диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Херувимская

(Сегодня на миссионерской Литургии в Исаакиевском соборе сказал что-то такое):

Наверно,вы заметили, что сегодня греческий афонский монах что то очень долго распевал во время Тресвятой песни. Если вы вслушались, то наверно были удивлены: несколько минут он просто пел тирирам. Эти звуки в греческом языке столь же бессмысленны, как и в русском. Но в византийской монашеской традиции такие долгие рулады с тирирамами встречаются нередко. Объяснение их очень просто: монахам некуда спешить. Вся их жизнь это молитва. И пока один из них выводит эти тирирамы, вставляя их между словами песнопения, остальные сосредоточенно творят внутреннюю молитву.

Вот и в херувимской песни нам предлагают отложить всякое житейское попечение. Литургия лишь тогда даст плод, если человек участвует в ней всецело, не убегая умом из храма и в после-литургические заботы.

Мы в эти минуты как херувимы ибо у ангелов нет иной заботы кроме предстояния Творцу. Мы в эти минуты ангелы - и вдумайтесь, как такое титулование звучит в эпохи деспотизма или рабства. Пусть с точки зрения господствующих нравов ты никто и звать тебя никак, но для Церкви ты как херувим!

И еще мы подобны херувимам именно в минуту их, а, значит, и нашего торжества. В этом песнопении херувимы называются "дориносимыми" , то есть копьеносными. Они несут копья а их копья возносят горе их полководца - Христа. В древнем Риме если легионы возвращались с победой, им устраивали "триумф": на свои копья они крепили щит,а на щит вставал их полководец. Так над своимиг головами они и проносили победоносного военачальника по всему Риму.
Христос победил свою и нашу смерть. Он - наш вождь и Царь. Но это значит, что каждая Пасха и каждая Литургия для христиан это как парад победы на Красной площади 45 года. Вам хотелось бы убежать по свои мелким житейским делам с Красной площади того дня и часа? Но точно также и ежедневник христианина пуст после записи "Литургия". Есть я и Ты, а все, что кроме, легко уладить с помощью веры. Проблемы у христиан не исчезают. Но меняется их переживательный масштаб. Их неотложность и грандиозность умаляется в свете нашей веры и отдаляется на литургии.


***
(А перед символом веры было так):

У Церкви надземные истоки, но земная история. Этот храм на своих внешних стенах и колоннах несет следы Отечественной войны - осколки от немецких бомб. Но свои исторические зарубки есть и на литургии. Вы помните минуту, когда диакон навел свой орарь на вас и возгласил "Господи, спаси благочестивыя". До февраля 1917года диакон указывал на царское место в храме и называл имя государя, а также имена царствующей фамилии. После отречения царя этот жест и формула стали демократическими: диакон обводит орарем весь храм и адресуется ко всем людям. И в самом деле по слову апостола Павла все христиане цари и священники. Тем не менее до конца советской власти редкие священники дерзали сохранять даже эту демократизированную формулу. И лишь в 90-х годах она стала общепринятой.
А когда после большевистской революции властная пропаганда стала твердить, что православие навязано народу царями и буржуями, собор принял решение: пусть сам народ скажет о своей вере. До революции символ веры или читал чтец или пел хор. Теперь это стало исповеданием веры всего церковного народа.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 155 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →