диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Иван Грозный, конечно, нехороший человек, но

такого он не делал:
"Он [Шейбани-хан] бежал в долину с 500 воинами. Кызылбаши окружили их на этом отсуплении. Они убили всех, нашли тело Шейбани-хана, обезглавили его и доставили к шаху. Шах Исмаил давал приказ, чтоб привезли тело Шейбани-хана. Он приказал кызылбашам съесть плоть Шейбак-хана: шах нанес три удара по телу Шейбани-хана, чтобы подавить свой гнев. Распорол ему живот. Зарезал ему руки. Тогда он сказал: "Кто любит мою голову, пусть ест плоть моего врага." Кызылбаши соревновались друг с другом в выполнении приказов пира. Они выхватывали мясо Шейбек-хана из рук друг друга, чтобы съесть. Они даже обнажили мечи друг против друга. Как голодные волки съедают, так и кызылбаши съели тело Шейбани-хана." (Səfəvilər; S. 185)


***
А это - просто небольшое досье о том, как жилось рядом с Россией, но без нее.

Кто такой шах Исмаил ас-Сефеви?

"Шах Исмаил [в 12 лет] отрубил голову [ширваншаху] Фарруху Ясару и из его черепа сделал сувенирную шкатулку для денег." ("Литературый Азербайджан»: литературый журнал. № 9. – Б., 2015. – 138 с.)

"Захват Баку [в 1501 году] означал месть за шейха Джунайда. В данном случае начался поиск тех, кто воевал против шейха Джунайда. Их могилы одну за другой вычисляли и разрушили. Могилу ширваншаха Халила, убившего шейха Джунейда, разобрали, его кости сожгли, а землю развеяло ветром." (Son Kızılbaş Şah Ismail, S. 65)

Перед Шарурской битвой Алванд-мирза ввел 11 часов мирные переговоры с юным Исмаилом. Ради того, чтобы положить конец конфликту между внуками Узун Хасана, Алванд сперва аппелирует к кровным узам, связывавшим обе стороны, и затем предлагает Исмаилу сохранить за собой Ширван в качестве имперского надела со стороны Ак-Коюнлу. Исмаил отвечает, что он даже готов считать Алванда своим старшим братом и повелителем при условии, что принц Ак-Коюнлу переходит в шиизм. "Поэтому, именно отказ Алванда признать приоритет религии над родственными узами привел в конечном итоге к первому поражению Ак-Коюнлу от кызылбашей." (John E. Woods, "The Aqquyunlu: Clan, Confederation, Empire (Revised and Expanded Edition)", С. 168)

После реакции на объявление шиизма официальной религией в Тебризе шах Исмаил сказал: "Я никого не боюсь. Аллах и двенадцать имамов со мной. Если будет произнесено слово, я вытащу свой меч и не оставлю никого в живых!". (Джихангуша-йи хакан; С. 147.)

"В азан были добавлены фразы "Ашхаду анна Алийя уалийуллах", "хаййя аля хайруль амаль" и "Мухаммад ва Али хайрул башар". После проповеди Абу Бакр, Умар, Усман, Омейяды и Аббасиды были прокляты. После этого первых трех халифов повсюду было приказано проклинать. Те, кто не читал, должны были быть убиты. Те, кто молился, как сунниты, должны быть обезглавлены, а сунниты, которые угнетали тех, кто любил Сефевидов и шиитов до появления шаха, должны были быть сожжены в огне мести. После этого в Азербайджане довольно много людей было убито." (Son Kızılbaş Şah Ismail; S. 68-69)

Шах Исмаил приказал открыть могилу султана Якуба [Баяндура] и его родственников, и сжечь их кости. Кроме того, он убил всех беременных баяндурских принцес. (Woods, John E. The Aqquyunlu: Clan, Confederation, Empire; C. 180)

"По приказу Исмаила Сефеви, все гробницы знаменитых и почитаемых лиц суннитского духовенства [везде] были разрушены, а их тела выкинутыми из гробницы, сожженными ими развеянными по ветру. Многие видные лица суфии, суннитского духовенства и поэты также были казнены [3, с. 26]. (Научные исследования: от теории к практике : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 март. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (7). – 312 с.)

Шах Исмаил в отношнении суннитов Ирана ввел унизительный налог на бороду ("харадж тул-и сакал"), который будет отменен лишь через 100 лет во времена правления шаха Сефи II.

"Между тем жестоко преследуя суннитов в своем государстве, шах Исмаил покровительствовал христианам. Это диктовалось внешнеполитическим курсом Сефевидов, направленным на сближение с Западной Европой, на создание союза против Османской империи, в котором были заинтересованы Венеция, Германия, Венгрия." (Мамедова Н. Шах Исмаил I и религия (на основе статей Жана Обена) // История и ее проблемы. 2010. №4. С. 27-34.)

Когда шах Исмаил захватил город Казерун [Иран] в 1503 году и убил 4000 местных жителей, вся деятельность суфийского братства "Казеруния" в городе прекратилась. (Aubin, II [1959], S. 58)

После месяца сопротивления защитники крепости Аста [Иран] в мае 1504 года сдали крепость при условии соблюдении амана. Однако шах приказал перебить жителей крепости и туркоман, и, по некоторым источникам, 30 000 (Тарих-и элиф; С. 322) человек были убиты, по некоторым - 10 000 (Ахсан ат-таварих; С. 101, 108-109). Вождь туркоман Джиханшахлу Мурад-бек был посажен на кол и сожжен. (Тарих-и алем арай-и'Аббаси, т. 1, С. 49-51)

"[Джаханшахлу] Мурад-бек Туркман был завернут в палку и превращен в кебаб. Шах попросил всех съеть от него кусок. Суфии [кызылбаши] так атаковали, что не осталось ни плоти, ни костей. Они также сожгли Хусейна Кия [правитель Мазандерана, вместе находились в крепости Аста] и бросили его в реку". (Тарих-и ильчи-йи низамшах; С. 24-27)

"После того, как султан Мурад потерпел поражение, шах Исмаил отдал Йезд Хусейн-беку Лала в качестве тиюля. Хусейн-бек отправил Шуайб-бека в Йезд в качестве даруга. Однако султан Ахмед путем обмана убил его. Тем временем правитель Эберку Мухаммад Кере [или Мухаммад Карахи], воспользовавшись смятением, вторгся в Йезд и убил Султана Ахмеда. На этом шах Исмаил [в 1505 году] захватил Йезд. В городе произошла резня, погибло не менее семи тысяч человек.²⁹⁴" (Son Kızılbaş Şah Isamil; S. 80-81)

"Когда шах Исмаил нанёс поражение Мухаммаду Карахи Абаркухи, то взяв его в плен поместил в клетку, приказав всё его вымазать мёдом. После чего разместил клетку в месте скопления пчёл, применив пытку пчелиными укусами. Затем, вместе с войском в таком положении отправили его в Исфахан. Там, Мухаммада Карахи Абаркухи, вместе с семи другими узниками, помещёнными в клетки, сожгли живьем." (Научные исследования: от теории к практике : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 март. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (7). – 312 с.). Турецкий историк Туфан Гюндюз уточняет, что сожжение произошло перед глазами османского посла. (Son Kızılbaş Şah Ismail; S. 83)

"Существует предание, что подарок, который был послан шаху Исмаилу Сефеви правителем Хорасана султаном Хусейном Бойкарой, не понравился первому, и он счел это за унижение. Поэтому, напав на город Табас, убил всех, кого встретил. Захватив большой трофей, Исмаил Сефеви успокоился только тогда, когда убил 7000 людей." (Научные исследования: от теории к практике : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 март. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (7). – 312 с.)

"Исмаил зимой 1506 года добрался до Тебеса. После убийства семи или восьми тысяч человек в Табасе гнев большого и великого завоевателя мира шаха угас. Большинство чагатайцев, живших в городе, были убиты мечом. Наконец, после большого кровопролития гнев шаха Исмаила, как пламя Судного дня, был потушен." (Səfəfilər; S. 168-169)

"В 1506 году горчубаши Деде Абдал-бек из [племени] зулькадаров был отправлен в Табасаран для выявления и ликвидации тех, кто участвовал в войне против шейха Хайдара. Обвиняемых попросили доказать свою невиновность обратившись к самому Абди-беку. В ходе этих расследований было убито много людей из разных туркоманских племен." (Son kızılbaş Şah Ismail; S. 83)

"Баязид [II], который узнал, что целью Исмаила было нападение на Алауддевле, закрыл глаза на этот инцидент. Османам также было выгодно уничтожить Алауддевле. Он [Алауддевле] недодумался, что Исмаил может напасть на него с османской территории. Проиграв, сбежал в горную местность. Исмаил вошел в Бостан и разграбил город. Связи с тем, что жители Мараша были суннитами, он их перебил." (Səfəvilər; S. 171). В отрытых турецких сайтах есть информация, что когда шах Исмаил вошел в Мараш, он открыл могилы Дулкадиридов и сжег их кости. Также одного сына и трех внуков Алауддевле Исмаил заживо сжег, а затем их тела бросил на поедения своим солдатам.

"Как только шах вошел в Багадад [в 1508 году], приказал убить всех порнаков [один из главных огузских племен в государстве Ак-Коюнлу]. Кызылбаши убили многих из них." (Ахсан ат-таварих; С. 136-137)

"Туркоманы были убиты Див-султаном Румлу по приказу шаха, не сделав различия между детьми, женщинами и стариками. Так, что пока река Тигр текла красным, Багдад несколько дней вонял трупами" (Тарих-и ильчий-и Низам-шах; С. 35)

"Священнику Парсаму из Ахтамара принадлежат такие слова (1509 г.): «Есть большое бедствие в нашей стране [Армения] из-за того, что наши грехи возросли безмерно, ибо в это время был падишахом в Тебризе шах Смаил [Исмаил], провозвестник антихриста, который совершил многие опустошения в нашей стране; убийства и ограбления были всюду, и кто может пером описать его злодеяния и разрушения, которые он совершил в нашей стране»." (М.К. Зулалян, Армения в первой половине XVI века, 1971 год)

"Летом 1509 г. он [Исмаил] сначала захватил Ширван, а затем Дербент и Дербентское владение и направился в Табасаран. Табасаранцы вместе с другими народами Дагестана полтора месяца оказывали упорное сопротивление врагу. Но Исмаил захватил Табасаран и в отместку за убийство своего отца Хейдара жестоко расправился с мирным населением." (Ш. А. Магарамов. Борьба народов Дагестана и Ширвана за независимость в XV—XVI вв. // Вестник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, 2006, №1, с. 17—25)

"Политика шаха Исмаила по отношению к курдам напоминала политику Узун Хасана. Оба уничтожили многих курдских племенных вождей и назначали в качестве губернаторов своих людей. Или же, когда они оставляли местную власть в руках местного населения, то они признавали не старые знатные семейства, а их менее влиятельных соперников. Восстания противостоявших этой политике и пытавшихся остаться или стать независимыми курдских вождей жестоко подавлялись. Делегация из шестнадцати курдских племенных вождей, согласившихся выразить свое подчинение шаху и выразить ему свое почтение в надежде на более снисходительное отношение, была брошена в тюрьму, когда они нанесли визит шаху в его летнем лагере в Хое (в или около 1510 года). Затем шах послал на территории этих курдских эмиров доверенных лиц из кызылбашских племён с целью их подчинения." (Aga, Shaikh and State...",С. 140)

"В 1502 г. Исмаил I взял крупнейший город Ирана Тебриз, ставший первой столицей государства Сефевидов. В последующие десять лет Исмаил подчинил Армению, Курдистан, Ирак, Фарс, Хузистан, Гилян и Мазандаран. Исмаил строил планы захвата Мекки и вторжения в арабские земли, находившиеся под властью мамлюков. Завоевания кызылбашей сопровождались массовым террором и разрушениями: они жгли деревни, разрушали мечети и суннитские святыни, устраивали показательные казни. Экстремизм кызылбашей вызывал ненависть к ним со стороны мусульман-суннитов, которых заставляли переходить в шиизм." (Всемирная история. В 6-ти томах. Том 3. Мир в раннее Новое время, С. 116)

В "Тарих-и шах Исмаил" передается, что население Бадхыза [Туркменистан] во время шаха Исмаила было истреблено ("Тарих-и шах Исмаил"; л. 225 а, б.). В "Алам ара-и Сефиви" сообщается, что истребленные шахом были туркменами, точнее туркменским племенем гаррави, при этом подчеркивается, что вождем карателей был Див-султан Румлу. ("Алам ара-и Сефеви"; С. 366-373)

"Он [Шейбани-хан] бежал в долину с 500 воинами. Кызылбаши окружили их на этом отсуплении. Они убили всех, нашли тело Шейбани-хана, обезглавили его и доставили к шаху. Шах давал приказ, чтоб привезли тело Шейбани-хана. Он приказал кызылбашам съесть плоть Шейбак-хана: шах нанес три удара по телу Шейбани-хана, чтобы подавить свой гнев. Распорол ему живот. Зарезал ему руки. Тогда он сказал: "Кто любит мою голову, пусть ест плоть моего врага." Кызылбаши соревновались друг с другом в выполнении приказов пира. Они выхватывали мясо Шейбек-хана из рук друг друга, чтобы съесть. Они даже обнажили мечи друг против друга. Как голодные волки съедают, так и кызылбаши съели тело Шейбани-хана." (Səfəvilər; S. 185)

"С головы Шейбани-хана была снята кожа, набита соломой и послана его союзнику, турецкому султану Баязеду II. Отрубленная рука Шейбани-хана была послана его второму союзнику, владетелю Мазандарана, Ага-Рустаму, который говорил о Шейбани-хане: «Это моя рука, мой подол (покровитель)». Теперь он получил руку Шейбани со словами посла: «Твоя рука не успела вцепиться в подол его платья, зато теперь она вцепилась в твой подол». Согласно традиции, персидский монарх в качестве символа торжества и реванша оправил череп Шейбани-хана в золото и использовал его как кубок для вина на своих пирах." (Империя тюрков. Великая цивилизация; гл. 5, С. 425)

Согласно "Тарих-и Муким-хани", шах Исмаил в 1510 году разрушил крепостную стену и башни Мерва и учинил страшную резню, казнив около 70 тыс. человек, после чего сложил из их голов колонны высотой 60 локтей. "Иран дирасат амма" (С. 247) дает цифры о 10 тыс. погибших. Однако согласно персидским хронистам, шах Исмаил пощадил горожан.

В 1510 году шах Исмаил в Герате приказал прочитать в соборной мечети хутбу с шиитской формулой, то хатиб, Зайнуддин Али, отказался это сделать, за что жестоко убит. (Тарих-и рашид, С. 336-337). "Восьмидесятилетний шейх-уль-ислам Герата, приведенный к шаху и отказавшийся исповедать шиизм, был собственноручно застрелен шахом из лука, его тело было приказано вздернуть на высокое дерево, а потом это дерево выдернуть с корнями и сжечь вместе с казненным." (Империя тюрков. Великая цивилизация; С. 427). По словам историка Туфана Гюндюза, в Герате в то время погибло не менее 2000 или 3000 человек. (Şah İsmail Herat'ta Kaç Bin Sünni'yi Katletti? ~ Prof. Dr. Tufan Gündüz". YouTube)

"Шах Исмаил не оказал поддержки кызылбашскому восстанию [Шакулу] в Турции. Наоборот, когда остатки повстанцев бежали в кызылбашское государство, вожди восстания по приказу Исмаила были казнены, а остальные были розданы сефевидским сановникам в качестве слуг ⁴⁰. [161]" (

"Например, знаменитый полководец Сефевидов Наджми Сани в своем походе в 1512 г. в Насаф (Карши) приказал истребить около 15 000 людей из числа юношей и стариков. Знатные сейиды области со своими семьями укрылись в соборной мечети и просили воздержаться от казни их жён и детей, проявив уважение по отношению к Али. Однако военачальник шаха Исмаила Наджми Сани ответил так: «когда воины завоевывают какую-нибудь страну, то младшие и старшие, виновные и невиновные все будут уничтожены. Они не будут различать их на сейидов и не сейидов, на суннитов и шиитов». После чего он, вошел в мечеть и казнил всех сейидов вместе с их семьями. Во время завоевания крепости Насаф Наджми Сани приказал, чтобы его воины убивали даже собак и кошек. После этого он радовался, что в преступлениях он не отстал от Чингиза и Тамерлана." (Научные исследования: от теории к практике : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 март. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (7). – 312 с.).

В 1514 г. туркмены яка под руководством тимурида Мухаммед Заман-мирзы восстали против шаха Исмаила. Шахские войска расправились с восставшими, обезглавив до 4 тыс. человек. ("Тарих-и алем арай-и'Аббаси, С. 527-534)

Весной 1515 года местный анатолийский тюрок Агджа султан Каджар с 800 людьми разбил армию Мурада, сына султана Ак-Коюнлу Якуба и послал его голову шаху. За отрубленную голову своего двоюродного брата шах Исмаил вознаградил победителя титулом "кудурмуш султан" [бешенный султан]. (G. Sarwar, "History of the Shah Ismail Safawi", С. 86)

"В 1519 г. шах Исмаил совершил новый [последний] поход в Дербент и, овладев им, жестоко расправился с жителями города и близлежащих аулов и назначил там правителем своего зятя Мюзафар-султана." (Ш. А. Магарамов. Борьба народов Дагестана и Ширвана за независимость в XV—XVI вв. // Вестник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, 2006, №1, с. 17—25)

https://vk.com/wall-75535816_1657220


ЗВЕРСТВА ШАХА ИСМАИЛА И КЫЗЫЛБАШЕЙ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

«Закария Кечеджи который помогал Исмаилу при взятии Тебриза, осознал какое вероломство он совершил. Тебриз был заложником в руках планов Шуубии. Они будут совершать любые преступления. Закария Кечеджи предложил шаху Исмаилу отказаться от политики шиитизации. Он сказал, что население Тебриза не захочет шиитского правителя.

Однако, шах Исмаил который считал суннитов опасными созданиями с хвостом, не отказался от задания данного ему Шуубией. Он хотел привлечь народ к "истинной религии". Он считал это неотъемлимой истиной и хотел также познакомить население Тебриза с этой "истиной". Кроме того, он замышлял отомстить суннитам за шахидов Кербелы. Он считал население Тебриза виновными в убийстве имама Хусейна, так как они были суннитами. Тебриз был в заложниках у одного сумасшедшего. По этой причине, он дал следующий ответ тому, кто предложил ему не вмешиваться в религиозные дела тебризцев: "Меня послали ради этого дела. Танры и безгрешные имамы со мной. Я никого не боюсь. Если народ не примет мои слова, то с помощью Танры я вырежу их всех до единого".

Он настолько уединился с ненавистью и злобой которые перемешались с его детскими воспоминаниями, что не хотел принимать исторические и социальные реальности, и не мог бы их принять. Беспрекословное повиновение анатолийских кызылбашей которые были готовы пожертвовать жизнью от одного его приказа, стали причиной его воинственного поведения. В его представлениях, мир состоял из добра-зла и света-тьмы. Шиизм был стороной добра и света, а Суннизм был стороной зла и тьмы. Добро и свет должны были искоренить зло и тьму. И за все это должны были расплачиваться тюрки сунниты Тебриза. В ту пору, Исмаил был в таком возрасте, что его разум управлялся двумя факторами: 1) Детские фантазии, 2) Знания Шуубии. Начавшийся с Бедреддина и вознесшийся к правительству во времена Исмаила хулулизм, то есть способность души переходить из тела в тело, стало инструментов в руках Шуубии. Исмаил же, стал "посланником Аллаха" в котором объединились души 12 имамов.

Осенью 1501 года Исмаил Сефеви вступает в Тебриз. На следующий день после завоевания города, Исмаил в день пятницы отправился в мечеть "Джума". Он хотел, чтобы между двумя суннитами стоял кызылбаш с мечом. Исмаил объявил суннитское учение ложью. У прихожан мечети перехватило дыхание от удивления. Затем приказал немедленно отрубить головы тем, кто отказывался проклинать Абу Бакра, Умара и Айшу. Поднявшись на минбар, Исмаил приказал враждовать с суннитами (табарра) и проклинать Абу Бакра, Умара и Айшу. Сунниты были против этого и начались беспорядки в мечети. Затем шах вновь начал угрожать убийством.

Сунниты оказались между двумя огнями. С одной стороны, они боялись Аллаха, если начнут проклинать трех халифов, с другой другой стороны, боялись кызылбашей. Многие из них засовывали пальцы в ухо, чтобы не слышать требования шаха. Некоторые суннитские богословы города хотели выйти из мечети. Однако шах, сидевший на минбаре с мечем, приказал еще громче проклинать трех халифов. Всех, кто отказывался проклинать Абу Бакра, Умара и Айшу, безжалостно убивали. Кызылбаши превратили мечеть в место кровавых убийств. Никто не смог выйти живым из мечети.

Кроме того, кызылбашам дозволено было посягать на имущество и честь тебризцев. Всех суннитских богословов, муэдзизов, имамов арестовали. От них также требовали проклинали трех халифов. Всех, кто отказывался, уничтожали. Страшащиеся Судного дня Тебризские тюрки были убиты за не выполнение приказа. Их дома сжигали, а женщин и дочерей насиловали.

Кызылбаши ходили с топором на улицах Тебриза и проклинали первых трех халифов. Если кто-то не выходил из дома и не проклинал громко халифов, то кызылбаши заходили в этот дом и уничтожали всю семью, а дочерей насиловали. Местных девушек и женщин заставляли заниматься проституцией. С красивыми юношами занимались сексом, подверглали их сексуальному насилию. Шах Исмаил приказал привезти 12 мальчиков из числа самых красивых юношей Тебриза. Шах во дворце занимался с ними сексом. Затем он оставил их кызылбашам, чтобы те насиловали юношей. Тебриз никогда не сталкивался с таким ужасом. За пару дней в Тебризе было убито 20 тыс. человек...»

Источники: «Алям араи Сафави» и «Исторический шах Исмаил и шах Тахмасиб»
https://m.vk.com/wall-47198097_38864

***
Это просто я краем уха глаза слушал научпоп фильм "Персы: история Ирана. Монгольское завоевание". И там была фраза, что шах Исмаил приказал зажарить своих врагов-суннитов и повелел подданным есть этот "шашлык" в доказательство своей верности его власти... Я подумал, что "британские ученые" что-то приврали... Увы.
Еще в этом фильме была фраза, что иранцы очень не любят вспоминать такие страницы своей истории (в этот раз речь шла о другом героическом отморозке - о Надир-шахе).

В Надир-шахе развилась болезненная подозрительность: он обвинил в измене своего старшего сына — Риза-Кули, которого в 1743 году ослепил. Раскаяние и упрёки совести довели Надира до умоисступления. Были казнены 50 вельмож, присутствовавших при ослеплении (по словам Надир-шаха, они должны были, видя намерение шаха, предложить свою жизнь для спасения очей наследника), и с той поры началась эпоха беспрерывных казней.

Как и Иван Грозный, Надир шах покорил свою Казань. Для него таковой стала Индия.

В 1742 году "Надир-шах послал своего сына Наср Али Мирзу во главе 25 000 человек. Дагестанцы хоть и оказали упорное сопротивление, но после большого кровопролития они были разгромлены возле слияния Куры и Аракса. Надир заставил возвести пирамиду из человеческих голов в знак своей победы". Почему в учебниках истории России об этом не говорится? Это не наша история?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 256 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →