диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Ересь Белободского: причастится ли мышь?

Если мышь найдет доступ к "запасным Дары", то есть к уже освященному Телу Христову, то что она съест - обычный хлеб или Причастие?

Отчего заглохли дискуссии на эту тему?

А когда-то они гремели:

В 1681 году иеромонах Сильвестр Медведев обличал ересь некоего Яна Белободского:


"Исповедует он, Белободский, яко егда каковый зверь снедает евхаристию, тогда тамо во оно время несть тела Христова.

А учители богословии исповедуют сице: яко егда евхаристию зверь грызет или ест, и во оно время в той евхаристии Христос бывает существенно дотоле, доколе пребывают целы хлебные виды: белость, квасность, вкус и прочее. А егда виды растлятся, то есть воничтожатся, и во оно время тамо тела Христова быти не исповедуют. Аще же зверь ест и грызет евхаристию, аще и зжется и тлеет евхаристиа, обаче и во оно время Христос есть во евхаристии; но аще и есть тамо Христос, обаче Христос не грызется, ниже зжется, ниже тлеет: ибо сия действа: грызение, зжение, тление, не на Христе, но на видах сущих хлебных в евхаристии совершаются. И того ради, доколе виды в евхаристии, в каковых случаех ни буди, будут целы пребывати, дотоле и Христос во оной евхаристии тамо пребывати будет; а егда же виды растлятся, то-есть воничтожатся, и во оно время тамо Христова тела не бывает.

Аще же кто помыслит: како сие может быти, яко уста зверская и его чрево быти скверное; и за ону скверну в евхаристии тамо Христос не имать быти; и той да помыслит: во-первых, яко от Бога по естеству все сотворение есть чисто и нескверно, яко Бог чистый и нескверный сие сотворил есть. А скверность в нем, то-есть в сотворении, не по естеству, но прииде она человеком от заповеди Божия, от отеческих преданий, и от обычаев. Второе: яко и Само Божество всюду, а егда есть всюду, убо и в телеси зверском, обаче не сквернится, подобием солнца: ибо якоже солнце на всякая и нечистая места лучи своя простирает, обаче они пречистое тело Христово, аще бы и было во устах зверских или в его теле, обаче бы не сквернилося: ибо зверь и прочая вся тварь Божия не есть скверна перет Богом.

Скверн же перед Богом бывает человек грешный, обаче и того человека не гнушается Христос, и во оном, егда той дерзнет не очистяся истинно святою исповедию евхаристию святую приимати, бывает существенно, точию в таковом благодатию не бывает, яко же и в звере и во иных прилучаях.

А Белободский исповедует, яко евхаристию егда зверь ест, и тогда тамо во оно время несть тела Христова. И сим он своим исповеданием тщится в наш Российский народ внести проклятую люторскую и калвинскую ересь: ибо онии еретики не признают в евхаристии пресуществлению быти, но ону нарицают образом тела Христова быти; друзии исповедуют точию воспоминание тела Христова, инии глаголют знамение тела Христова, ови утверждают в хлебе телу Христову быти, инии при хлебе быти телу Христову повествуют благодатию, а не пресуществлением: и дают причины, яко во устах зверских может быти евхаристиа, а тело Христово, ради скверности, тамо быти не может. И того ради глаголют они, еретицы, не быти в евхаристии телу Христову существенно, нанося сице: яко аще бы возмогло быти тело Христово в евхаристии существенно, то возмогло бы быти и в звере, егда ему ону прилучило бы ся съести, яко существо тела долженствует тамо быти, идеже суть и хлебнии виды. Тем же аще, кто не исповедует, во оно время, егда евхаристию зверь ест, в ней быти телу Христову существенно под видами, евхаристии сущими, той еретик калвин есть. Но Белободский тогда тамо быти телу Христову существенно не исповедует: убо он еретик калвин есть.

Сию же злохитрую свою лесть написал есть он, Белободский, чая, яко зде, в России, никто не возможет таковую его прелесть познати и надеяся, яко таковое его ереси калвинския во утверждение разсуждение от собору святаго будет, яко мудрое, без всякаго разсуждения приято. И таковым еретическим хитрым и от простых людей познатися немогущим, аки бы благочестивым, разсуждением Российский народ удобно возможет, во усумнение приведше, ересь свою утвердите.

Московские соборы эпохи падения Московского патриархата в 17 веке. Спб., 2015, сс. 363-364.

О Белобоцком см.

Н. И. Субботин.
Ян Белободский и Павел Негребецкий: Эпизод из истории религиозных споров в России в конце XVII в. // Прибавление к творениям святых отцев, 1862, кн. 4

и:

http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/TODRL/18_tom/Gorfunkel/Gorfunkel.pdf

И дело не только в мышах. Это и к вопросу о "недостойном причастии" и "недостойных причастниках".

Я верю, что Бог свободен.

И посему Он может покинуть место Своего пребывания ("се, оставляется дом ваш пуст"). Иначе однажды причастившийся человек навсегда, неизменно и неразлучно остался бы Телом Христа. И тогда не было бы нужды в новых причастиях и литургиях.

Бог свободен - и потому может покинуть сообщество людей, мнящих себя Его Телом (Церковью) (предположим, в случае впадения этого сообщества в ересь). Полагаю, Он может покинуть и частицу Даров, влагаемую в уста, Ему известные как недостойные. Чьи это уста - епископа или мышки - уже не важно.

Бог свободен - и потому может ничего этого не делать, и может связать Свою свободу человеческими манипуляциями и скормить Себя церковным мышам. Он свободен...
Tags: Богословские дискуссии, Литургия
Subscribe

  • Меченый атом. Диакон Илья Фролов.

    учился в Муромском училище, иподиаконствовал в Яранской епархии (у Паисия), рукоположен в октябре 2015 года в Уржуме, потом служил в Биробиджанской,…

  • Житие епископа Варнавы

    "Почти четыре года прошло после кончины в пенатах Московской патриархии (МП) 73-х летнего Варнавы. Он являлся блистательно-типичным отпрыском…

  • К портрету митрополита Меркурия

    Год назад я сообщал, что руководитель духовно-просветительского центра Ростовского кафедрального собора, руководитель Образовательного центра Донской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 142 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Меченый атом. Диакон Илья Фролов.

    учился в Муромском училище, иподиаконствовал в Яранской епархии (у Паисия), рукоположен в октябре 2015 года в Уржуме, потом служил в Биробиджанской,…

  • Житие епископа Варнавы

    "Почти четыре года прошло после кончины в пенатах Московской патриархии (МП) 73-х летнего Варнавы. Он являлся блистательно-типичным отпрыском…

  • К портрету митрополита Меркурия

    Год назад я сообщал, что руководитель духовно-просветительского центра Ростовского кафедрального собора, руководитель Образовательного центра Донской…