диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Диаконское

Нередко на иконах Христос в левой руке держит раскрытое Евангелие, а правой воздетой вверх рукой… Большинство скажет – «благословляет». На самом деле это совсем иной жест, вдобавок пришедший из дохристианского мира.

Индийские, египетские, греческие ораторы и проповедники (и даже индийские танцовщицы-певуньи) поднимали руки со сложенными колечком пальцами в знак того, что они уже ведут свою речь. Сомкнутые пальцы - призыв к смыканию уст окружающих. «Молчите и слушайте!».
Из этой древней культуры жестов один вошел в наши классы: высоко поднятая рука с раскрытой ладонью означает «прошу слова».

Та же поднятая рука с сомкнутыми пальцами означала «Я уже говорю. Граждане, послушайте меня!».

У Квинтиллиана 3 глава 11-й книги в труде De institutione oratoria посвящена ораторским жестам. Библиографию вопроса с примерами из разных кульутур см.: Голубинский Е. История Русской Церкви. Том II, 2-я пол. тома. М., 1911, с. 492.

Христос – это Логос, Слово Божие. В руке Он держит Евангелие – тоже Слово, обращенное к нам. Но чтобы расслышать слово Другого, самому надо замолчать. Так зрительный образ взывает не только к нашему глазу, но и к слуху.

Кстати, рука Божия из облака протянутая к людям в миниатюрах или фресках – это тоже не благословение, а знак речи Бога к данному персонажу.

И когда диакон в храме произносит ектению – он поднимает правую руку с орарем именно с таким перстосложением и с тем же смыслом. Когда диакон берет в руку орарь, то большой палец он кладет на ленту, указательный и средний кладет под ленту, а безымянный и мизинец снова на нее.. Лента перегибается вокруг средней группы пальцев. Если теперь пальцы оставить в том же положении, а орарь вынуть, то окажется, что пальцы диакона сложены так же, как на иконах Христа. Он предлагает собранию замолчать и вслушаться в произносимые им сейчас слова.

Впрочем, именно это заставляет предполагать, что в древности диакон произносил ектенью, стоя лицом к народу: жест должен быть виден тем, ради кого он совершается. Диакон воздевает руку с жестом, приглашающим к молчанию и вниманию. И при этом называет тему для молитвы: «о плавающих, путешествующих… помолимся», «о граде нашем помолимся….». То есть сам диакон такими, возглашаемыми им, словами не молится. Он определяет тему для молитвы остальных. И пока хор тянет «Господи, помилуй», каждый сам про себя молится на предложенную тему – со своими словами и со своими именами.

В этом отличие диакона от священника.

Священник молится от имени народа – и поэтому стоит спиной к нему, то есть участвует в общем с народом движении, возглавляя его, но не противопоставляет себя людям: общее движение Церкви – на Восток, навстречу паки грядущему Христу (Мф. 24,27).
Диакон же как организатор посматривает вокруг и назад, предлагая не отставать от шествующего впереди пред-стоятеля.

Диакон вообще похож на фельдфебеля. Он отдает армейские команды «Равняйсь, смирно» («Премудрость, прости! – Софиа, орфи!» - это именно армейские команды в Византии), то есть не сидите, встаньте (св. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной Литургии, 21),
А то, напротив, призывает склониться: «Главы наша (ваша) Господеви приклоним!». Диакон то изгоняет оглашенных из храма (оглашенные изыдите»), то приглашает верных приступить к Чаше. В общем, диакон постоянно отвлекается от собственной молитвы и посматривает на народ, руководит собранием – для того, чтобы священник мог пребывать в непрестанной молитве.

Если же и священник обернется в молитве лицом к народу – это будет вежливо, но в религиозно-экклезиологическом отношении тупиково. В этом случае священник и народ смотрят в противоположные стороны, их диалог замыкается только между ними и не обращен к общей Цели – к Богу, одно из имен Которого – «Восток» (Зах. 6,12; церк-слав. перевод).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 307 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →