диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

О Рождестве на "Дожде" и в "Вечерке"

В студии «Дождя» 3 января

Белоголовцев: Я правильно понимаю, что суть вашего предложения в том, чтобы совместить празднование Рождества и Нового года, причем сделать это в общемировом масштабе, не только для Русской Православной Церкви?
Кураев: Предложение в том, чтобы об этом подумать. Я прекрасно понимаю, что эта идея не будет реализована в ближайшем столетии, но это не страшно.

Кремер: Кто мешает договориться всем православным?
Кураев: Во-первых, даже договариваться не надо. Вопрос календаря относится к ведению каждой из поместных церквей. Можно даже не согласовывать с Константинополем, если мы для себя пожелаем этот праздник так праздновать, никто нам не помешает. В Армянской церкви своя дата Рождества, у Греческой церкви другая.

Кремер: Если это невозможно, зачем вы вообще это предлагаете?
Кураев: Во-первых, если это невозможно сейчас не означает, что это невозможно никогда. Во-вторых, это серьезный повод для нецерковных людей задуматься об истоках нашего календаря, потому что многие люди не знают, что летоисчисление ведется от даты рождества Христова. И для церковных людей полезно тоже подумать над тем, как живет наш календарь. Это некая богословская гимнастика для мозгов. Суть проблемы в том, что хоть по новому стилю, хоть по старому, все равно остается расхождение. Или мы празднуем Рождество за неделю до Нового года, который до Рождества начинается, или наоборот.

Кремер: Вы предлагаете все православным сойтись 1 января?
Кураев: Пусть не всем православным, но хотя бы нашей церкви, а потом, если другим понравится, пусть догоняют.

Белоголовцев: Мы до эфира поизучали специально, почему так получилось. По сути никаких конкретных указаний ни в Библии, ни в других источниках нет.
Кураев: В середине зимы. Там упоминается Авиева чреда. Отец будущего Иоанна Крестителя, у него была Авиева чреда, мы знаем, когда это происходило, когда он должен был служить в храме. Исходя из этого мы можем понять, что, когда он вернулся домой и встретился с женой, после этого она чудесно забеременела, прибавляем 9 месяцев, получаем рождество Иоанна Крестителя, потом его связываем с Рождеством Христовым косвенным путем, мы получаем дату середины зимы, плюс-минус две недели, опять же при условии, что у Захарии все получилось сразу.

Белоголовцев: Еще один вопрос, который не может не возникать, как люди могут праздновать рождение одного и того же человека в разное время. Можно ли сказать, что ваше предложение «подумать» - это некоторый путь к объединению церквей хотя бы в таком локальном вопросе как празднование Рождества в один день?
Кураев: Наша церковь советует так: на территории какой церкви ты находишься, по ее календарю и живи. Если наш прихожанин-москвич едет в Грецию, а там сейчас новый стиль, то празднуй с местной поместной церковью.

Белоголовцев: А потом праздновать в Москве?
Кураев: Пожалуйста, а что в этом плохого. Проблема была у меня, когда я учился в Румынии. Я начинал рождественский пост на две недели раньше, чем в Москве, но там у них Рождество начиналось с каникул, я возвращался в Москву, а здесь самый разгар поста, тогда мой пост был значительно больше, чем у тех, кто был привязан к одному месту. Когда человек дорог, его память и рождество можно праздновать чуть не ежедневно.

Кремер: Тогда зачем об этом думать. Сейчас у нас много праздников, а вы предлагаете подумать о том, чтобы сократить их до одного. Вы их не обедняете?
Кураев: Это меня очень мало интересует, в чьем календаре мало или много праздников. Меня интересует сейчас только одно – обнажение внутренней логики христианского календаря, историософии.

Кремер: Сейчас Рождество – отдельный праздник, он религиозный, не смешан ни с чем другим. Вы сами недавно сетовали на то, что на Западе Рождество превратилось в праздник покупок и распродаж. Объединяя праздники, мы не рискуем добиться того же самого? Сейчас это отдельный праздник, и вы хотите сделать его всеобщим, таким образом сделав его праздником покупок.
Кураев: Риски есть всегда. А сегодня нет риска, что это чисто похмельный повод?

Кремер: Нет, это совершенно обособленный день.
Кураев: Мы сами выбираем режим своего отношения. Если человек действительно религиозный, он и 1 января будет встречать как Рождество и как Новый год, связанный с Христом, и для него это будет повод для молитвы, а не для пьянки. Если человек нерелигиозный, он и 7 января использует как повод для похмелья и окончание зимних каникул.

Белоголовцев: По поводу зимних каникул и поста, о которых вы заговорили. У меня есть некоторое количество друзей, которые тщательно соблюдают пост перед Рождеством, и в Новый год, когда они оказываются в компании с друзьями-неверующими, это всегда ситуация неловкости, потому что у них пост, с одной стороны хочется обнять, чокнуться шампанским, с другой стороны постоянно думаешь, насколько это уместно. Наверняка же в православной церкви задавались вопросом, что едва ли не самый важный светский праздник в году попадает на один из главных постов?
Кураев: К тому, что я предлагаю, это не имеет ни малейшего отношения, потому что, если передвигается дата Рождества, то передвигается пост. Если все остается так, как сейчас, ответ есть, но он не универсален. Есть некое общее правило церковной жизни: мои аскетические труды – это моя тайна. Есть формула, что хорошего человека узнать легко, - у него боль в сердце, но улыбка на лице. Мой пост – это мои проблемы, я не должен бейджик носить «Я пощусь». Если я пришел в гости, или гости ко мне, какой бы пост ни был, угощая их всем, чем можно, чтобы люди были радостны, сыты и так далее. Второе: Если меня пригласили, им будет внапряг, если я им скажу, что я к ним приду, только если у них будет кроме обычного стола еще и постный. Не надо на столе городить кулинарные баррикады. Поэтому я иду навстречу, говорю, что я еще попощусь до Рождества, а сейчас со всеми общий салатик. Но приглашающие люди могут знать, что у меня сейчас пост, поэтому они могут класть мне оливье с колбаской, заранее провоцируя, и потом подумают – «что он нам что-то про духовность впаривал, а сам посты не соблюдает». Получается, я хотел жест любви по отношению к людям сделать, а получилась плохая реакция. Поэтому не может быть универсального ответа. Лучше заранее это обсудить.

Кремер: Перенос празднования Рождества – очень важная реформа, которая займет очень много времени. Вы можете еще навскидку сказать две-три вещи, которые стоит реформировать в православной церкви?
Кураев: Церковь, которая веками может вечерние молитвы возносить по утрам, а утренние по вечерам, неодолима ни адскими вратами, ни здравым смыслом. Церковь – это традиционный организм, не механизм. Как у любого пожилого организма, моего в том числе, у нее есть определенные проблемы. Есть некий гомеостаз – кряхчу, скулю, но двигаюсь, живу, работаю. Если начать меня активно омолаживать, то что-то может поломаться очень серьезно. Как в науке, не бывает идеальный научных моделей, всегда есть какие-то факты, которые в модель не укладываются, но это не повод, чтобы эту модель отбрасывать. Пока не создана новая, эта какие-то проблемы позволяет решать, мы ею пользуемся, зная, что она неидеальна. Я не считаю, что все наши сложившиеся календарные традиции идеальны, но это не повод, чтобы от них отказываться, это повод, чтобы об этом подумать.

Белоголовцев: Если все-таки ваш прогноз по времени не оправдается, и ваши идеи претворятся в жизнь чуть быстрее, чем вы предположили, это технологически как должно произойти?
Кураев: Я буду против, потому что пока нет согласия всей церкви, не надо никого насиловать.
Белоголовцев: Может, никогда не будет согласия всей церкви.
Кураев: Я думаю, что в современную эпоху, когда есть возможность через средства массовой информации дойти до каждого человека, я думаю, есть возможность дойти до консенсуса.

http://tvrain.ru/articles/protodjakon_andrej_kuraev_prazdnovat_rozhdestvo_posle_novogo_goda_istoricheskaja_nesurazitsa-335004/

***
Корреспондент "Вечерки" дозвонилась до Андрея Кураева:
– Новый год передвинуть невозможно – это международный праздник, – объяснил «Вечерке» отец Андрей. – А вот Рождество – конвенциональная дата, назначенная по договоренности. Сейчас получается, что год начинается не с рождения Христа, а с даты его обрезания.
По словам отца Андрея, перенос празднования Рождества на 1 января снял бы все противоречия в вопросах о старом и новом стиле. Однако миссионер подчеркнул, что не собирается торопиться с проведением своей идеи в жизнь.
– Я не собираюсь писать письмо Путину и патриарху с предложением перенести дату Рождества – я просто высказал идею, – заявил отец Андрей. – Возможно, эта проблема решится не в нынешнем веке.
Отец Андрей напомнил, что уже есть прецеденты переноса церковных праздников. Например, совсем недавно день святых Петра и Февронии был перенесен на конец сентября.
- Отмечать день любви и верности летом было нелогично, - говорит отец Андрей. – Во-первых, он приходился на пост, во-вторых, это праздник семейный – а дети в июле часто находятся в лагерях, у бабушек – словом, вдали от школьных организаторов.
http://www.vmdaily.ru/news/andrej-kuraev-predlozhil-obedinit-novij-god-i-rozhdestvo1357192566.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 355 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →