диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Призри на смирение

Сейчас много разговоров об этой иконе. И, похоже, все они - даже тогда, когда ведутся римскими папами, - строятся на ошибке.

Формула из 30 псалма "призрел еси на смирение" означает "не забыл обо мне в моей беде". Речь о бедах, извне нагрянувших на меня: обстоятельства и враги опустили меня ниже плинтуса, но Ты, Боже, не оставил меня.

И в истории с явлением иконы в 15 веке ничего не говорится о внутреннем состоянии и добродетели того, кого "призирают".

Икона обещает утешение и ободрение псковичей в период большого бедствия, «морового поветрия» (голода), которое разразилось тогда над Псковской областью. В Псковской второй летописи дважды встречается упоминание об этом образе: "В лето 6934 (1426 г.) за старым Коложем, на Камене озере, бысть знамение: от иконы святыя Богородица идяше кровь, месяца септевриа в 16 день; сие убо знамение прояви нахожение поганого князя Витовта и многое пролитие христианскых кровей". Здесь же встречается и второе, более полное указание на произошедшее от иконы знамение: "В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знамение от иконы святыя Богородица, на Камене озере, у Василя у двора: шла кровь из правого ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли от иконы в убрус, как в Псков провадили икону Пречистый, месяца сентября в 16, на память святыя великомученицы Евфимии".
Это знамение предшествовало ряду трагических событий, последовавших в ближайшие годы в княжестве: в то лето во Пскове был голод от Ильина дня и до Крещения, а во время пожара, случившегося весной, сгорело 40 дворов, и наконец, в этом же году литовский князь Витовт расторг мир со Псковом и пришел с татарами завоевывать псковские волости.

Божья Матерь изображена на иконе сидящей. На голове корона. В правой руке Богомладенца скипетр, образ власти.

Утешение в том, что власть в руках Божиих. И замыслы мои врагов могут быть Им разрушены в одно мгновение.
Так что лучше объяснять именование этого образа не как "благослови мое смирение", а как "в бедах не оставляющая".

А человек, который скажет Богоматери: "я уже стяжал дар смирения, посему призри и отметь меня" , скажет нечто малохристианское.

Тем, кто пожелает вступить в полемику, отстаивая как бы очевидное морализаторско-психологическое понимание слова "смирение", советую для начала взять словарь паронимом церковно-славянского языка Ольги Седаковой и раскрыть его на слове "смирение".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 263 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →