диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Ошибочная информация в моей книге

"О нашем поражении".

Там, со ссылкой на Василия Розанова (Розанов В. В. Русские могилы // Собрание сочинений. т.3. В темных религиозных лучах. М., 1994, сс.192 – 252), было сказано:

Во время переписи населения, проходившей в 1896 г., нужно было заполнить два листа с вопросами. Первый лист был надписан буквой “А”, второй – “Б”. Нашлись умники, которые “разгадали” тайный умысел переписчиков: “А” – это “антихристов”, “Б” – “Божий”. И ради того, чтобы не быть занесенными в “антихристов” лист, они готовы были идти на смерть. В итоге под г. Терновцами зимой 1896 г. заживо закопали себя несколько десятков старообрядцев – из нежелания участвовать в переписи, которую они сочли “печатью антихриста” .


***
Как оказалось, дело было не в Терновцах, а под Тирасполем.
И мотив отказа от переписи был таков: при заполнении опросного листа надо записать себя или раскольником - и тем похулить свое благочестие или православным, что равносильно отречению от своего исповедания.
Впрочем, и вариант про листы А и Б (Лист А. - для крестьян; лист Б - для горожан. - с. 72, примечание) тоже имел место. Но скорее всего не в тех же местах и не в той общине.

Подробное изложение этих событий см.
И. Громогласов. Третий Всероссийский миссионерский съезд: (Факты и впечатления)» // Богословский вестник 1897, № 10, начиная со стр. 60.

https://azbyka.ru/otechnik/books/file/27754-%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B9-%D0%92%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D1%8A%D0%B5%D0%B7%D0%B4-%D0%A4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B-%D0%B8-%D0%B2%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf


***

И опять в тему любого паззла богословски авторитетных цитат на любой вкус. Когда пришла пора засыпать в могиле 9 еще живых добровольцев, некий Федор Ковалев отказался это делать, поняв, что совершает убийство. "Матушка Виталия" пояснила ему, что это не грех, так как в Библии есть рассказы о праведных убийствах - случай со священником Финеесом (Числ. 25,6-13 ). Убеждение подействовало, и Ковалев закопал свою жену с двумя детьми (с. 73). В феврале он закопал свою мать, сестру и брата, но сам он остался жить, и потом давал показания.

***

Оказалось, миссионерский съезд проходил довольно живенько:

Члены съезда посетили местную психиатрическую больницу, где содержались Кондрат Малеваный (основатель "малеванщины") и Степан Чекмарев - "психопаты-параноики" (с. 34). В Казанском доме умалишённых Малеваный содержался до августа 1905 года.

А в докладе Кальнева про тираспольских самоубийц (зимой 1896-97 годов 25 человек закопали себя заживо из страха перед переписью) «живости и силе впечатления не мало содействовало и то обстоятельство, что доклад сопровождался демонстрированием фотографий самих заживо похороненных» (с. 57).

Громогласов говорит, что «съезду намечалась задача указать на необходимость в интересах охранения общественно-государственного порядка применения к некоторым из сект мер и способов воздействия, уже выходящих за переделы компетенции духовной миссии» (с. 31)

Товарищ председателя съезда по отделу расколоведения проф Н.И. Ивановский это обосновал:
«Если сектанство справедливо называют тяжелой и упорной болезнью, то настоящий съезд вполне уместно сравнить с консилиумом врачей. Известно, что при болезнях эпидемического характера необходимо применение мер предосторожности: оздоровление местности, разобщение больных от здоровых. Врачи для достижения целей оздоровления обращаются к содействию учреждений и лиц, облеченных правом и обладающих средствами проводить в исполнение требование общественной гигиены» (сс. 24-25).

В. М. Скворцов, делопроизводитель съезда, чиновника особых поручений при обер-прокуроре Святейшего Синода: «Долг миссии - показать государственной власти, предостеречь стражей отечества, что сектантство представляет собой в государственном отношении горючий материал, способный играть на руку врагов Церкви и отечества… Либеральные друзья сектантства и враги православной России верно разсчитывают, что эта школа сектантского своеволия с течением времени должна подготовить им из народной среды верных союзников в деле осуществления "безумных мечтаний" наших конституционалистов. Кто устоит в неравном споре - это вопрос воли Божией» (сс. 29 и 27).

Монархия все же не устояла… Значит, воля Божия была не со «съездом миссионеров» и их Правительствующим Синодом. Значит, они миссионерили против воли Божией, хотя и от имени Бога?..

А «воля Божья» вынесла Скворцова из России в ходе Гражданской войны, и свои дни он доживал в Сараево…

Профессор Ивановский умер в 1913 году, а вот его сыну Кириллу пришлось уходить с отрядом (бандой) барона Унгерна; его дважды приговаривали к расстрелу, умер своей смертью в тюрьме Омска в 1942 году…

Илья Громогласов стал священником после революции, в 1922 году. Потом были аресты, лагеря и расстрел в 1937 году. И канонизация как священномученика в 2000-м.

Он был честным человеком, а не «тотальным апологетом». «Как над дверями дантовского ада, над современной духовной школой могла бы быть водружена надпись, предупреждающая о безнадежности, по крайней мере – для большинства вступающих в нее, выхода к иным светлым сторонам жизни». – писал он в 1906 г. в журнале «Богословский вестник» (№ 3, с. 581). В 1911 его уволили из Академии «за прогрессивные взгляды», выраженные им в газетных публикациях.

В общем, многим участникам того съезда довелось на себе испытать те меры, которые они предлагали и одобряли для других.
Tags: Миссия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments