диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

На богословских конференциях главное - кофе-брейки

Киевская духовная академия проведет мероприятия, посвященные богословско-каноническому осмыслению принципа соборности и вопросу первенства в Православной Церкви.

Такое решение Синод УПЦ принял 12 мая после рассмотрения нарушений Константинопольским Патриархатом принципа соборности Церкви через одностороннее вмешательство в украинские церковные дела, а также ложной интерпретации представителями Константинопольского Патриархата отдельных правил IV Вселенского Собора.

Международные мероприятия пройдут в 2021 году.

Особое внимание будет сосредоточено на богословском, каноническом и историческом толковании 28-го правила IV Вселенского Собора, к которому апеллируют представители Константинопольского Патриархата, защищая свои претензии на уникальную власть в Православной Церкви.

https://news.church.ua/2021/05/12/sinod-upc-poruchil-kda-provesti-mezhpravoslavnye-meropriyatiya-dlya-bogoslovsko-kanonicheskogo-osmysleniya-voprosov-sobornosti-i-pervenstva-v-pravoslavnoj-cerkvi/?lang=ru

1. Именно при современно-московском понимании 28 правила оно не имеет отношения к действиям Кпля на современной Украине. Москва ныне настаивает на том, что сие правило касается лишь упомянутых в нем "Понтийской, Ассийской и Фракийской" митрополиям, а Украина к ним в эпоху 4 собора никак не относилась. (Хотя канонисты 12 века в своих толкованиях растянули удобный для них глобус и русских назвали фракийцами).

2. В Кплськом томосе скрытая цитация 28 правила приводится для ограничения полномочий новой Украинской церкви: "Святейшая Церковь Украины, что имеет своей кафедрой исторический город Киев, не может ставить епископов или учреждать приходы за пределами государства; уже существующие отныне подчиняются, согласно порядку, Вселенскому Престолу, который имеет канонические полномочия в Диаспоре".

3. Коммюнике Синода Вселенского патриархата от 11 октября 2018 г., возвещающее восстановление власти Кпля над киевской митрополией, обошлось вообще без ссылок на каноны.

Впрочем, в этом Коммюнике есть внутреннее противоречие:

С одной стороны, оно объявляет, что Киев никогда не покидал канонических пределов Кпльского патриархата.
С другой стороны, поясняет, что апелляция бывшего киевского митрополита Филарета принята Фанаром "в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского Патриарха принимать петиции иерархов и другого духовенства от всех Автокефальных Церквей".

Если верен первый тезис, то отношения Филарета с Фанаром это внутреннее дело Фанара.
Если верен второй, то, значит, все же Киев был частью другой автокефальной церкви. И тогда и в самом деле возникает 28 правило 4 собора и споры вокруг его толкования (в том числе и у самих греков).

4. Будет ли введен образовательный ценз для участников этой предстоящей конференции? То есть - знакомство участников с трудами В. Ченцовой, Д. Мурешана, моей книгой "Византия против СССР"? (И, само собой, с работами: Эйнгорн В. О. Сношения малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича. М., 1899; Барсов Т. Константинопольский патриарх и его власть над Русской Церковью. Спб., 1878 и с недавним сборником "Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1676-1686 гг. Исследования и документы" (М., 2019)).

Без этого конференция обернется скучным перебрасыванием выписок из старых семинарских учебников.

5. Будут ли допущены участники с не-московской точкой зрения?

6. Разрешат ли "научной конференции" придти к иным выводам, нежели те, что уже сидят в головах иерархов УПЦ МП? Или ее задача заранее сведена к роли обслуги, подтаскивающей "факты" для этих заранее известных тезисов?

7. Будут ли доклады, рассказывающие о не-московской борьбе с претензиями Фанара на вселенскую судебно-апелляционную власть?

8. Будет ли там доклад о рецепции в России того всемирного понимания 28 правила, что сейчас яростно оспаривается там же?

9. Будет ли доклад о том, как свв. Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Феодор Студит, равноап. Кирилл и Мефодий понимали судебно-апелляционные полномочия римского папы?

10. Будет ли со-доклад на ту же тему с пояснением того, какие именно особенности православия позволяют не соглашаться с этими суждениями и действиями Отцов?

11. Будет ли доклад с разъяснением, почему централизация церковной жизни на уровне страны - хорошо, а на уровне международном - плохо?

11. Будет ли в резолюции конференции квалифицирована как ересь претензия Фанара на вселенский апелляционный суд? Будет ли рекомендация церквам-участникам сделать из этого канонические выводы, то есть разорвать общение с "еретиками"?

12. Если дело идет именно к этому, то стоит заранее продумать, как, обличая папизм римский и царьградский, не допустить возрождения этой же заразы в Москве.

13. Меня-то позовете? Я ведь в теме :)

***

28-е правило:
Во всем последуя определениям святых отец, и признавая читаемое ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в Соборе во дни благочестивыя памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тоже самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшей Церкви того же Константинополя, новаго Рима. Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской, и так же епископы у иноплеменников вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския церкви: каждый митрополит вышеупомянутых областей, с епископами области, должны поставлять епархиальных епископов, как предписано Божественными правилами. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быть, как речено, Константинопольским архиепископом, по учинении согласнаго, по обычаю избрания, и по представлении ему онаго.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 92 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →