диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Былое и думы

12 июля 400 года. Разгар восстания эллинов (римлян) против германской гвардии, охранявшей императора Аркадия и Константинополь. Жители города изгнали готов из столицы в ходе многодневных уличных драк и пререканий. Когда (в общем-то по случайности) дело дошло до оружия и крови, готы убежали из города (до этого эпизода готов, включая женщин и детей, в городе проживало 35 000 человек).
Часть из них осталась в Константинополе, надеясь своим мирным пребыванием в своих домах показать свою непричастность к стычкам. Очевидец событий Синезий Птолемаидский описывает дальнейшее (египтяне в его очерке – это жители Константинополя, а варвары – готы; Тифон – временщик Кесарий):

«Итак, египтяне уже блестяще завладели воротами, так что укрепления оказались между ними и варварами. Теперь они обратились против тех скифов, которые остались в городе — против отдельных людей и групп: они забрасывали их камнями и дротиками, закалывали и ранили их кинжалами; тех, кто оборонялся в укреплениях, выкуривали дымом, как ос; так же поступали с их храмами и их священниками, несмотря на стенания и крики Тифона, поскольку он скифствовал даже в области веры. Он требовал начать переговоры с варварами» (Синезий Киренский. Египетские речи или о Промысле 3,1 // Полное собрание творений. т.1. Спб., 2012, сс. 127)

Те готы, что не успели покинуть город, спрятались в своем храме, находившемся недалеко от императорского дворца. Настигнувшая их там толпа православных жителей зажгла базилику, и горящая крыша рухнула на скрывшихся в ней готов (Сократ Схоластик. Церковная история 6,6). 7000 человек сгорели вместе с храмом.
Император Аркадий отказался вмешаться и ввести в действие закон, дающий гонимому право убежища в алтаре.

Итак, в городе идет этно-религиозный погром: «скифы в области веры» - это ариане. Теперь «народ [уже не нуждался в царе] и повелевал собой сам, так что по воле богов каждый был себе и стратегом, и стратиотом, и сотником, и рядовым. Но чего не может случиться, если того хочет Бог, внушающий людям гневное желание спастись любыми способами? Они не отдавали ворот Тифону, и тирания оказалась бездушна, поскольку поддерживавшая ее сила была из города выброшена. Тогда впервые собрались вокруг Великого Священника, и был зажжен священный огонь и произнесены благодарственные молитвы за уже происшедшее и прошения о грядущем; затем потребовали присутствия Осириса, ибо ни в чем ином не видели средства к спасению; Священник обещал, что по воле богов вернется и он, и его соратники, отстраненные от дел по причине единодушия с Осирисом».

Осирис в притче Синезия – это оппонент Кесария Аврелиан. Великий Священник в этом рассказе благодарит за происшедшее (резню еретиков и политических оппонентов).

Так кто же был тогда «Великим Священником»?

Архиепископом Константинополя в это время был св. Иоанн Златоуст. Увы, я ничего не знаю о его реакции на это всесожжение. Рассказ Сократа об этом эпизоде упоминает о священстве лишь так: «При таком состоянии римской империи, люди, которым вверено было священнослужение, не переставали, ко вреду христианства, строить друг другу козни, ибо в это самое время духовные заботливо нападали один на другого».

Известно, что до этого Златоуст убеждал императора не разрешать готам-арианам открывать свой храм в самом Константинополе (Феодорит Кирский. Церковная история 5,32; Созомен 8,4).

С другой стороны, по иным случаям он говорил, что «непозволительно христианам ниспровергать заблуждения принуждением и насилием. Потому ни один царь из принявших учение Христа не издавал указов против язычников» (Слово о блаженном Вавиле, а также против Юлиана и к язычникам, 3).

«Человека нельзя ни силою влечь, ни страхом принуждать, но должно убеждением опять приводить к истине, от которой он раньше отпал» (Шесть слов о священстве. Слово 2).

«И еретика убивать не должно, иначе это даст повод к непримиримой войне во вселенной» (На Матфея 46,1).

«Благочестивый царь ни один никогда не решался наказывать и мучить кого-либо из неверующих, понуждая его отстать от заблуждения» (Похвала святой великомученице Дросиде и о памятовании смерти).

«Сегодня мы вступаем в ратоборство с еретиками, но наша война не из живых делает мертвыми, а из мертвых – живыми. Я гоню не делом, а преследую словом, не еретика, а ересь, не человека, но заблуждение ненавижу. Мне привычно терпеть преследование, а не преследовать, быть гонимым, а не гнать. Так и Христос побеждал, не распиная, а распятый» (Беседа о священномученике Фоке и против еретиков, 2).

Златоуст как бы от имени Христа говорит об апостолах – «Я мог сделать вас страшнее львов…» (На Матфея 33,2), но оставил в человеческой немощи, чтобы дать место и апостольскому человеческому подвигу, «обрекая их на злострадания, а злодействовать попуская другим» (На Матфея 33,2).
«Вы должны идти против волков, и не просто против волков, но и посреди волков. Итак, устыдимся поступать вопреки заповеди Христовой и нападать на врагов как волки. Доколе мы будем овцами, дотоле будем побеждать. Если же будем волками – будем побеждены, потому что отступит от нас помощь Пастыря: Он пасет не волков, а овец» (На Матфея 33,1).

Если бы Златоуст остался верен этим своим великим словам и осудил это зверство, если бы установил ежегодный покаянный пост в воспоминание трагедии 12 июля 400 года – последующая история Церкви могла бы стать совсем иной…

Увы, Златоуст промолчал. Грандиозное и кровавое событие, учиненное его паствой, никак не отразилось в его прекрасных проповедях.
***
Напомню, что в гражданском столкновении осени 1993 года позиция патриарха Алексия и митрополита Кирилла была другой: активно примиряющей.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 116 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →