диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Образ св. Кирилла, патриарха Московского

12 сентября патриарх Кирилл совершил освящение храма Феодоровского монастыря в Городце Нижегородской области.

На внутренней стороне алтарной преграды (т. е. на стороне иконостаса, обращенной внутрь алтаря) под потолком была фреска с надписанием "св. Кирилл, патриарх Московский".




Считаю уместными несколько комментариев:
1) Еще вчера на сайте http://www.patriarchia.ru/db/text/740085.html висела фотография этой фрески. Сегодня ее нет. Похоже, Патриарх счел неуместным тиражирование такой необычной фрески.

2) Я был на этой службе и не уверен, что Патриарх заметил эту фреску. Епископы, сослужившие ему, явно заметили ее лишь во время чтения апостола (хотя и прибыли в храм на час раньше Патриарха) и, улыбаясь, кивали в ее сторону. Но патриарх с горнего места туда не смотрел.

3) Это изображение и разговор о нем считаю важным в контексте полемики с почитателями Ивана Грозного. Они в качестве аргумента в пользу якобы уже совершившейся в древности канонизации Ивана 4-го приводят его фреску с нимбом в Грановитой Палате Кремля. На самом же деле столь впечатляющее наших реформаторов изображение Иоанна Васильевича в нимбе просто выдает меру их незнакомства с русской историей. Ведь нимб в иератической живописи – это не только знак личной святости, но и знак святости того служения, которое нес изображенный человек. Далеко не все люди, чьи изображения сопровождаются нимбами, прославлены Церковью. С нимбом изображали себя на монетах своей чеканки и св. князь Владимир, и непрославленный Церковью князь Ярослав Владимирович, и анафематствованный Церковью Святополк Окаянный (убийца своих братьев - свв. Бориса и Глеба).Фотографии монет и их описание см.: Петрухин В. Я. Христианство на Руси во второй половине Х - первой половине ХI в. // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002, сс. 104-107.

Так и в Городце: изображение действующего патриарха с нимбом не есть предвосхищение Божия суда и суда Церкви, не есть канонизация личности патр. Кирилла, но есть указание на святость патриаршего служения. Несколько двусмысленное надписание "св" может пониматься только как "святейший", то есть как часть официально-протокольного титулования Патриарха.

4) Признаюсь, когда один из владык обратил и мое внимание на эту фреску, я стал искать симметричную фреску нижегородского архиепископа Георгия. Но ее не было.

5) Фото убрали правильно, поскольку его значение понятно лишь для людей церковно-образованных. Феодоровский монастырь по замыслу его наместника игумена Августина должен стать образовательно-миссионерским центром, так что для богословски образованной братии вся система алтарной росписи была бы понятна, а прихожане этой фрески не видели бы. Признаюсь, я сам обратил внимание патриаршего фотографа на эту фреску и попросил ее снять. И тем не менее был удивлен, увидев ее на сайте.

7) Росписи в храме замечательные. Фарфоровый иконостас салатового цвета. Иконы на традиционно золотом фоне. Говорю об этом по той причине, что все духовенство было в золотых облачениях. Но на патриархе оно было золотое с салатовыми узорами. Я спрашивал его иподиаконов - специально ли под храмовую роспись подбиралось это облачение; они сказали, что так совпало случайно. Но получилось здорово. Маленькое чудо.



Фреску см. тут:
http://www.divshare.com/download/8500246-ba9


P.S. ИКОНОПИСЕЦ НА САЙТ НИЖЕГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ ОХАРАКТЕРИЗОВАЛ ПРОИЗОШЕДШЕЕ КАК СВОЮ ЛИЧНУЮ ОШИБКУ. ФРЕСКА ИЗМЕНЕНА.http://nne.ru/news.php?id=339420


Нижегородская епархия: Изображение Патриарха Кирилла с нимбом произошло по ошибке
Художник-иконописец Владимир Некрасов, руководивший росписью храма в Феодоровском монастыре города Городца Нижегородской области, принес извинения за появление ошибочной подписи на фреске, на которой был изображен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с нимбом, сообщает сайт Нижегородской епархии. По словам руководителя работ, причиной этой ошибки стали спешка и его личная невнимательность.
Изначально на фреске, изображавшей Александра Невского, рядом со святым благоверным князем предполагалось изобразить его современника, митрополита Киевского Кирилла. Однако затем вместо не канонизированного Церковью митрополита Кирилла было решено написать образ святого Даниила Московского, и именно потому возник казус.
«Это целиком моя вина, — сказал Владимир Некрасов. — Мы старались завершить росписи к началу торжеств, к тому же трудились большой бригадой, а я как ее руководитель невнимательно следил за мелочами, отслеживая лишь общий ход работ. Подписи делаются в последнюю очередь, их выполняет человек, который следует указаниям маркировки, а так как фигура рядом с благоверным князем Александром была промаркирована дважды, видимо, получилась путаница».
Владимир Некрасов добавил, что был поражен появившимися в интернете предположениями о том, что изначальной целью иконописцев было изобразить на иконе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Я, безусловно, виноват, но поскольку я православный человек и тружусь иконописцем тридцать пять лет, я никогда бы не стал писать такую икону — это противоречит учению Церкви, — сказал иконописец. — Появившиеся домыслы до глубины души поразили всех, кто участвовал в работах. Мы и представить себе не могли, что возможна такая реакция!»

БЕЗОТНОСИТЕЛЬНО ОЦЕНКИ СЛОВ БЕДНОГО ИКОНОПИСЦА, ВСЕ ЖЕ ПОДТВЕРДИЛОСЬ САМОЕ В ГЛАВНОЕ В МОЕМ СООБЩЕНИИ: ПАТРИАРХ КИРИЛЛ НЕ ИНИЦИИРУЕТ И НЕ ПООЩРЯЕТ СВОЕГО КУЛЬТА
Tags: Патриарх
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 480 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →