диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Тяжело быть запорожским митрополитом 4 ноября

Лука М. проповедует:
"Казанская икона Божией Матери.
Сегодня мы вспоминаем историческое событие заступничества Божией Матери в то время, когда помощи было ждать неоткуда. Беззакония правителей довели страну до полного опустошения. Смутное время было следствием жадности бояр, которые подорвали не только экономику страны, но и моральные силы самого народа. Как логическое следствие такой политики, была интервенция в беззащитную, по сути, страну".
https://t.me/s/Lekarzp

Ой, а кто же эти "интервенты"? И чем занимались в русское смутное время запорожские казаки?

Коронный гетман Станислав Жолкевский записал в начале октября 1609-го, что к нему для осады Смоленска «прибыл с казаками Запорожскими атаман Олевченко, и было их до 30 тысяч». В следующем году гетман запорожских казаков Каленик Андриевич, сменивший атамана Олевченко привел под Смоленск 15-20 тысяч человек. Казаки приняли участие в попытках взятия Смоленска 19-20 июля и 11 августа 1610 года

"С конца лета 1610-го никаких данных об участии запорожских казаков в осаде Смоленска не существует.
Судя по всему, они просто рассредоточились по близлежащей территории с целью грабежа населения — ведь это был их единственный реальный источник дохода" (Читать далее: https://ukraina.ru/history/20210613/1031624260.html).

Войско Олевченко участвовало в битве с московскими войсками в июне 1610 г. вблизи с. Клушино, затем в составе войск коронного гетмана Жолкевского осаждало Москву.


В марте 1610 года крупный отряд конных запорожцев, выступавших на стороне польско-литовского государства, совершил быстрый поход к Стародубу, неожиданно появился у города и ворвался в него. Русские войска укрылись в центральной крепости Стародуба. Началась осада. Запорожцы подожгли деревянную стародубскую крепость. Часть защитников попала в плен, часть сгорела. Потом запорожские казаки двинулись к Почепу. Им удалось зажечь крепость. Почепцы оборонялись от врага, потеряли более 4000 человек и вынуждены были сдаться.
https://iia-rf.ru/men/dva-krizisa-russkoi-gosudarstvennosti-oprichnina-i-smutnoe-vremya-dva-krizisa/

Участвовали запорожские казаки и в осаде Троице-Сергиевой Лавры:
Авраамий Палицын сообщает: "Воеводы же повелели новопойманных языков пытать и разузнавать у них вопросами и пытками об их замыслах и о количестве их воинства. Те же сказали, что действительно гетманы их надеются крепость взять подкопами и упорными приступами... С Сапегою — польские и литовские люди, жолнеры, подольские люди, гусары русские, прусские, жемоцкие, мазовецкие, а с Лисовским — дворяне и дети боярские из многих разных городов, татар много, и черкесы запорожские, казаки донские, волжские, северские, астраханские. И всего войска с Сапегою и с Лисовским — до тридцати тысяч"
http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/skazanie-avraamiya-palicyna/skazanie-avraamiya-palicyna.htm

"Итак, грамоты патриарха и грамоты троицких властей говорили мос­ковским людям не одно и то же. Патриарх призывал московских людей сплотиться для борьбы не только с польскою властью, но и с казачьим беззаконием, а троицкая братия звала города соединиться с казачеством и поддержать его в его борьбе с поляками и литвою. Примирить и совмес­тить советы Гермогена и Дионисия было невозможно: они предполагали совершенно различные комбинации политических сил и исходили из вза­имно противоположного понимания казачества. Для Гермогена казачест­во было противогосударственной силой, с которой нужно было бороться как с врагом; это был старый московский взгляд, воспитанный наблюде­ниями над десятилетней Смутой" Платонов С. Ф. Очерки по исторiи смуты въ московскомъ государствѣ XVI-XVII вв.. Спб., 1910, с.498

в марте 1611 года ярославцы писали о Гермогене: "Только б не от Бога послан и такого досточудного дела патриарх.не учинил, - и за то (народное дело) было кому стояти? не токмо веру попрати, хотя б на всех хохлы хотели учинити, и за то бы никто слова не смел молвити!". (там же с 460)

Но запорожский епископ ни словом не упоминает об этих запорожских деяниях.


(Очень любопытно указание Арсения Елассонского, что Гермоген сам отрицал, будто "восстание городов и народа произошло по совету патриарха" (Труды Киевской дух. академии, 1898, май, стр. 95-96)
Tags: Война и сказки, Лука М., Украина
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal