https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=113072204248622&id=100066375281053&_ft_=mf_story_key.113072204248622%3Atop_level_post_id.113072204248622%3Atl_objid.113072204248622%3Acontent_owner_id_new.100066375281053%3Athrowback_story_fbid.113072204248622%3Astory_location.4%3Athid.100066375281053%3A306061129499414%3A2%3A0%3A1622530799%3A4498529590077907535&__tn__=%2As%2As-R
Приведу фрагмент из моей новой книжки:
Лично я считаю, сан может быть утрачен. Мне нравится экклезиология прот. Николая Афанасьева: первична литургическая община. Она определяет функционал среди своих членов. И если община считает, что ты с этим функционалом не справляешься, она снимает с тебя эти обязанности.
Священный сан это не личные погоны, не посвящение в высшую расу. Это инструмент, который выдается для выполнения определенного подряда. Кончил дело – гуляй смело без этого инструмента.
Сан - это функция, которая начинает работать в определенной среде. Так крылья у шаттла вне атмосферы перестают работать, а при входе в атмосферу снова начинают. Эта среда – литургическое собрание верных христиан.
Вне этого хронотопа епископ, священник и диакон – все равно что генерал или офицер за пределами своей воинской части (вспомним сцену с генералом в химчистке из фильма «Москва слеза не верит»).
Община имеет право усомниться в надежности твоих крыльев и перестать обращаться к тебе с просьбой о сакральном функционале. Но если ты его не осуществляешь – у тебя его и нет.
Вопроса я тут вижу два.
Первый: кто имеет право говорить от имени общины (церкви) в таких случаях? Только епископ? Или же прихожане конкретного прихода?
Вот и у моей общины нет претензий ко мне. Мой настоятель, сослужители, прихожане к моей приходской деятельности относятся без нареканий. А патриарх, не говоривший со мной уже с десяток лет, выгоняет меня с моего прихода за слова, которые я говорил совсем не в своем храме и не среди своих прихожан.
Второй вопрос: если община не видит в тебе своего священника, соответственно, ты свободен. Но человек может на какое-то время найти для себя какие-то иные опции, а потом вернуться. Почему покаяние считается всемогущим во всех иных областях церковной жизни, но не в этом? Кстати, это касается и монашества: почему нельзя принять «временные обеты», провести в монастыре пять лет, потом уйти вернуться через 15?
Требование «вечных клятв» (хоть в браке, хоть в служении) это прелюдия их нарушения. Это личное дело «расстриг». Штангист заказал вес и не смог поднять. Что с того? Виноваты взрослые, которые с подростков требуют вечных клятв.
Бог свободен и Бог есть Любовь. Это означает, что Он может играть с нами в наши игры. Откликаться на игру мальчиков в литургию или на молитву епископа о чьей-то хиротонии. И может согласиться с епископским же указом о лишении сана. Но "может" не значит "обязан". Я не верю в автоматическую редубликацию всех решений земных церковных властей Небом. Но по любви Бога может снисходит до их исполнения. А вот сказать "Бог всегда обязан" у меня язык не поворачивается.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →