диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

"Прежняя церковь" у свщмч Анатолия Жураковского

В Русской Зарубежной Церкви еще в 1981 году был прославлен как новомученик священник Анатолий Жураковский (в святцах РПЦ его имени нет, но вроде бы одним из условий нашего объединения было взаимное признание канонизаций).

В 2012 году киевское издательство Дух і літера выпустило сборник его проповедей «Мы спасаемся Его жизнью» по благословению и с предисловием киевского митрополита Владимира.

Хорошая книга.

Но в моих руках она сразу раскрылась на стр. 247 с таким текстом:

«Наша малочисленная Церковь является Единой Апостольской, преемственной, притом гонимой Церковью, а прежняя – еретической, где жертва приносится не Христу, а антихристу… Иисус Христос ушел из храма, когда увидел, что творится там. О тяжелых временах были и раньше предсказания, но мы не ждали, что они так скоро наступят. Преподобный Серафим предсказал, что за преступления епископов отнимутся храмы у нас. Благодать Духа Святого отошла от храмов. Может быть, то, о чем нам не удалось вымолить в прежней Церкви, удастся вымолить в нашей Единой Апостольской Церкви».

Это сказано 10 октября 1927 года. Спустя почти три месяца после «Декларации» митрополита Сергия. Но тут ведь не просто антисергианский запал. Тут дважды речь идет о «прежней Церкви». О какой? В чем ее «ересь»? Если судить по упоминанию противопоставляемой ей истинной гонимой Церкви – то ересь была именно в гонениях? Сергианский синод вряд ли кого-то тогда гнал. Выходит, речь идет о цекрви дореволюционной, синодальной?

Во всем этом издании ни слова не сказано о том, к какой юрисдикции или  к какому расколу относился о. Анатолий.

А в слове, сказанном 8 октября, о. Анатолий напоминает о том, что ап. Павел вступил в спор с апостолом Петром по вопросу об обрезании: "перед апостолом Павлом встал вопрос: или остаться верным испытанному авторитету деятелей церковной жизни, имевшему за собой заслуги прежней своей деятельности и опыт многих лет, или же отречься от всех и всего и остаться верным лишь истине, возвещенной в Евангелии" (с. 245).

Ладно, оставим в стороне вопрос о том, какие же это Евангелия мог читать ап. Павел до своего спора с ап. Петром.
Но вот дальше о. Анатолий пишет: "В наше тяжелое время церковных распрей неприменимы слова апостола Павла и пример его".
И, наконец, антисергиянское: "Предстоятели наши церковные, на обязанности которых лежало охранение верности и чистоту евангельской доктрины, грубо изменили. Вместо того, чтобы смело и высоко держать стяг - знамя истины евангельского учения - они позорно склонили это знамя перед человеческими измышлениями".

Дальше по сюжету можно догадаться, что отличие о. Анатолия от ап. Павла состоит  в том, что Павел был убежден, что его вразумляет Госпдь (Гал. 1,11-12), а о. Анатолий долго сомневался в благодатности своего протеста...

Но стоит ли так - без комментариев - издавать остро-полемические церковно-исторические тексты?
И может ли кто-то  прояснить экклезиологическую позицию о. Анатолия?

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →