диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Осада Троице-Сергиевого монастыря

Эта история сегодня достаточно известна. И достаточно мифологизирована.

Некоторые итоги той осады при близком рассмотрении оказываются странными:

1. Царь Василий Шуйский, за имя которого вроде бы и бился монастырь, ничем не отблагодарил сидельцев. Царь «не умилился о разорении обители в ратных делах. И что сотворил царь Василий дому Чудотворца? И воздает за благо злом, и наливает вмeсто меда полыни; и забывает помощь и молитвы Чудотворца; и оставшееся, вместо того, чтобы пустить на строительство разоренного дома Чудотворца, все расхищает» (из «Повести» троицкого келаря Авраамия Палицына http://krotov.info/acts/17/1/palizyn_02.htm). Для изъятия оставшихся монастырских ценностей царь Василий Шуйский  посылает дьяка Семейку Самсонова. Подробный отчет келаря Авраамия царю о всех разорениях и насущных нуждах Лавры, составленный по заданию архимандрита Иоасафа,  не убедил Василия Шуйского, и, «остальных осадных сидeльцев повелeл всeх грабить неповинно: не только мирские люди, вдовы, но и иноки, и священный чин, и останцы монастырские были ограблены до послeднего платка, ими же горькие слезы вытирали… Так, взял послeднюю казну, издавна старинные сокровища, данные государями великими, князьями и царями, и боярами, и прочими христолюбцами: сосуды золотые и серебряные позолоченные,  достойные огромной цены. Оставил же в обители немного серебряных сосудов, самых незначительных.  И оттого до конца оскудeла казна в обители. И как царь Василий перестал  почитать святых, так и Господь оставил его, и конец его известен».


2. Сам Авраамий Палицын уже через несколько месяцев едет к полякам: после падения Шуйского в 1610 году, Авраамий в составе московского посольства отправился под стены Смоленска к польскому королю Сигизмунду III, просить на царство его сына Владислава.

 

3. В конце осады среди монахов пошел ропот против настоятеля: «Архимарит же Иасаф, яко же исперва начат, тако же и до сего времени печашеся о бeдных и нищих. Оставшии же иноцы, видяще ратных насилование, отца же Иасафа к бeдным и нищим попечение, и яко же преже о том роптаху на нь, такожде и в то время и потом и в лице тому пришедше сваряхуся (ругались)».

Вообще повесть Авраамия не дает оснований говорить о ратных подвигах монахов. То есть многие смертельно раненые воины перед смертью принимали монашеский постриг – и в этом смысле можно говорить, что «монахи сражались на стенах». Но вот брали ли оружие в руки и стреляли из пушек (это важно: в артиллерии у осажденных было десятикратное превосходство) реальные, а не номинальные монахи, то есть те, кто был в постриге еще до начала событий? (поясню, что слова «братия» и «старцы» у Авраамия имеют широкий смысл: «старец» - просто обозначение возраста, «братия» - все православные).

***

Да, а вчера на государственном телеканале Россия-24 был интересный научно-исторический фильм о Смутном времени. Оказывается, ополчение Минина-Пожарского было наемническим: Минин платил наемникам в два раза больше, чем поляки (кажется, 35-40 рублей при цене боевого коня в 3-5 рублей), причем плата выдавалась вперед,  а серебряные деньги он чеканил сам (малось фальсифицируя их и и облегчая).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 381 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →