диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Халтурка в "МН"

В «Московских новостях» вышла рецензия Юрий Гладильщиков’а на румынский фильм «За холмами»
http://mn.ru/blog_cinemagladil/20121226/333993029.html
«За холмами»

Содержание. История о том, как в православном румынском монастыре стали изгонять бесов из девушки, которая приехала забрать из монахинь свою подругу, и доизгонялись. Фильм основан на реальной истории, происшедшей в 2005-м в одном из монастырей Молдавии.

Что в этом хорошего. Мунджиу, обладатель «Золотой пальмовой ветви» за «4 месяца, 3 недели и 2 дня», постарался сделать фильм объективным: в нем нет злодеев, все уверены, будто творят добро. Мунджиу не считает, что снял антиклерикальную картину о церковном мракобесии и новом православном фундаментализме. Но, конечно, это актуальнейшая картина о новообретенной силе церкви в посткоммунистических странах. О том, что церковь и религия не одно и то же. И о том, что люди, называющие себя верующими, зачастую проникаются ненавистью к «неверным», творят зло и забывают о такой христианской добродетели, как милосердие. После истории с Pussy Riot, породившей в России кликушескую ненависть к инакомыслящим, фильм «За холмами» стал для нас еще более актуальным.

Резонанс. Как и «Любовь», фильм попал в лонг-лист «Оскара» на звание лучшего неанглоязычного. Каннские призы: за лучший сценарий и за лучшую женскую роль, поделенный между двумя актрисами фильма

***

Я писал об этом фильме здесь: http://diak-kuraev.livejournal.com/393080.html

Как беден мозг рецензента! Он может лишь воспроизводить заранее готовые партийные клише, нисколько не заботясь об их соотнесении с тем, что послужило поводом для его рецензии.

Надо обладать очень  клишированным сознанием, чтобы  в этом фильме увидеть политику – «конечно, это актуальнейшая картина о новообретенной силе церкви в посткоммунистических странах».

Показан совершенно нищий монастырь из шести монахинь(и не в Молдавии, а в Румынии), который живет за счет труда сестер и редкой помощи одного-единственного более менее состоятельного прихожанина, притом отнюдь не госчиновника.

«это актуальнейшая картина о том, что люди, называющие себя верующими, зачастую проникаются ненавистью к «неверным», творят зло и забывают о такой христианской добродетели, как милосердие». Ложь в каждом слове. В фильме нет никаких «неверных». В фильме лишь один межличностный конфликт: пришедшая  в монастырь неуравновешенная лесбиянка время от времени срывается  в ненависть  к монахиням, приютившим ее. Но сами они о ней заботятся,  а отнюдь не ненавидят. Монахини делают все, что от них зависит, чтобы помочь варварше, вторгшейся в их жизнь. Другое дело, что их милосердие и молитва в этом случае не срабатывают. Но лицемерия тут точно нет. Монахини искренни.

В фильме нет «плохих персонажей». Лесбиянка просто психически больна, оттого – какой с нее спрос. Все остальные по мере своих сил  пробуют творить добро.

Если уж говорить  в  том срезе, что интересует Гладильщикова, то основной сюжет фильма как раз о том, что светский мир вторгается  в монастырь (лесбиянка приезжает из Германии), а не монастырь вмешивается  в течение мирской жизни.

А вопрос о том, как отличить духовное повреждение от психического, не имеет привязки ни ко времени.

"конечно, это картина о том, что церковь и религия не одно и то же". Этот вывод вообще  из розовых туманов рецензента. В фильме нет  об этом ни слова, ни кадра. Там просто нет никакой "альтернативной религиозности" якобы более высокой, чем монашеская ортодоксия. Кстати, по фильму монастырь  сам является малость "альтернативным" -  священник-экзорцист по сюжету находится в затяжном конфликте с епархией...

ФИЛЬМ СМОТРЕТЬ ТУТ
http://onlinefilmx.ru/drama/5303-za-holmami-dupa-dealuri-2012-hd-720.html

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 91 comments