 рублей… Немая сцена. Миша, однако, тут же дает ему востребованные деньги, а затем спрашивает носильщика: «А как Вас зовут» – «А зачем Вам это?» – «Да просто интересно. Все же, представьтесь, пожалуйста!». Носильщик называется. И Миша ему спокойно так говорит: «Завтра к десяти зайдите ко мне, пожалуйста» – «А куда это к Вам?» – «Сюда, в 210 кабинет». В общем, оказалось, что Миша – замдиректора аэропорта…

- Самое яркое воспоминание об авиапутешествии?
-Оно вряд ли будет оптимистическим, так как самое яркое мое воспоминание связано с моим полетом в Белград. Незадолго до моего полета, была катастрофа ТУ-134 и почему-то сербы оставили упавший лайнер рядом с полосой. Там сгоревший остов год или больше лежал, поэтому, когда подлетал самолет, все пассажиры видели это, и, надо заметить, это их впечатляло. Это был призыв к молитве. Моя работа заключается в том, чтобы призывать к молитве. Мы молились. Вряд ли такое забывается. Вот тогда я понял, что авиакомпаниям вполне можно церковнослужителей в штат брать.

- Если бы Вы попали в джунгли к диким племенам с миссией. Как бы рассказали о том, чем занимаетесь и кто такой Андрей Кураев?
- Моя работа- это работа коммуникатора в каменных городских джунглях: пробую перевести с церковно-китайского на русский, то есть пробую объяснить церковным людям, моменты характерные для светской культуры, и обратно, людям, далеким от церкви, какие-то реалии, верования, привычки, которые есть у церковных людей.

- Профессия сложная. Чаще получается или наоборот?
- Если верить интернету, то не получается. Посмотрите по блогам, какие там отзывы, увидите, что больше ругательных будет. Но в реальной жизни ни одного дня не проходит, чтобы человек не остановил меня на улице и не сказал мне: «Спасибо». Будь то Москва или любой другой город.

- А к критике как относитесь?
- Я не вижу в этом ничего плохого. Церковь - не казарма. Раз есть дискуссия - значит, есть чем дышать. Православие - самая значительная конфессия в стране, а осуждение - это налог, взимаемый за известность. Бессмысленно запрещать обществу интересоваться тем, что происходит в Церкви. Не приемлю только один вид дискуссии – информационную войну. И безграмотность журналистов ужасает.

- Знаю, что в старших классах школы Вы выпускали газету «Атеист», а потом учились на философском факультете МГУ, на кафедре истории и теории научного атеизма. Как вы пришли в вере?
- Это был поиск смысла жизни. Подробнее не скажешь. Как пел в 80-х один рок-музыкант (ныне священник в Макеевке), “если меня разложить на молекулы — что ж, стану молекулой. А если меня разложить на атомы — что ж, стану атомом. Скучно”. Вот это ощущение скуки, как последнего предела мироздания и было для меня толчком к вере.

- А подробнее?
- Да что тут говорить! Не я пришел в Церковь, а Господь “взял за шкирку”, вытащил и протащил, как я этому ни сопротивлялся. Чудо — любое проявление Божией воли. И именно потому, что это — чудо, оно не подлежит дальнейшему анализу. Это нельзя дальше расчленять. Чудо есть чудо, и чудо есть Бог.

- Вы же выросли в атеистической семье!? Вячеслав Кураев - ваш отец, работал секретарём у главного философа-идеолога КПСС. Как родители отнеслись к вашему выбору?
- Поначалу конфликтно, дни прошли в печали и разговорах, а потом отец все же сказал, что он, пожалуй, рад, что я покрестился и у меня в руках оказался ключ ко всей европейской культуре.

- Ваш батюшка так и остался атеистом?
- Нет. Это было, но уже в прошлом.

- Серьезные аргументы пришлось найти для атеиста со стажем?
- Я не искал их …нет… никогда с ним на эту тему не дискутировал. Думаю, что в значительной степени, наверное, миссионеры для таких стариков - внуки. Когда малыши любимые прибегают, рассказывают, что они в храме были, что они молятся и прочее, тогда дедушкино и бабушкино сердце выходит за рамки партийного устава.

-Вы личность провокационная. Очень любите заводить публику. Для чего вы это делаете? Вокруг Вас постоянно скандалы и истории витают. Это своеобразный PR?
- Что такое скандал? Это когда человек не укладывается в клише. Но ведь не я эти клише создавал. Если вы представили себе, что православные – это такие зайчики а-ля Лев Толстой, а я оказался не зайчиком, для кого-то это будет скандал. А я просто человек

- Значит и человеческие эмоции Вам не чужды? Что Вас может разозлить больше всего?
- Во - первых, я сам. Несоответствие моих планов относительно моей собственной работы - и лень, которая не позволяет этим планам исполниться. Во- вторых, честно признаюсь, меня возмущает дурость. Замечу, не несогласие людей, а именно дурость. Неважно у кого: православных, атеистов, баптистов - не важно. Меня возмущает, если человек просто вообще не в состоянии думать и слышать. Поскольку я коммуникатор, для меня ситуация, когда «лбом об стену», конечно, неприятна.

- Но может быть у человека другой взгляд или другая точка зрения?
- Если свой взгляд, то, пожалуйста! А чаще всего это не свой взгляд, а отсутствие культуры мысли. Если человек не может понять значимость того или иного аргумента. Если для человека научный аргумент и мнение шоу-мена уравновешиваются, с такими людьми я не могу общаться. А вот если человек других взглядов и способен изложить свои мысли - проблем не будет.

- Знаю, вы гурман, какую кухню предпочитаете?
- Я предпочитаю кухню того народа, на земле которого я нахожусь. Главное, чтобы это было от души и качественно приготовлено. Если я в Калмыкии, то мне нравится калмыкская кухня, если я на Ямале – с удовольствием пробую северные деликатесы.

- Женщины в вашей жизни, какое место занимают? Любили ли вы когда - нибудь? Было ли желание семью завести?
- Желание завести семью есть и сейчас, вопрос в последствиях… Мне уже под 50, и для меня семья не столько сексуальные отношения, сколько погода в доме и дети. Тоска об этом есть, но я честно удовлетворен и вы сегодня моих малышей видели.

- А что же влюбленность?
- Влюбленности остались в той моей жизни, до крещения. После - Бог мне этого не посылал. Значит, и не нужно.

- Ваш учебник для школьников: «Основы православной культуры» вызвал бурные дискуссии среди учителей. Чему вы пытаетесь научить детей? Для чего написан этот учебник?
- Задача написанного учебника, не состоит в том, чтобы научить детей православию. Это учебник государственной школы, и религиозных задач он не решает. Это учебник для первого опыта самопознания ребенка. В современной школе не хватает именно этого: самопознания. Цель моего учебника - научить ребенка научился реагировать не только на боль в пальчике, но и на боль в душе.

- А как же путь к Богу? И возможность подарить человеку веру?
- Есть несколько факторов, которые могу повлиять на результат: первое - это то, что от Бога; второе - желание самого человека, и третье - некая помощь ему со стороны. Помощь может быть разной. Например, этим занимался Сократ - техникой «майевтического» диалога. Он опровергал ложные поверхностные решения, которые кажутся очень очевидными.
Кроме этого отбрасывания фантомов миссионер может сделать некую презентацию мира православия, а дальше уже от Бога и от человека зависит, испытает ли он однажды чувство некой зависти: «Я хочу, чтобы это стало моей правдой»! Вот для этого миссионеру должен внести в кругозор своего современника какие-то христианские сюжеты. Очень важно, чтобы в кругозор человека входили не только пульт управления телепередачами, но и другие источники информации.

- Как же нашей молодежи, напичканной различными инновационными штучками рассказать, что Бог есть?
- Есть два пути. Первый - самый простой: приходишь и говоришь только о том, что ты хочешь сказать. Неважно с кем беседуешь, и что аудитории интересно. Просто рассказываешь о своем, но интересно и с подробностями. Ну как в "Непутевых заметках" Дмитрия Крылова. Его слушатель и не знал поутру, что его отвезут в Гималаи,а там все равно оказалось интересно.
А второй путь, напротив, придти и попробовать заговорить о проблемном поле самих этих людей и показать, что из него есть выходы на христианскую тематику. Я скорее вторым путем обычно пользуюсь. Стараюсь понять, что обсуждают в самой этой среде, в разных средах: возрастных, профессиональных, социальных и уже исходя из этого ищу тему для разговора и пути его развития.

- Например в среде рокеров? Вы любите рок музыку?
- Это миф. У меня добрые отношения с рокерами, я дружу с рок-музыкантами и поэтами, отдельные вещи меня очень радуют и мне нравятся, но сказать, что люблю вообще рок-музыку как таковую нельзя. Это какая-то тотальность. И вообще слово «люблю» я стараюсь не употреблять.

- Почему?
- Я ищу свои изюминки во всем. Что-то я в этом люблю, что- то в другом, но я же не давал подписки одобрять все то, что натворили до меня во вселенной. Во вселенной православия,.. во вселенной рок-музыки,.. истории…

- А как же любовь к людям? К окружающему миру? Тоже тотальность?
- К сожалению, слово «любовь» очень девальвировано в современном мире, в том числе и церковном.

- Например?
- Например, епископы и священники обращаются к прихожанам: «Возлюбленные братья и сестры!», но попробуйте в ответ назвать кого-то из них братом?! Уверяю, это будет очень бурный всплеск эмоций и обид. Поэтому я памятую слова Иоанна Лествичника (это тот самый святой, в честь которого колокольня Ивана Великого в Кремле названа): "Тот, кто дерзает говорить о любви, дерзает говорить о Боге”. Надо быть очень осторожным с этим словом. Любовь это не влюбленность и не эпизод, это порой тоска всей жизни, порой и смерти.

- Но в православии вся идеология на любви Бога к людям и людей к Богу строится. Или я ошибаюсь?
- Православное правило: «Никого не хвали при жизни! Можно все, что накопил, растерять за одну секунду». Это и есть сложность христианского пути - это путь любви, а любовь - это чувство, которое невозможно вызвать дрессировкой. Можно путем дрессировки воспитать вкус мысли, речь ит.д., а речь идет о чувстве! Такое чувство, как любовь не может быть контролируемо, оно не может являться в нужную минуту или притухать когда надо. Именно отсюда следуют почти все парадоксы в истории церковной жизни.

-Многим людям трудно войти в церковную общину, в церковную жизнь, молитвы. Почему?
- Потому что обряды церковные создавались богатырями духа, то есть им это было по размеру, а когда мальчик пытается поднять отцовский меч, то у него это не очень получается. То что раньше было впору святым: наши молитвы, службы,- для прежних богатырей духа было естественно, а человек, который не того размера, он подходит и все это его скорей придавливает, чем окрыляет.
С другой стороны, что значит быть учеником Сергия Радонежского? Купить прописку в том же месте? Или же встретиться - как и он с "лицом без определенного места жительства" - Богом? И вот это наша серьезнейшая проблема: у нас нередко люди, которые лишь в административном смысле являются наследниками, претендуют еще и на то, чтобы они стали наследниками духовных даров - в том числе той самой любви. А ее в них и не заметно. Поэтому лучше о любви не трепаться, но если будет повод - проявить ее.

- Отец Андрей, зачем Богу человек?
- А ни зачем. Это чистый Дар. Это мы привыкли мыслить в рамках контрактно-выгодных отношений. Бог хочет не усвоить нас Себе, но подарить Себя нам. Это и называется любовью. Бог отпустил нас от Себя в надежде, что мы вернемся.

P/S. Разговор продолжался долго. О сомнениях и вере. О политике и путешествиях. Об обрядах и традициях. За окном стемнело. Отец Андрей принес из библиотеки свою книгу «Что христианство принесло в мир», на которой размашистым почерком написал: «ДА! БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!»
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 155 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →