диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Дома веротерпимости

Сергей Петухов, РИА Новости.

http://ria.ru/analytics/20130319/928043607.html

Идея Минрегиона создать в крупных российских городах центры веротерпимости уже вызвала бурную полемику в социальных сетях, которая, прежде всего, демонстрирует нетерпимость граждан к этой инициативе. Эксперты тоже сомневаются в пользе и даже осуществимости этой идеи. Все это вместе лишний раз напоминает о том, что нетерпимость к чужому мнению в обществе достигла того уровня, когда терпимость надо восстанавливать любыми способами. Хоть бы и с помощью создания специальных центров.

Откуда взялась идея

О планах создания в ближайшем будущем в десяти крупнейших городах России региональных центров веротерпимости Минрегион России объявил в понедельник 18 марта.

Но история этого начинания восходит к поручению президента Владимира Путина от 10 октября 2012 разработать федеральную целевую программу "Усиление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России" на срок с 2014 по 2018 год.

Разработчиком программы выпало стать Минрегиону, и в ходе работы над этой ФЦП министерство предложило создать региональные центры веротерпимости в 10 крупнейших городах России: Санкт-Петербурге, Омске, Томске, Новосибирске, Хабаровске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Нижнем Новгороде и Иркутске.

Что это будет

"Методические рекомендаций по созданию типового регионального центра" пока еще готовятся в Минрегионе, но, судя по министерскому пресс-релизу, контуры будущих центров уже можно разглядеть.

Это будут "информационные площадки", оборудованные "современными технологиями", для "проведения мероприятий". Если учесть, что сейчас Минрегион "при участии субъектов Российской Федерации" проводит "анализ имеющейся региональной инфраструктуры" и "прорабатывает предложения по размещению" центров веротерпимости, то становится понятно, что это будет отдельное здание или помещение в здании.

А если к этому добавить еще то, что Минрегион планирует использовать опыт Центра толерантности Еврейского музея в Москве, то перед мысленным взором даже возникает внешний вид и интерьер типового Центра веротерпимости в российском мегаполисе.

В идеале это должно быть то, что сейчас называют модным словом "коворкинг", а раньше – Домом культуры, то есть теплое помещение под крышей, где созданы все условия для совместного просветительского отдыха и занятий по интересам для всех желающих.

Примером для себя Минрегион не зря называет московский Центр толерантности, он новый, просторный, многофункциональный, как раз с применением современных технологий. По словам пресс-секретаря этого центра Дмитрия Кармановского, там каждый стул оснащен мультимедийным планшетом, и можно, не вставая с места, и кино посмотреть, и справку навести в интернете, и проголосовать по обсуждаемым вопросам.

Разница будет лишь в том, что региональные Центры веротерпимости будут не еврейскими, как московский Центр толерантности, а общими для всех конфессий, атеистов и агностиков.

Что там будет происходить

Тематику мероприятий, для которых создаются Центры веротерпимости, в Минрегионе сформулировали исчерпывающе. Все они должны "содействовать развитию различных направлений: культуры, социального, межнационального и межконфессионального взаимодействия, уважения к чувствам верующих, к индивидуальности личности и социально уязвимым группам общества, профилактики ксенофобии среди граждан, особенно среди молодежи".

Проще говоря, это могут быть и национальные песни и пляски разных этносов, населяющих данный мегаполис, и лекции по истории религий, и диспуты по острым социальным проблемам, и кабинеты анонимной помощи социально уязвимым группам общества, и кружки и спортивные секции для молодежи, отвлекающие их от ксенофобии.

Да мало ли что там можно проводить, если понимать веру в расширительном смысле, а конечной целью иметь в виду "усиление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России".

Кто туда будет ходить

Этот вопрос – главный. По идее, туда должны ходить все, кому близка веротерпимость.

"Все это мероприятие мне напоминает поиски потерянного кошелька под фонарем, потому что там светло, хотя кошелек потерян совсем в другом месте. Зачем заходить в эти центры тем, кто и так веротерпим?" – недоумевает профессор Московской православной духовной академии, диакон Андрей Кураев.

По его мнению, как показывает опыт Западной Европы, сама идеология веротерпимости нетерпима и агрессивна со всем ее противникам.

"В результате, эти центры терпимости станут центрами новой секты. Во всяком случае, они будут учить тому, что христианство считает ересью", – уверен Андрей Кураев.

По его словам, власти надо набраться мужества и, наконец, внятно сказать, от кого исходят угрозы миру в российском обществе.

"Это, с одной стороны, скинхеды, родноверы и подобные им, и исламские экстремисты – с другой. Ни те, ни другие в эти дома веротерпимости ходить не будут", – считает профессор Кураев.

Его уверенность разделяет председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль, который считает, что "верующих не надо учить веротерпимости".

"Реальная угроза исходит от фанатов и скинхедов, для которых вера всего лишь некий самоидентификационный знак, поэтому им вообще нечего делать в домах веротерпимости", – говорит Гейдар Джемаль.

Впрочем, и православный Кураев, и мусульманин Джемаль рассуждают чисто теоретически, а Дмитрий Кармановский из московского еврейского Центра толерантности рассказывает о буднях своего учреждения.

"Если не считать мероприятий, на которые приходят приглашенные, то к нам разные люди заходят. Недавно двое неонацистов пришли, сами купили билет, зашли и первым делом спросили нашего экскурсовода-девушку: "Сколько идет евреев на один кусок мыла?" Потом побродили по музею и ушли уже какие-то молчаливые, задумчивые", – рассказывает Дмитрий Кармановский.

По его словам, подобные визиты к ним не частые, но и не такие редкие, как можно подумать. А входной билет, между прочим, стоит от 200 до 400 рублей. Так что совсем исключить посещение будущих региональных центров веротерпимости их целевой аудиторией нельзя.

О плюсах и минусах

Минусы лежат на поверхности. Начать с названия – более неудачное даже трудно придумать. Недаром эксперты, с которыми мы беседовали, постоянно оговаривались, называя "центры веротерпимости" домами веротерпимости.

Невыгодные для инициативы Минрегиона аллюзии тут неизбежны. Если в министерстве всерьез планируют повесить именно такую табличку на входе в эти учреждения, то лучше вообще не начинать дела, люди смеяться будут.

Президент Федерация еврейских общин России Александр Борода подтвердил, что ФЕОР участвует в осуждении будущих центров веротерпимости, правда, сильно удивился такому их названию.

"Речь у нас шла о толерантности в самом широком смысле этого слова. А главная задача таких центров – зацепить человека чем-нибудь, например, показанным фильмом, подвести его к дискуссии, заставить говорить о том, о чем раньше не хотел даже думать, например, о проблемах инвалидов", – говорит Александр Борода.

Продолжая размышления о минусах, можно предположить и такую почти неизбежную вещь, как хищение бюджетных средств – при строительстве и оснащении "современными технологиями" центров веротерпимости. Есть и опасность коррупции и несправедливости при перепрофилировании под них уже имеющихся зданий и помещений. Ну и, конечно, совершенно дискредитировал бы идею формализм при организации мероприятий в предполагаемых центрах.

Впрочем, такой поиск минусов – как раз и есть разновидность той нетерпимости, о которой идет речь. В Советском Союзе не было проблемы веротерпимости, потому что советская власть была одинаково нетерпима ко всем религиям, всем меньшинствами и всем проявлениям индивидуализма.

Теперь такая проблема существует и стоит очень остро. И самое простое (а мы, к сожалению, любим простые решения) – вернуться к советской модели, и вся недолга. Вот поэтому-то, наверное, идею создания центров веротерпимости нужно серьезно обсуждать.

В конце концов, разве плохо, если в десяти российских городах появятся десять дискуссионных площадок, оборудованных по последнему слову техники, где можно в цивилизованных условиях и себя показать и на других посмотреть?

А повестка дня – дело наживное. Она может быть любая, ведь затыкать кому-либо рот в храме терпимости как-то неловко будет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 144 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →