диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Антимиссионерский Иоанн Златоуст

Не раз я говорил, что в огромном орто-лего можно найти цитаты на любой вкус.
В том числе - запрет на проповедь Евангелия.

Старопечатный Пролог, изданный при царе Михаиле Федоровиче в 1643 году под 4 июня помещает
"Слово Иоанна Златоустаго о еже не проповедати Божества неверным".

Рече Господь: не дадите святая псом, ни помещите бисера пред свиниями. Аще бо и прежде повеле Господь, глаголя: якоже слышасте во уши, проповедайте на распутии. Но не противно есть сие прежнему: ни тогда бо повеле всем просто рещи. Всех же зде иже беззаконно живущих и не истинно прилежание к вере имущих отнюдь нарече свиниями, понеже недостойны таковаго слышания. Се убо и Павел являя глаголаше: плотный человек не приемлет духовных, юродство бо ему есть, и не хощет прияти Господних повелений. Тем же и повелевает не отверстие им дверей их, понеже от естества не могут тех навыкнути, ни бо свиния весть жемчуга что есть.
Тако и святая попрутся теми, не ведуще, что суть та, и потом вооружатся на ня. И добре рече: возвращщася расторгнут вы, и лицемеруют кротостию, дондеже навыкнут. И егда научени будут, поносят и облыгают, и смеются, якоже прельстивший нас. Сего ради и Павел к Тимофею пишет, глаголя: мнози лестию приступают к вере, от нихже и ты храни ся, зело бо противятся нашим словесем. И паки инде глаголет Писание: сыне, да не прельстят тебе мужи нечестивии; радуют бо ся тии о всех, ихже ненавидит Господь</a>. Сего ради жестока на них пагуба приидет. И всяк не спасенный от Господа впадет в ню.
https://1slovo.sobornik.ru/text/prolog/prolog06-08/page/prolog06-04.htm
https://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/prolog-v-pouchenijah-na-kazhdyj-den-goda/342


В общем - это из его 23-й Беседы на Матфея, 3:

Христос присоединил еще другое правило, говоря: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф. 7:6). Хотя далее Он и говорит: Что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях (Мф. 10:27), но это последнее нимало не противоречит прежнему, так как и тут не всем вообще повелено говорить, но тем только говорить со всею свободою, которым должно говорить.

Под именем же псов Он здесь разумел тех, которые живут в неисцельном нечестии, без всякой надежды исправления; а под именем свиней – всегда живущих невоздержно; все таковые, по слову Его, недостойны слушать высокое учение. То же самое и Павел выразил, сказав: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием (1 Кор. 2:14). И во многих других местах Он развращение жизни поставляет причиною того, что не приемлется совершеннейшее учение. Потому и повелевает таким людям не отворять дверей, потому что, узнавши, они становятся еще более дерзкими. Когда это учение открывается людям признательным и благомыслящим, то они благоговеют пред ним; а люди безнравственные уважают более тогда, когда его не знают. Итак, поелику по природе своей такие люди не могут познать этого учения, то пусть будет оно от них скрыто, говорит Спаситель, чтобы, по крайней мере, почтили его по причине своего неведения.

И свинья не знает, что такое бисер, а если не знает, то пусть и не видит, чтобы не попрала того, чего не знает. Ничего, кроме только еще большего вреда, не произойдет от слушания для людей с таким расположением. Они ругаются над святынею, не зная ее, и еще более возносятся и вооружаются на нас.

Таков смысл слов Христовых: Чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Но скажешь: святыня должна быть так крепка, чтобы и по узнании осталась непобедимою, и другим не подавала случая вредить нам? Нет, не она подаст к тому случай, но то, что приемлющие ее – свиньи. Так и бисер попираемый – не потому попирается, что достоин пренебрежения, но потому, что попал к свиньям. И хорошо сказано: обратившись, не растерзали вас. В самом деле, сначала они принимают на себя личину кротости, чтобы узнать; потом, когда узнают, сделавшись совсем иными, ругаются, поносят, смеются над нами, как бы над обманутыми. Потому и Павел говорит Тимофею: Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам (2 Тим. 4:15). И в другом месте: Таковых удаляйся (2 Тим. 3:5). И еще: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3:10).

Итак, врагов всего священного вооружает против нас не сама святыня, но их доводит до безумия то, что, познав ее, они исполняются гордостью. Вот почему немалая польза оставаться им в неведении: в таком случае они не будут пренебрегать; если узнают, то двойной вред: и сами не получат от того никакой пользы, разве еще больший вред, и тебе причинят бесчисленные беспокойства. Пусть слышат это те, которые без всякого стыда сводятся со всяким без разбору и делают предметом пренебрежения то, что достойно всякого уважения. От того-то и мы, совершая таинства, затворяем двери и возбраняем вход непросвещенным – не потому, будто мы признаем недействительность совершаемых таинств, но потому, что еще многие не довольно к ним приготовлены. От того-то и сам Христос многое говорил иудеям в притчах, что они видя не видели (Мф. 13:13). Потому и Павел повелел дабы вы знали, как отвечать каждому (Кол. 4:6).
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/23


У св. Афанасия Великого толкование проще: это предостережение диаконам:
«Внемли же и ты, диакон; не давай недостойным порфиры пречистого Тела».

Лучшим же мне кажется толкование Василия Великого:
христиане, не живите сами по свински - и тогда и у язычников не будет нареканий в ваш адрес

("Сие объясняет нам Апостол, когда к сказанному им иудеям присовокупляет: «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога» (Рим.2, 23). Посему Господь запретил здесь то бесчестие, какое святым словам Господним наносим преступлением оных. Следствием сего преступления бывает, что находящиеся вне веры также почитают Господни наставления удобопренебрегаемыми, и потому же самому с большею смелостью восстают и на нас, и преступающего как бы расторгают своими укоризнами и обличениями).

преп. Исидор Пелусиот:
"Иные же - и они близки к истине - утверждают, что Господь здесь повелевал и священства не давать непотребным и нечистым, чтобы они не осквернили оного".
http://bible.optina.ru/new:mf:07:06

***
Но все же интересно, что в 17 веке, когда уже давно была забыта древняя дисциплина аркана, в благочестивом Московском царстве выбирают именно этот фрагмент из наследия Златоуста и включают в Пролог.

Это трудно понять иначе, как оправдание своей собственной миссионерской немощи и лени.
Tags: Миссия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments