диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Византийская Пасха

История с сегодняшней Пасхой мне представляется важной для понимания многого в православной жизни.
Напоминаю наши базово-распространенные представления о правилах вычисления Пасхи:

1. Пасху всем праздновать в один день
2. Пасха совершается весной, то есть после весеннего равноденствия.
«Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина (7 Ап. правило).
3. Это празднование не может принимать во внимание иудейские расчеты Пасхи: «Нашему священнейшему богопочтению приличествует свой порядок времени и свой закон. Согласно держась его, возлюбленные братья, мы сами устраним от себя постыдное для нас мнение иудеев, которые странно хвастают, будто независимо от их постановлений мы уже и не можем сделать этого...» (Послание имп. Константина из Никеи).
4. Пасха совершается в первый день недели, то есть в воскресный день
5. Пасха совершается лишь после того как прошло первое весеннее полнолуние (то есть первое полнолуние после для равноденствия)
6. Это должно быть первое воскресение после первого весеннего полнолуния.


В толковании на 7-е Апостольское правило Иоанн Зонара (византийский историк XII века, монах-богослов) отмечает: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха».

Подобно Зонаре, Матфей Властарь, известный византийский канонист, пишет в «Алфавитной синтагме» (14 век):
Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания.
• Мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия
• Совершать не в один день с иудеями
• Не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия
• И после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету


Вроде все ясно. Но что означают слова «равноденствие» и «полнолуние»? Во времена Первого Собора не было печати и интернета. Поэтому дерзну предположить, что правила расчета Пасхи давались так чтобы каждый христианин мог бы сам понять, когда пришло время его праздника. То есть имелись в виду именно астрономически заметные события.

Однако сегодня мы читаем: «Человек неграмотный сам вычислить время Пасхи не может» (http://www.pravoslavie.ru/answers/6817.htm)


Интересная перемена. Она произошла по той причине, что век спустя после Первого собора при составлении Великого Индиктиона – «вечного календаря» - за основу были взяты не реальные астрономические даты равноденствия и полнолуния, а некие математические условности.

"в 5 веке было абсолютно верно астрономически. За первое весеннее полнолуние в 417г. составители александрийской Пасхалии взяли следующее, апрельское, во вторник, 17 апреля, а Пасху - следовательно в ближайшее воскресенье на 22 апреля: как и положено правилам Никеи, - первое воскресенье после первого астрономического полнолуния после астрономического равноденствия, которое тогда было определено на 21 марта.
Но дальше пошел у александрийских пасхалистов полный волюнтаризьм.

Зная про Метоновый цикл и веря, что через каждые 19 лет фазы Луны снова повторяются точно по дням солнечного года, они развили мысль дальше, и решили, что с учетом каждого четвертого високосного года и седьмицы (недели), через каждые 532 года (= 19х4х7) фаза Луны попадет ровно на тот же конкреный день недели и число месяца и високосного, и каждого из 3-х невисокосных годов.

Т.е. полнолуние во вторник 17 апреля 417 года - точно будет повторятся во вторник 17 апреля через каждые 532 года неизменно..

А следовательно, и следующее воскресенье - Пасха - будет неизменно 22 апреля не только в 417г., но и через каждые 532 года: в 949г., в 1481г., в 2013г., в 2545г. .. и т.д.

Этот период в 532 лет назвали Великим Индиктионом и тупо начали переносить вперед данную таблицу Пасх на 532 года (астрономически рассчитанную верно на первое время 4-5 века) - на следующие кратные периоды.

Однако реальные и Солнце, и Луна не захотели точно ложиться в Метоновый цикл и в Индиктион, и в настоящее время Солнце со своими равноденствиями\солнцестояниями наступает намного раньше по датам старого стиля (на 13 дней), а Луна с её фазами - также сместилась на более ранние даты в юлианском календаре (на 5 дней).

(астрономическое равноденствие попадает на 7-8 марта по ст.ст., а полнолуние, как видно на данном примере, "сползло", вопреки Индиктиону, за 17 веков на пять суток ранее -- с 17 апреля по ст. ст. (+13=30 апреля н.ст.) на 12 апреля по ст.ст. (+13=25 апреля по н.ст. )

Отсюда - и несоответствие первоначально верных астрономических Пасх - реалиям, и формализация этих дат - они просто берутся автоматически из таблицы "Вечной православной Пасхалии"" http://www.forum-slovo.ru/index.php?topic=37734.msg2064353#msg2064353.

Получилась конструкция внутренне логичная и красивая, крепкая, завораживающая поистине кальпическими перспективами: оказалось, что через 46 752 года дата Пасхи, пройдя через все возможные варианты (включая осенние и зимние) вновь придет в тот же день весны, что и сейчас.

И в этом виден дух византинизма: красивая сакральная формула превыше всего. Нынешняя поздняя сдвинутая пасха это лишь предвестник грядущих календарных потрясений (которые будут преподноситься как стабильность и верность). Наши потомки еще будут праздновать Пасху и Рождество в один день. Если не одумаются и не вспомнят, что и суббота, и календарь ради человека, а не ради математических иллюзий.

В религии, по сути исторической (главное событие произошло единожды "при Понтийстем Пилате") за основу литургического календаря берутся три условности: условное равноденствие, условное полнолуние и условная иудейская пасха. При этом ни одно из этих событий не соответствует современным (и канонически провозглашенным) реалиям.

В который раз приходится говорить: Церковь которая столетиями может совершать вечерние молитвы по утрам, а утренние по вечерам, неодолима ни адовыми вратами, ни здравым смыслом.

Сколько таких красивых византинизмов душит церковную жизнь! Константинопольские иерархи считают, что весь мир принадлежит им и чуть не матерно изгоняют русских миссионеров из Индии и Китая. Мол, по правилу Халкидонского собора миссия на всех землях за пределами традиционных патриархатов подлежит ведению столичного имперского патриарха…

Ну и еще простой вывод из этой пасхальной истории: то, что обычно рассказывается в воскресных школах о правилах вычисления нашей пасхи, увы, неправда.

Может, кто-то поможет мне, как же честно рассказать детям 4-классникам о том, как мы получаем дату нашей Пасхи (сейчас правлю свой учебник по ОПК, так что для меня эта тема актуальна).


***
В течение 50 лет после Первого Вселенского Собора Рим и Александрия должны были праздновать Пасху в разный день целых 12 раз, однако в результате компромисса для всех этих случаев были найдены общие даты. Интересно, что Александрия принимала римскую дату, отказавшись от своей пасхалии, в 346 и 349 гг. Это важный урок церковного единства (так и не усвоенный Стерлиговым).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 291 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →