диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Об атеистах и месте Церкви в обществе

Протодиакон Русской Православной Церкви Андрей Кураев рассказал Firstnews об атеистах, причинах обращения людей к оккультизму и задачах Церкви. Также он прокомментировал скандальные инциденты, в которых были замешаны работники Церкви.

Сейчас очень модна тема атеизма. Вы как-то сказали, что атеистов нет, а есть люди, занимающиеся оккультизмом. И в тоже время есть большое количество людей, которые называют себя атеистами.


- Редко встречаются люди, которые свободны от оккультных предубеждений. Человек может считать себя атеистом, но его атеизм отнюдь не тотален и не целостен. Он атеист в том смысле, что не ходит в Церковь. Но в то же время он воспринимает тот бред, что несет РЕН-ТВ ТВЦ и им подобные оккультно возбуждающие каналы: всевозможные мистические и псевдонаучные передачи об НЛО, цивилизациях атлантов и т.п..

- Заключается ли причина в том, что людям нужно во что-то обязательно верить?

- Причина обычно совсем другая – отсутствие культуры мысли. Человек не умеет соотнести одни свои тезисы с другими своими же тезисами. По четным дням он думает так, по нечетным - противоположно. Клиповое мышление убивает культуру мысли.

- А если говорить о Церкви, какое сейчас ее место в современной мирской жизни общества?

- Это общество само должно определить.

- Например, в Средние веки Церковь помогала решать главные задачи общества – прокормиться, отбиться от врагов. Например, монах мог взять оружие и пойти сражаться на Куликовскую битву.

- Монах никогда не должен браться за оружие. Случай на Куликовом поле, когда на битву вышли два монаха, - это исключение из правила. А правило гласит, что монах не может браться за оружие. Он вообще добровольно отказался от прописки в этом мире и от борьбы за свои права в нем. Поэтому убийство монаха как убийство заведомо безоружного в европейском средневековом праве каралось более строго, чем убийство обычного человека.

Что касается вопросов голода, то даже в Средние века перед Церковью не могло стоять такой задачи. Церковь все же не Помгол и не Госрезерв. Лишь в 16-17 веках на Руси Церковь считалась резервным стабилизационным государевым фондом. В годы неурожая она раздавала запасы зерна и тем самым помогала держать цены на зерно, чтобы оно не слишком дорожало. Но это ситуация одной страны и одной эпохи.

- Но тогда какие функции Церковь выполняет в мирской жизни?

- Приоритетная задача Церкви - это просто быть Церковью, искать Царство Божие. Самое лучшее в жизни людей - это то, что удается без программ и постановлений. То, что просто получилось. Просто выросло. Например, нельзя сказать, что Сергей Радонежский, когда основывал Сергиево-Посадскую Лавру, хотел основать там культурный центр. Совсем нет. Он скорее хотел уйти от культуры в пустынь. Но получилось именно так. Точно также и сейчас. Что удается - это именно то, что удается, а не то, что постановлено, утверждено и профинансировано.

- Несколько дней назад Дорогомиловский суд Москвы вынес приговор иеромонаху Илии, который на дорогом автомобиле Mercedes G ездил ночью по Москве на большой скорости и попал в аварию, в которой погибли люди. Почему, по вашему мнению, происходят подобные инциденты с людьми, которые, по сути, ушли в монастырь и приняли монашество?

- Это такое эхо советской поры. В Царской России одной из главных проблем были монахи, которые не жили в монастырях. Они ходили по стране, что-то проповедовали, шарлатанили и шаманили по сходной цене. Но церковь принимала жесткие меры к «братии Шаталовой пустыни» и с этим все же справилась.

Потом пришла Советская власть, и такие монахи вновь появились, ибо они были изгнаны из обычных разоренных монастырей. В начале 90-х большинство монахов жили и служили отнюдь не в монастырях. Затем у церковного руководствва руки всё не доходили, чтобы всех монахов собрать по монастырям. Да и трудно это: монах, поживший по своему уму в миру, уже не способен вернуться к послушнической жизни в общежетии монастыря… Заметьте: все скандалы происходят именно с теми монахами, которые живут не в монастырях. Это те, кто оказались на приходе в большом городе.

- Связано ли это с тем, что очень сложно придерживаться жестких ограничений монашеской жизни, находясь в эпицентре светской жизни столицы?

- Это ошибка тех, кто их назначал. Нельзя таких молодых людей ставить на самостоятельные должности и оставлять их в Москве. Одно дело, если человек 30 лет прожил в монастыре - он может с накопленным багажом выйти в мир. А когда ему 25 лет и он саму монастырскую жизнь еще не видел?! Нет, пусть такие люди сначала поживут среди комаров в глухой деревне в скиту, а потом уже будут настоятелями городских храмов.

- Как вы считаете, после всех прошедших судебных процессов не пострадал ли имидж Церкви?

Если кто-то стал по-другому относиться к Церкви, то это плохо характеризует интеллектуальный уровень этого человека. Если ранее он считал, что в церкви все безгрешны, значит, он верит в весьма фантастический тезис о том, что может быть какая-то идея, все адепты которой в массовом порядке и без исключений будут праведниками. В 21 веке верить в такое как-то стыдно…

Если же, узнав о духовно-транспортном происшествии с двумя монахами, он поменял свое мнение о многомиллионной Церкви, то это опять двойка. Ибо тут уже нарушение элементарной логики. Это как если бы кто-то узнал, что завхоз некоей районной больницы замешан в распиливании бюджета, и после этого стал бы обвинять всех медиков в моральной и профессиональной деградации и назло им перестал чистить зубы и ходить к своему стоматологу.


http://www.firstnews.ru/articles/protodiakon-kuraev-prioritetnaya-zadacha-tserkvi-eto-prosto-byt-tserkovyu/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 996 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →