диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

"Царь"

Хороший фильм. Историк всегда найдет с чем не согласиться в любом «историческом», но все же художественном фильме. Понятно, что сценарист и режиссер «иконографически» сопрягают и вставляют друг в друга разные по времени и пространству эпизоды.

Но историософская и христианская суть верна. Весь фильм – это иллюстрация к строкам Владимира Соловьева:

Какой ты хочешь быть Россией -
Россией Ксеркса иль Христа?


Есть своя логика и правда в позиции царя Иоанна. И есть своя правда у св. Филиппа. И это постоянный конфликт истории, причем не только русской. Державные интересы – и жизнь по совести. Цель - и средства. Именно совестная боль при размышлении на эти темы - характерная черта русской культуры. Тот, для кого "интересы державного роста" важнее "слез ребенка" - не русский.
Вот она - позиция псевдорусских:
Мне предать их не трудно
Верю с детства почти
В то, что смятые судьбы -
Лишь издержки пути

(это из пронзитель6ой "Московской поэмы" великого русского поэта Наума Коржавина)

Сторонники Ивана Грозного не замечают, что репрессии такого масштаба как раз уничтожают то государство, которое они вроде бы призваны защитить. Как знать – если бы не опричный и иной террор, может, Белоруссия и Украина гораздо раньше пришли под руку московского царя. Террор Грозного или Сталина на самом деле лишь умножал число «изменников». В 1991 году русский народ испугался даже тени возвращения сталинизма и ради избавления от него предпочел пожертвовать империей – так много страхов перед лязгающей государственно-палаческой машиной накопилось в народной памяти.

Неправы хоругвеносцы, считающие, что фильм позорит русский народ. Напротив, финальная сцена четко разводит Ивана Грозного и русский народ, который, оказывается, так и не принял тирана. «Где мой народ?!» - взвывает оставшийся в одиночестве царь. Радости царя Ивана (последняя главка фильма называется «веселье царя») не стали «нашими радостями» ни для св. Филиппа, ни для русского народа.

Жаль, что выдуман эпизод с казнью монахов Отрочего монастыря. Но сама идея, образ удивительно точны.

Я же по ходу просмотра не мог избавиться от одной мысли: случайно или нет, что выход этого фильма пришелся на первый год нового патриаршества? Не предстоит ли и Патриарху Кириллу стать наследником не только трона св. Филиппа, но и его креста? Не есть ли этот фильм своего рода духовное завещание от св. Филиппа к Патриарху Кириллу?


***

Желающие сверить историю и фильм могут найти книгу "Митрополит Филипп" из серии ЖЗЛ (автор Дмитрий Володихин. М., 2009)

Tags: Кино, Книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 501 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →