диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Беседа в Архангельске

газета "Архангельск - город воинской славы" 23 янв 2013:

Андрей Кураев рассказал архангелогородцам про невозможность религии,
формулу откровения и странности романа «Код Да Винчи»

Протодиакон Андрей Кураев убежден, что самая высокая богословская формула,
которая может быть – «Бог есть Любовь». Именно об этом он говорил на одной
из лекций, состоявшихся во время его визита в Архангельск. А в завершение
встречи известный миссионер ответил на вопросы слушателей.

О недостижимости Бога
- Религия – это связь с Богом, но слишком мы в разных категориях, поэтому
«поймать» Бога сетями своих размышлений и тисками экспериментов, заманить
Его в ловушки своих коллайдеров человеку не под силу. Религия невозможна.
Выход может быть только один – по известному слову «Невозможное человеку
возможно Богу». Бог бесконечен в своих возможностях, он может
бесконечность уместить в маковое зернышко. И тогда эта бесконечность может
общаться в том числе и с нами. Религия как таковая возможна только если
есть Божественная инициатива, есть откровение.
Замечательную формулу откровения я нахожу у незаслуженно забытого
«богослова» по имени Винни-Пух. Однажды Пятачок попросил его сочинить
вопилку по поводу новоселья ослика Иа-Иа. На что Винни-Пух ответил:
«Видишь ли, Пятачок, это не так-то просто, потому что поэзия – не то, что
ты идешь и находишь, а это то, что находит на тебя. И единственное, что в
наших силах – пойти и встать в такое место, где тебя могут найти». Отсюда
главная забота религиозной части человечества – найти это место контакта,
место, где возможно откровение. Иногда для этого необходимо совершить
внешнее паломничество – переместить свое тело, в других случаях считается,
что это паломничество должно быть внутри человека – я должен изменить
самого себя, настроить свое сознание и свою жизнь для того, чтобы
откровение свершилось во мне самом.
Красиво об этом сказал немецкий теолог и философ Ангел Силезиус в средние
века: «Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, но тебе нет в
этом никакой пользы, если Он хотя бы раз не родился в твоей душе».

О том, нужны ли люди Богу
- Может быть такое откровение, которое для человека опасно. Если не
обращаться к древним изыскам религии, то давайте вспомним современный
американский фильм «Хищник» или «Чужой» - что-то такое. Там инопланетный
монстр охотится на американский спецназ в джунглях Вьетнама. Вот некий
божок вышел на прогулочку, открыл себя людям. Только людям от этого
откровения никакой радости, скорее напротив… Понимаете, нет в истории
религии такой нормы, что бог обязательно должен быть благим. Боги разные
бывают. В том числе и такие, контакта с которыми лучше избежать. Алексей
Федорович Лосев, величайший наш специалист по античной культуре, однажды
очень точно сказал: «Древний римлянин не столько верит, сколько не
доверяет своим богам». Так вот чтобы религия была возможна, чтобы человек
стремился к ней, нужна еще одна аксиома: Бог есть Любовь. Бог выходит на
поиски человека, движимый любовью, а не чем-то иным.
Творение мира Богу ничего не прибавляет. Бог и так есть полнота всего. Бог
не свою корысть преследует здесь, не себя обогащает и умножает, а просто
дарит. У митрополита Антония Сурожского есть замечательные слова: «Мы Богу
не нужны, мы желанны».

О границе религии и магии
- Граница религии и магии – это граница молитвы и заговора. Колдун
приказывает, религиозный человек молится. Заговор – это приказ, убеждение
в том, что у меня есть какие-то тайные знания, заклинательные формулы и
если я сейчас их применю, это автоматически сработает, независимо от моего
внутреннего настроя, от качества моей жизни, моральных качества. Обратите
внимание, в сказке про Гарри Поттера на факультете Слизерин учатся и
темные маги, и светлые. Технология колдовства у них одинаковая. А молит
человек – он просит, заранее знает, что это вне его власти. Я не могу
приказать, поэтому прошу, молю.

О «Коде да Винчи»
- Несколько лет назад по всем пляжам и электричкам триумфально шествовал
роман Дэна Брауна «Код Да Винчи», а потом еще и кино соответствующее.
Главный тезис этой книги – то, что в христианстве нет ничего
оригинального, все идеи Евангелия заимствованы из языческих религий
Ближнего Востока. Более того, когда профессор не то Тибинг, не то Лэнгдон
– не помню, кто из них обрабатывает в тот момент принцессу Софи – он
говорит: «Иисус умирает и воскресает, но ты же понимаешь, что это то, что
привычно происходит с богами растительности в ближневосточных религиях.
Также и бог Митра был погребен в горе, потом оттуда вышел…» Бог Митра –
это единственный солнечный бог Ближнего Востока, у которого нет ни смерти
ни воскресения. Зачем тогда ссылаться именно на него?
Это один из эпизодов, который у меня порождает серьезный вопрос о самом
авторе, и на него у меня до конца ответа нет: «Он дурак или
придуривается?». Я все-таки склоняюсь к мысли о том, что это наш человек,
потому что слишком уж велико количество очевидных ляпов на каждой
странице. Любой человек, который хотя бы с помощью гугла начнет проверять,
поймет: тебе вешают лапшу. Беру книжку, и на 42-й странице у меня челюсть
выпадает изо рта. Описывается, что некий католический епископ летит из
Америки в Италию. Он совершает тайный визит и чтобы его никто не узнал, он
одет по-светски. И дальше текст: «И только очень наметанный взгляд мог
опознать его высокое епископское достоинство по хорошо инкрустированной
митре». Это, конечно, самый удобный способ замаскироваться в аэропорту –
вместо бейсболки митру на голову напялить. Никто не найдет!
И вот тогда я понял, что Дэн Браун, может, не так прост, как кажется. Он
делает вид, что нападает на церковь, но нападает с подчеркнуто картонным
мечом. Тем самым показывает цену этой дешевой пропаганде против церкви
некоторых западных масс-медиа.

О преподавании в школах основ православной культуры
- Педагог, который берется преподавать основы православной культуры,
должен любить: а) детей; б) свою профессию, в) себя в своей профессии.
Чтобы ему не было скучно на работе. Чтобы ему не было скучно в классе.
Чтобы дети не вызывали у него аллергии. Вот если эти условия есть, то даже
неверующий педагог может полюбить эту возможность общения со своими
малышами. Потому что материал настолько интересен детям, они в четвертом
классе настолько живо реагируют… Главное, чтобы учитель не ставил
разрушительную задачу – не допустить, чтобы дети влюбились в этот
материал.
В идеале было бы здорово, если бы живой носитель православной культуры
рассказывал бы детям о ней. Но мы не вправе ставить такое требование перед
светской школой. Мы можем максимум предложить помощь.

Об увлечении шахматами
- Можно ли увлекаться шахматами? Слово «увлекаться» - оно всегда немного
опасно. Важны пределы увлечения. Принцип христианского отношения прост: ты
можешь владеть всем, лишь бы ничто не владело тобой.
С шахматами проблема в одном – это единственный вид спорта, который
официально запрещен церковными канонами, например праавилами Стоглавого
собора. Судя по всему, то, что тогда называлось шахматами мало похоже на
современную игру. Все-таки это скорее омоним. Не случайно говорится:
запрещено играть в шахматы и в зерни. Зернь – это бросание жребия, была
форма гадания. И исторически шахматы были связаны с мифологией. Отсюда
настороженное отношение церкви к ним… Также и с медициной, ведь когда-то
она была тесно перемешана с колдовством. Но сегодня это не так. Многие
вещи меняются, нельзя автоматически переносить древние запреты и
ограничения на современный мир.

О свободе во Христе
- Митрополит Антоний Сурожский однажды, выступая перед семинаристами,
сказал так: «Высшая задача духовника – сделать себя не нужным». Чтобы
человек сам научился различать добро и зло, без постоянного вопрошания.
Свобода во Христе – это еще некое бесстрашие, когда человек по-евангельски
не заботится о завтрашнем дне. Не в том смысле, что не надо грибочков и
огурчиков на зиму запасти. Если ты находишься перед выбором, в котором
могут быть какие-то негативные для тебя последствия, иногда бывает важно
сузить горизонт своего зрения. Всматриваться не в завтрашние неприятности,
а в сегодняшнее веление своей совести.

газета "Архангельск - город воинской славы"
5 от 23.01.2013 www.arhcity.ru/data/455/5_23_01_2013_AGVS.pdf
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 209 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →