диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Срочно требуются храбрые и разумные епископы

которые решились бы своей властью удалить богослужебный абсурд из службы Троицына дня.

Я имею в виду совмещение догматически-насыщенных коленопреклоненных молитв на Вечерне с молитвами на сон грядущий.

Зачем вообще в полдень читать молитвы про сон?

Зачем это делать коленопреклоненно?

Зачем с высокого полета богословской мысли переходить на любимую тему поллюций и эрекций ("Даруй же нам, чтобы наступающие вечер с ночью прошли совершенно, мирно, свято, безгрешно, без соблазнов, без мечтаний... Пригвозди к страху Твоему плоть нашу и умертви наши земные члены, дабы в тишине сна мы просветились созерцанием судеб Твоих. Удали же от нас всякое мечтание непристойное и похоть вредную").

Зачем эти молитвы, коли они так нужны, читать вслух лишь раз в году и именно в этот праздник, к которому они не имеют никакого отношения?

***

О том же два года назад:

В сегодняшней молитве есть слово, столь редкое, что от неожиданности и неузнаваемости не всякий священник может его сходу произнести: вресноту (великое вресноту таинство).

Это неуклюжий перевод греч.слова онтос. Философам оно знакомо по слову онтология ("учение о бытии"). То есть это акцент на том, что нечто бытийствует, имеет место не только в наших словах, гимнах, фантазиях, теориях, но в структуре самого бытия.

То же слово в гимне Богородице "сущую Богородицу тя величаем". Тут обошлись без вресноты.

Этимология слова реснота, наверно, связана с речь (ржеч) как вещь.

Реснота - слово западнославянского (мораво-паннонского) происхождения.

http://www.ruslang.ru/doc/lingistoch/2004-2005/05-maximovich.pdf стр 107
См также

http://convent.mrezha.ru/_s/WOR35.HTM

Но тупое механическое соединение догматических молитв 50-цы с детскими монашескими страхами темноты (молитвы на сон грядущий, читаемые сегодня в полдень) пора прекращать.
https://diak-kuraev.livejournal.com/2477149.html?page=3

***

О том же (но не я) 5 лет назад:


Петр Мещеринов
15 июня 2016 г. ·
Эта запись обращена прежде всего к коллегам-священнослужителям.
Приближается праздник Пятидесятницы. Вечерня под Духов день, которая по традиции (но не по Уставу) служится сразу после Литургии, принадлежит к самым бестолковым службам года — я имею в виду коленопреклоненные молитвы. Такое впечатление, что они составлены по тому же принципу, по какому Дядя Фёдор, пёс и кот писали своё знаменитое письмо. Можно было бы ожидать, что три молитвы на праздник Троицы будут обращены соответственно к Отцу, Сыну и Святому Духу (тем более на вечерне под праздник Св. Духа). Но ничуть не бывало — молитвы Святому Духу нет вовсе; прочие же молитвы составлены так, что всякий раз приходишь в глубокое изумление. Первая молитва обращена к Богу Отцу. К ней неизвестно зачем прилагается молитва, печатаемая в Часословах на конец вседневной вечерни (в нашем храме, например, она читается каждый будний день после отпуста вечерни). Вторая молитва обращена к Господу Иисусу Христу, причём сначала молитвенное обращение идёт от имени общины, а затем вдруг оно меняется на чтение от первого лица (ну точно дядя Фёдор, пёс и кот). К этой молитве прилагается молитва св. Василия Великого из последования Великого Повечерия (к чему она здесь? как она сюда попала? зачем? совершенно непонятно). Третья молитва, а точнее, две идущие подряд молитвы, также обращены ко Христу — вновь от лица общины. К ним (как будто все ещё недостаточно помолились, нужно ещё постоять на коленях, особенно если в светлых штанах или юбках на сочной траве, очень воодушевляет прихожан, облачённых в таковую одежду) прилагается — и тут уже наступает, так сказать, апофеоз смысла — седьмая светильничная молитва, которую священник уже тайно прочитал перед Мирной ектеньёй. Видимо, настолько важна именно эта молитва, именно в ней заключена суть праздника Святого Духа, что её необходимо прочитать ещё и вслух, и коленнопреклоненным образом.
В общем, это тяжкая служба (Michael Zheltov, что скажете?).
Предлагается некий опыт упорядочивания этих молитв. Дополнительные молитвословия из повседневных вечерни и повечерия опущены, оставлено по одной молитве каждому Лицу Св. Троицы, третья молитва Святому Духу взята из дониконовских богослужебных книг, текст слегка русифицирован.
UPD: см. ниже разъяснение о. Михаила Желтова. Его предложение:
"Я эти рядовые молитвы предлагаю не опускать совсем, а дочитывать тайно, во время пения хора или ектений. Действительно, лучше прочесть вслух только сами праздничные молитвы (первую на 1-м коленопреклонении, первую на 2-м и первую+вторую на 3-м)."

https://www.facebook.com/igpetr/posts/1042942092448241
Tags: Праздники
Subscribe

  • О женатом епископате

    Каждый раз, когда вспыхивает дискуссия о том, допустим ли семейный статус для епископа (например, тут -…

  • Томос для Грузии

    английский текст томоса вселенского патриарха Димитрия тут…

  • Вопрос к знатокам

    советское издание Лейбница говорит так: «Если бы геометрия так же противоречила нашим страстям и нашим интересам, как нравственность, то мы бы так…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • О женатом епископате

    Каждый раз, когда вспыхивает дискуссия о том, допустим ли семейный статус для епископа (например, тут -…

  • Томос для Грузии

    английский текст томоса вселенского патриарха Димитрия тут…

  • Вопрос к знатокам

    советское издание Лейбница говорит так: «Если бы геометрия так же противоречила нашим страстям и нашим интересам, как нравственность, то мы бы так…