диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Интервью "Российской газете"

Религия

Разделяй и не властвуй! Форум

Церковь не должна быть похожей на силовое министерство

Протодиакон Андрей Кураев: Идя на запись телепередачи, понимаю, что мои слова оценят не только с точки зрения православной духовности. Фото: Аркадий Колыбалов
Протодиакон Андрей Кураев: Идя на запись телепередачи, понимаю, что мои слова оценят не только с точки зрения православной духовности.Фото: Аркадий Колыбалов
http://www.rg.ru/2012/06/27/kuraev.html

lДетям и родителям в школах Санкт-Петербурга не обеспечивают свободу выбора в рамках курса "Основы мировых религиозных культур и светской этики", заявило на днях региональное движение "Нравственность в образовании". От родителей поступают многочисленные жалобы, в ряде школ не были проведены родительские собрания для информирования родителей о вводимом курсе и об их праве свободного выбора одного из шести модулей, не были собраны заявления от родителей на имя директора школы. Известны случаи "оказания морально-психологического давления на родителей со стороны школьной администрации". "В результате этих нарушений процент выбора модуля "Основы православной культуры" в школах Санкт-Петербурга составил 9,4 процента", что ... значительно ниже, чем в среднем по стране", - сказано в обращении движения. Корректность, актуальность и остроту религиозных и других разделений в школе и обществе мы обсуждаем с известным богословом, автором учебника по этому предмету протодиаконом Андреем Кураевым.

Отец Андрей, расскажите, как выглядит картина с выбором этого предмета.

Протодиакон Андрей Кураев: Идеальные условия выбора предполагают, что

а) родителей заранее, за полгода предупреждают о предстоящем им выборе;

б) их опять же заранее, недели за две, предупреждают о дате и теме выборного собрания;

в) также заранее дают возможность ознакомиться со всеми вариантами учебников;

г) приглашают на собрание представителей разных религий.

Может быть, эти представители и не получат слова на самом собрании, но они смогут оценить корректность презентации курса педагогом. Представители религий напомнят, что субъектом выбора является не класс и не школа, а каждая отдельная семья. Их совместное присутствие на одном собрании поможет успокоить и учителя, и родителей: не бойтесь разделяться (на учебные группы)!

Сколько говорили об опасности разделения детей в результате введения курса! Но, похоже, тема разделения становится сегодня чрезвычайно актуальным идеалом. Нынешнему поколению катастрофически не хватает ощущения естественных культурных и нравственных водоразделов. Видимо, непонятно, что церковь не место для исполнения бранных частушек, а фигура Патриарха не предмет ерничанья без тормозов. Верующие поражены готовностью светской публики легко оскандалить те или иные стороны церковной жизни. Я член церкви и являюсь ее "налогоплательщиком", на мои деньги архиереи покупают те или иные часы. И право первого голоса на протест или поддержку этой покупки у меня. А когда появляется светская "контрольная комиссия", всегда остается вопрос о правомочности ее претензий. Она что, мои интересы защищает? А я ее уполномочила? Если нет, она не в своем "огороде". Это бассейн не ее "реки". Давайте разделимся в конце концов! Может, и курс "Основы религиозных культур" поможет нам в этом?

Протодиакон Андрей Кураев: Перед курсом трудно ставить столь серьезные задачи. Он слишком маленький и ограниченный, чтобы решить их. Но в сотрудничестве с другими образовательными и воспитательными проектами может помочь. Что же касается проблемы водоразделов, то надо сказать, что границы систематически нарушаются и со стороны представителей Церкви. Если мы начинаем разговоры о дресс-коде, гламурный мир тут же отзовется "анализом" религиозных сюжетов.

Конечно, если я иду на запись телепередачи, я должен понимать, что мои заявления будут оценивать не только с точки зрения православной духовности, а и по вполне светским профессиональным критериям удачности телепередачи и меня как персонажа в ней.

Но хорошо бы и у лидеров светского мнения заронить чувство, что пространство Церкви иное, оно внутри себя собрано по-другому.

Протодиакон Андрей Кураев: Церкви это трудно сделать. Легче своих собственных людей обучить - как интересно и адекватно участвовать в ток-шоу и других медийных проектах. Не убегать с эфира, а, наоборот, готовить священников к разговору, в котором твою позицию будут оспаривать, причем далеко не всегда по джентльменски.

Как вы восприняли ерническое вручение Патриарху премии "Серебряная калоша"?

Протодиакон Андрей Кураев: Сюжеты, связанные с Патриархом, комментирует его пресс-служба. Если же спрашивают меня, не оскорблены ли лично мои религиозные чувства, я перевожу этот вопрос прямо к ним. Тогда мои религиозные чувства слегка приподнимают голову и отвечают: "Отвянь! Мы смертельно оскорблены с того дня более чем четвертьвековой давности, когда мы узнали о том, что в Церкви есть епископы-содомиты и им нужно целовать ручки в алтаре"...

В любом случае не стоит участвовать в мировом чемпионате по демонстрации своей оскорбленности. Это просто духовно вредно: человек получает установку копить свои обиды, расчесывать и демонстрировать их. Это верный путь к утрате внутреннего мира.

Что вы думаете о последнем письме Патриарху, подписанном известными верующими деятелями культуры, с просьбой простить арестованных участниц группы Pussy Riot.

Протодиакон Андрей Кураев: Это серьезнейшая проблема. Ольгу Седакову, Александра Архангельского, Майю Кучерскую, Виктора Живова, других православных интеллигентов, людей, которые были "щитом прикрытия" для православной Церкви в интеллигентской среде, кое-кто рад сейчас выставить чуть ли не врагами Церкви. Что же касается Pussy Riot, то боюсь, что каждый дополнительный день, проведенный участницами группы в тюрьме, работает не на пользу Церкви. Я не могу давать советы Патриарху, но могу делиться своими наблюдениями и выводами. Так вот, то, что я вижу и в интернет-общении, и в реале, говорит мне, что эта тема только ослабляет позиции Церкви.

Стоит прощать людей, не просящих прощения?

Протодиакон Андрей Кураев: Для христианина вопрос о прощении - это вопрос личной гигиены. Представьте, что мне плюнули в лицо, а я скажу: не буду мыть свое лицо, пока обидчик у меня не попросит прощения... Лелеять негативные ответные чувства вредно прежде всего мне самому. Когда Христос молился о палачах, распинавших его ("Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят!"), те были еще далеки от того, чтобы попросить у Него прощения.

Не всякий может пить эту чашу. Не так легко подняться на такую высоту жертвенности.

Протодиакон Андрей Кураев: Ты можешь не дотянуться, но планка у тебя должна быть именно такая. Поэтому вопрос о моей немощи не должен отменять вопроса о моем долге.

Однако вопрос жертвы - временем, силами, здоровьем, честью - это вопрос, который решается внутри нас. И посторонние надсмотрщики за жертвователем выглядят пошлее не могущего дотянуться до высшей планки.

Протодиакон Андрей Кураев: Но так же пошло вынуждать покаяние тюрьмой. А одна из форм прощения просто забвение. Но здесь не вопрос прощения в центре. Слишком часто и слишком очевидно те, кто скандирует "не забудем, не простим!", на самом деле движимы банальным властолюбием. Они заводят себя мечтами о превращении Церкви Христовой в очередное силовое министерство.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 293 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →