диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Художественное православие

По православным сайтам кочует такая история:

"Православный священник, с которым Марат, как убежденный раньше атеист, в нескольких поколениях, а еще бывший пионер, комсомолец спорил несколько часов, рассказал ему следующее:

"Я тоже был атеистом, комсомольцем, когда началась война, пошел на фронт добровольцем. Там же вступил в партию! Нас было в роте несколько человек с моей деревни, но многие из них погибли за время непрерывных боев и, в конце концов, мы осталось в роте вдвоем. С последним из оставшихся в строю земляков мы были друзьями с детства! В одной из атак моего самого дорогого и близкого человека срезали во время рукопашной очередью из автомата. Я заколол убившего его фашиста, посмотрел на друга, тело которого было буквально разворочено очередью, и с тяжелым сердцем побежал дальше - ведь наступление продолжалось. После боя мы с товарищами помянули нашего сослуживца, ведь у меня не было сомнений, что он был убит - ведь в него разрядили магазин автомата практически в упор. Представьте себе мой шок, когда через полгода он стоял передо мной - живой и здоровый. На его груди было свыше десятка шрамов от пуль, и очередь прошила его от плеча до бедра, задев легкие, печень и сердце! Сам он после госпиталя стал очень тихим и задумчивым. Однажды, в минуту откровенности он рассказал мне, что произошло в том окопе.

"Я заколол одного немца, когда из-за поворота траншеи выскочил этот фашист с автоматом и разрядил магазин мне в грудь. Боли я не почувствовал и потому был уверен, что враг промазал! Я видел, как ты воткнул ему штык в живот, глянул в мою сторону, схватившись за голову а, услышав окрик, побежал дальше. Я же стоял и смотрел на убитых в окопе наших и немецких солдат, которые лежали грудами друг на друге... Тут же копошились раненые и умирающие. Внезапно что-то заставило меня посмотреть вниз! Там я увидел лежащего СЕБЯ! Грудь моя была разворочена, торчали кости и мясо, хлестала кровь, и потому сразу понял, что я - убит. И в этот момент мне в голову пришла мысль, что все это - какая-то жестокая мистификация, а нас с тобою всю жизнь обманывали, утверждая, что загробной жизни нет! Мне пришло в голову, что неплохо было бы побывать дома. И вдруг - я уже в своей родной хате! Мать вяжет, я толкаю ее в плечо, говоря: "Мама, мама, это я!", но она меня не слышит! И тогда я взмолился: "Господи, ты же знаешь, что меня всю жизнь обманывали! Сделай так, чтобы я остался жив, всю свою жизнь посвящу служению тебе! И всем расскажу о том, ради чего остался в живых!" Очнулся я в госпитале, а через полгода излечения вновь оказался в своей роте!"

Вот так мы вновь стали вместе служить. Вскоре войне настал конец, через несколько лет мы с другом уволились в запас, и я поступил в институт. Друга еще в армии "вышибли" из комсомола за намерение стать священником и 'религиозную агитацию', но он нисколько при этом не расстроился, и вскоре он поступил в духовную семинарию. А мне все не давал покоя его рассказ! Он не мог мне врать, ведь мы были друзьями с самого детства! Да и жизнь его после ранения стала кардинально отличаться от той, которую он вел на протяжении многих лет. И в какой-то момент я понял, что раз мой друг так уверен в том, что должен был круто изменить всю свою жизнь - значит он прав! И тогда я тоже подал документы в духовную семинарию. Из партии меня, конечно, сразу исключили, так же, как и из института. Но мне было уже все равно, я сделал свой выбор! Так мы с ним и стали священниками!"

После этого разговора Марат стал православным, а отца Иону по сей день считает своим духовным наставником. Много лет он приходит к этому удивительному человеку, дом которого никогда не пустует от желающих получить наставление от мудрого седого старца".


***

Автор этого рассказа Магерамов Александр Арнольдович

Текст тут http://artofwar.ru/m/maa/text_0120.shtml

Герой рассказа – некий Марат, он говорит про некоего «отца Иону», а публикатор его отождествляет с омским иеромонахом Ионой Куцеваловым.

Иван Карпович Куцевалов и в самом деле прошел всю войну, с 1941 по 1946 гг. в составе 1229-го артиллерийского полка 371 сд. (идентификация тут: https://www.prav-news.ru/omsk/?ID=108418

Ездовой химвзвода, образование 5 классов
http://podvignaroda.ru/?#id=37409361&tab=navDetailDocument

Есть большой фильм про него:
https://www.youtube.com/watch?v=FOkf7rulQmA&t=11s

Но тут и начинаются неувязки. Сама речь о. Ионы нисколько не похожа на ту, что вложена в его уста в рассказе. Слово "мистификация" явно не из его лексикона. Он не учился в семинарии (в отличие от священника из рассказа). С детства воспитан в православии (и хотя бы поэтому в его жизни не могло быть ни партийности, ни послевоенного "обращения в веру"). Ни в каких институтах не учился. Постриг принял в 65-летнем возрасте в 1989 году. Священником стал еще позже.

В фильме никто из знавших о. Иону не вспоминает эпизод из рассказа Магерамова, хотя и отмечают его любовь к рассказам про войну.

Судя по упоминанию солдата-туркмена в рассказе Магерамова, его Марат воевал не в Чечне, а в Афганистане. И, значит, это начало 80х годов. Но автор помещает его встречу с о. Ионой во время сразу после демобилизации. Когда настоящий Иван Карпович Куцевалов еще не стал отцом Ионой.

Но для будущего жития сойдет...
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal