диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Можно ли снять сан?

Вот тут отчего то разгорелся спор на эту тему.

https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=113072204248622&id=100066375281053&_ft_=mf_story_key.113072204248622%3Atop_level_post_id.113072204248622%3Atl_objid.113072204248622%3Acontent_owner_id_new.100066375281053%3Athrowback_story_fbid.113072204248622%3Astory_location.4%3Athid.100066375281053%3A306061129499414%3A2%3A0%3A1622530799%3A4498529590077907535&__tn__=%2As%2As-R

Приведу фрагмент из моей новой книжки:


Лично я считаю, сан может быть утрачен. Мне нравится экклезиология прот. Николая Афанасьева: первична литургическая община. Она определяет функционал среди своих членов. И если община считает, что ты с этим функционалом не справляешься, она снимает с тебя эти обязанности.

Священный сан это не личные погоны, не посвящение в высшую расу. Это инструмент, который выдается для выполнения определенного подряда. Кончил дело – гуляй смело без этого инструмента.

Сан - это функция, которая начинает работать в определенной среде. Так крылья у шаттла вне атмосферы перестают работать, а при входе в атмосферу снова начинают. Эта среда – литургическое собрание верных христиан.

Вне этого хронотопа епископ, священник и диакон – все равно что генерал или офицер за пределами своей воинской части (вспомним сцену с генералом в химчистке из фильма «Москва слеза не верит»).

Община имеет право усомниться в надежности твоих крыльев и перестать обращаться к тебе с просьбой о сакральном функционале. Но если ты его не осуществляешь – у тебя его и нет.

Вопроса я тут вижу два.

Первый: кто имеет право говорить от имени общины (церкви) в таких случаях? Только епископ? Или же прихожане конкретного прихода?

Вот и у моей общины нет претензий ко мне. Мой настоятель, сослужители, прихожане к моей приходской деятельности относятся без нареканий. А патриарх, не говоривший со мной уже с десяток лет, выгоняет меня с моего прихода за слова, которые я говорил совсем не в своем храме и не среди своих прихожан.

Второй вопрос: если община не видит в тебе своего священника, соответственно, ты свободен. Но человек может на какое-то время найти для себя какие-то иные опции, а потом вернуться. Почему покаяние считается всемогущим во всех иных областях церковной жизни, но не в этом? Кстати, это касается и монашества: почему нельзя принять «временные обеты», провести в монастыре пять лет, потом уйти вернуться через 15?
Требование «вечных клятв» (хоть в браке, хоть в служении) это прелюдия их нарушения. Это личное дело «расстриг». Штангист заказал вес и не смог поднять. Что с того? Виноваты взрослые, которые с подростков требуют вечных клятв.

Бог свободен и Бог есть Любовь. Это означает, что Он может играть с нами в наши игры. Откликаться на игру мальчиков в литургию или на молитву епископа о чьей-то хиротонии. И может согласиться с епископским же указом о лишении сана. Но "может" не значит "обязан". Я не верю в автоматическую редубликацию всех решений земных церковных властей Небом. Но по любви Бога может снисходит до их исполнения. А вот сказать "Бог всегда обязан" у меня язык не поворачивается.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 194 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →