Суворов Н. К истории нравственного учения в Восточной Церкви //
Византийский Временник. Том X. Выпуск 1–2. Спб.,1903
http://www.vremennik.biz/opus/BB/X1/54042
***
с. 48.
Французский ученый Laurain (De l’intervention des lai'ques, des diacres et des abbesses dans I’administration de la penitence, Paris, 1897) поставил себе целью проследить участие мирян, диаконов и настоятельниц женских монастырей в совершении покаяния. Факты, собранные Лореном, показывают, что если на западе церковному правительству не приходилось бороться с взглядов на монахов, как на единственно управомоченных духовников, то и на священство все таки еще долго не смотрели, как на единственного посредника при покаянии.
В западных былинах повествуется напр., что раненный рыцарь исповедует свои грехи двум другим рыцарям и символически причащается древесными листьями и травой, или исповедует грехи пред престарелой женщиной, которая с плачем выслушивает исповедь.
Или напр. перед сражением с сарацинами один из рыцарей принимает на себя грехи всех своих товарищей, и, угрожаемые со всех сторон сарацинами, рыцари исповедуют коллеге свои грехи и символически причащаются травой.
Или в Испании христианские воины перед сражением с маврами, исповедуют друг другу свои грехи. Иво шартрский разсказывает случай, когда находившейся на корабле некрещенный пассажир, при опасности гибели во время крушения, пожелал креститься, но не нашел никого, кто бы мог окрестить его, кроме одного лица, находившегося под епитимией и исполнявшаго назначенное ему покаяние, следовательно не примиренного с церковью. Этот покаяльник и окрестил нехристианина, и затем, в свою очередь, просил окрещеннаго примирить его с церковью.
Богословская литература отнюдь не игнорировала подобнаго рода покаянья, а старалась установить его церковное значение. Беда Достопочтенный, комментируя известные слова апостола Иакова о взаимной исповеди христиан, объясняет, что грехи ежедневные и легкие могут быть исповедуемы ближнему, молитва которого содействует получению прощенья, тяжкие же грехи должны быть исповедуемы священнику с тем, чтобы узнать от него, каким способом можно искупить их, и сколько времени должно продолжаться это искупленье.
В XI в. Ланфранк, архиепископ кентербюрийский, в специальном трактате «de celanda confessione» разсуждал, что de occultis можно исповедываться пред клириками всех степеней, но de apertis только пред священниками, при отсутствии: же клирика — перед всяким незапятнаныымъ человекомъ (vir mundus), а если нет никого налицо, то перед Богом. Дитмар мерзебургский, разсказав об одномъ герцоге, который, быв ранен на охоте и чувствуя близость смерти, созвал своих товарищей и исповедался пред всеми в своих грехах, которые мог вспомнить, прося молитв о себе, после чего скончался, добавляет, что он верит в вечное снасение этого человека. Рауль Ардан, священник пуатьерский, почти современник упоминавшагося ЛанФранка, писал: «con¬fessio сriminalium fieri debet sacerdoti confessio vero venialium alterutrum et cuilibet, etiam minori potest fieri». Петр Ломбард держался того воззрения, что вообще, при отсутствии священника, можно исповедываться любому товарищу, и Грациан в сущности был того же мнения. Составитель сборника декреталов, Раймунд ПеннаФорте допускал исповедь пред мирянами в случае крайней необходимости, именно при онасности смерти, или когда кто отправ¬ляется на справедливую войну, а священника нет. По учению Аль¬берта Великаго, если нет священника для принятия исповеди, испо¬ведь, сделанная пред мирянином, мущиной или женщиной, доста¬точна; этот мирянин дает известную абсолюцию, которая имеет са¬краментальный характер, точно так же, как крещение, совершенное в случае необходимости мирянином, есть таинство: в том и другом случае мирянин есть викарий истиннаго совершителя, т. е. священника. Близко к этому взгляд высказывается Фомой Аквинским: в случае крайней необходимости, кающийся делает все воз¬можное для него, т. е. исповедуется перед кем можно. Фома не утверждает с решительностью, что тут истинное таинство, и что мирянин дает абсолюцию, но, все таки, эта исповедь некоторым об разом есть сакраментальная: nihilominus confessio laico ex defectu sacerdotis facta sacramentalis est quodammodo, quamvis non sit sacramentum perfectum, quia deest ei id quod est ex parte sacerdotis.
На¬против, no мнению Бонавентуры, исповедь пред мирянами допу¬стима только ради смирения или для испрошения совета, — во всяком случае подобная исповедь необязательна и не имеет в себе ничего сакраментальнаго. А с другой стороны даже в XIV в. (1325 г.) в тексте синодальных постановлений, изданныхъ Вильгельмом, еписконом кагорским, находим такое разсуждение: исповедь дол¬жна совершаться пред епископом или пред собственным приходским священником, в случае основательной причины и с дозво¬ления пароха также и пред другим священником, а в случае не-обходимости, как напр., при опасности смерти, cuiquam etiam laico vel mulieri, non tamen haeretico, schismatico, vel pagano seu excom
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →