диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Позавчера в Киеве придумали нового святого

Житие святителя Евмения (Хорольского) (1886-1967)

Архиепископ Евмений (в миру Евгений Николаевич Хорольский) родился 13 (25) декабря 1886 года в селе Бого-Рождественка Петровской волости Ананьевского уезда Херсонской губернии (ныне Николаевский район Одесской области. Крещен и миропомазан священником Иоанном Липским.

В 1902 г. окончил сельское церковно-приходское училище. В 1905 г. окончил второклассную церковноучительскую школу в с. Демидовка Тираспольского уезда Херсонской губернии.

В 1905 г. принят на послушание в Свято-Троицкий монастырь г. Киева. В 1908 г. принят на послушание в Свято-Троицкий монастырь г.Саратов. Викарий Саратовской епархии епископ Петровский Дионисий (Прозоровский) благословил его на послушание в качестве личного секретаря. В 1918 г. Евгений принят на послушание в Свято-Михайловский Златоверхий монастырь г. Киева 7 декабря 1918 г. пострижен в монашество с именем Евмений. 24 марта 1919 г. рукоположен в сан иеродиакона. В 1920 г. возведен в сан архидиакона. В связи с захватом Златоверхого монастыря обновленцами, в 1924 г. переходит в число братии Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. В 1925 г. направляется на подворье Киево-Печерской лавры в г.Ленинград. Оканчивает 2 курса богословского факультета Ленинградского Богословского института (Санкт-Петербургская Духовная Академия).

23 августа 1930 года арестован. Решением Тройки ПП ОЕПУ ЛВО, осужден по ст. 58, п. 10 и 59, п. 12 УК РСФСР и выслан в концлагерь НКВД «Беломорканалстрой».

19 марта 1946 г. архидиакон Евмений возвращается в родную Лавру в число братии. Избирается в духовный собор Лавры, становится экономом и членом ревизионной комиссии Лавры. 12 марта 1950 г. рукоположен в сан иеромонаха. 12 мая 1951 г. награжден наперсным крестом. 28 февраля 1954 г. во Владимирском кафедральном соборе г. Киева хиротонисан во епископа. Принял в управление Черновицкую епархию. 8 декабря 1958 г. возведен в сан архиепископа. 1 января 1959 г. принял в управление Житомирскую епархию. 11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 15 декабря 1966 г. награжден орденом ев. князя Владимира 2-ой степени. Преставился в 7 часов утра 25 августа 1967 г.

Чудеса при жизни

Протоиерей Сергий Явец (секретаръ епархиального суда, председатель богословской комиссии Шахтинской и Миллеровской епархии РПЦ): “Чудесное явление было митрополиту Иоанну, в котором жребий архиерейского служения пал на эконома Лавры, тогда уж немолодого о. Евмения. Матерь Божия указывала митрополиту на Свой выбор”.

Протодиакон Борис: “Стал я думать о том, чтобы рукоположиться в иереи и пойти служить на приход. На 9-й песни совершаю каждение, а Владыка мне говорит -отец Борис, подойдите ко мне после службы. В конце первого часа я подошел. Владыка говорит – ты эти глупые мысли выбрось из головы. Я спрашиваю – Владыка простите, о чем вы? А он отвечает в соборе тебе служить, и только в соборе. Я никому ничего не говорил и ни с кем эти мысли не обсуждал, этот вопрос был внутри меня”.

Схимонахиня Матрона: “Видение было владыке Евмению, когда он жил в епархиальном доме, который находился рядом со Свято-Успенской Подольской церковью. Ночью после молитвы он встал, и видит в окно, Матерь Божия вышла из церкви и поднялась.

После смерти Владыки советская власть закрыла эту церковь. Владыка ленился матушке Евфалии после смерти и сказал: «Кто за меня будет молиться, ого я помяну у Престола Божия». Сладкевич Геннадий Николаевич, регент архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора: работал на железнодорожной станции, и когда узнали, что я служу в соборе, начальник вызывает меня «что это ты в Церкви попам служишь, зарплату получаешь?» Я к Владыке – как быть, может из церкви уйти, доработать до пенсии, а в собор как-то потихоньку приходить? Владыка мне говорит: «Ни-ни-ни. Сегодня один начальник, завтра другой начальник!» На следующий день прихожу на работу и узнаю, что у начальника инфаркт. Вскоре начальник этот умирает. Пришел новый начальник, и так работал до пенсии. Регентом в соборе я прослужил 55 лет.

https://news.church.ua/2021/05/12/svyashhennyj-sinod-blagoslovil-mestnoe-pochitanie-v-predelax-zhitomirskoj-eparxii-svyatitelya-evmeniya-xorolskogo-zhitie/?lang=ru

Да, крепкие основания для канонизации... Качество проведенной работы видно по опечаткам.

И все же: что было в 16 лет молчания: 1930-1946?

А главное - когда и с какой кличкой он был завербован ОГПУ, какие передавал сведения органам?

Ведь в Житомир его назначили вместо смещенного архиеп. Венедикта Полякова, который "занимал решительную позицию в деле защиты церкви от атеистической пропаганды. "Церковный амвон, - писал он патриарху, - единственное место, где мы, духовенство, должны дать отпор наступающим на веру". Был уволен на покой" (Веденеев Д. Атеисты в мундирах. Советские спецслужбы и религиозная сфера Украины. М., 2016, с. 477).

Сколько храмов и монастырей было закрыто в управляемых им епархиях?

О циничном механизме действий спецслужбы по насаждению нестроений в монастырской жизни и подготовке ликвидации обители дают представление сохранившиеся материалы «контрольно-наблюдательного делпа» Житомирского УМГБ-УКГБ на Овручский женский монастырь. К марту 1951 г. монастырь имел 56 насельниц (38 из них были старше 50 лет). «Обслуживал» обитель Овручский райотдел МГБ, имевший там 2 агентов и 6 осведомителей. С 1945 г. велись дела-формуляры на священника монастырского храма Елиазара Юзепчука и настоятельницу, игуменью Лукию (Наталию Дмитренко). При этом чекисты руводствовались директивой МГБ УССР № 55, направлявшей их на активизацию агентурной работы среди «монашествующего элемента». Бдительно отслеживались и пресекались «нежелательные» контакты сестринской общины. Так, была задержана и арестована «бродячая монашка» Вера Рассказова (бывшая монахиня монастыря в селе Липки Межеричского района Ровенской области), у которой изъяли и признали антисоветской (по заключению Главлита) литературу.

Одним из направлений усилий чекистов являлись попытки завербовать «на основе компрометирующих материалов» настоятельницу. Соответствующие задачи при этом ставились агентам «Гавриловой» и «Петровой». Последняя, в частности, характеризовалась оперработниками как особа, «по религиозным убеждениям не фанатичная, честная, откровенная, исполнительная, соблюдающая конспирацию, подробно информирующая о внутренней жизни монастыря, антисоветских высказываниях» сестер. Ее планировалось включить в группу отбираемых (по заданию разведки КГБ СССР) монахинь для направления их в общину Горненского женского монастыря в Иерусалиме.

25 декабря 1958 г. начальник УКГБ по Житомирской области пол ковник В. Голик направил председателю КГБ при СМ УССР генерал-майору В. Никитченко спецсообщение «о подготовке закрытия женского монастыря в городе Овруче». Монашеская община, по его словам, превратилась в «очаг распространения миссионерской деятельности и реакционного влияния монашествующих элементов на верующее население». Шла речь о напряженной морально-психологической обстановке внутри самого сестринства. Однако именно чекисты сделали все, чтобы инспирировать и раздуть внутренние нестроения в обители.

По агентурным данным, оперработники обратили внимание на присутствие среди сестер группы «старых монахинь» во главе с сестрой О., которые третировали молодых инокинь, называя их «коммунистками, слугами дьявола, колдуньями». Ухватившись за это, оперативники сделали ставку на «действенную разложенческую работу среди монашествующих, раскол среди фанатичной и влиятельной части и рядовыми монахинями, а также между монахинями, православным духовенством и верующими».

Агентессы «Петрова», «Орлеанская» и «Лилия» выявляли противоречия между сестрами, старались обострить их, «порождали постоянные скандалы внутри монастыря», втягивая в них «наиболее вредных в политическом отношении монахинь».

Одновременно проводились «мероприятия по компрометации перед основной частью монашествующих и всеми верующими руководящего состава монастыря и наиболее фанатично настроенных монахинь путем разжигания склок». Вспыхнул «крупный скандал», сопровождавшийся рукоприкладством и хулиганством. Вынашивались планы организации судебного процесса над «хулиганствующими».
25 прихожан направили письмо в Житомирский облисполком с жалобами на скандалы и «изуверство» в монастыре. Параллельно негласные помощники из числа священнослужителей «Майский», «Николаев», «Славин» «обострили взаимоотношения между монастырем и церковниками, провели важную работу по дальнейшей компрометации монашествующих».

Агентура отслеживала все процессы в монастыре. В рамках подготовки к «беспроблемному» закрытию обители оперработниками проводились профилактические беседы с монахинями, «воспитательную работу» вели партийно-советские работники. В результате психологически подавленные, запуганные сестры в большинстве своем «безропотно и положительно восприняли решение о закрытии монастыря». 25 июня 1959 г. обитель закрыли (напомню, с 1 января 1959 г. епархией руководит ныне святой Евмений - А.К.), в течение дня были выселены сестры и вывезено соответствующее имущество (сама «операция» проходила под контролем оперработников-«водителей» и агентуры). (там же. сс. 279-280).

О тотальной вербовке епископата тех лет см. https://diak-kuraev.livejournal.com/3185321.html

В общем, тут есть серьезные вопросы, которые нельзя просто так прикрыть чьими-то снами.
Tags: Жития
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 142 comments