диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Урок 9 (26). Зачем творить добро?

5 класс Урок 8 (25). Зачем творить добро?
Ключевые понятия: самоотверженность, духовная радость

Вы узнаете:
- Как подражают Христу
- Чему радуются святые


СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

1. Предположим, учитель музыки бесплатно давал тебе уроки. Прошли годы. Ты сам стал прекрасным учителем музыки, а твой наставник уже скончался. Как ты сможешь выразить свою благодарность ему? Может ли твоя благодарность выражаться в твоем подражании его доброму поступку?
2. Представьте себе человека, который всегда, каждую минуту и каждый день ощущает себя счастливым. У него каждую секунду от радости и восторга «сердце выпрыгивает из груди»… Как вы думаете, он смог бы заметить проблемы и трагедии других людей? Смог бы он понимать их и помогать им? Так хорошо или плохо то, что в нашей жизни чередуются обычные минуты со счастливыми?



Все люди согласны с «золотым правилом этики» - «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».. Но у христиан есть четыре особых причины для того, чтобы не быть эгоистом. Сегодня мы рассмотрим только две из них.
1. Благодарность за подвиг Христа. Высший образец добра для христиан – это Сам Иисус Христос. Апостол Павел однажды сказал: «подражайте мне, как я подражаю Христу». О том, как святые брали пример с Христа, можно узнать из одной древней легенды.
В 64 году по Рождестве Христовом император Рима Нерон начал преследования христиан. Апостол Петр решил покинуть Рим. И вот, когда он выходил из Рима, на дороге ему встретился другой странник, который, напротив, спешил в дымящуюся столицу. Их взгляды встретились – и Петр узнал Христа…
Пораженный, Петр спрашивает: «Куда ты идешь, Господи?». Христос же ответил ему: «Я иду в Рим, чтобы там умереть еще раз». И Петр содрогнулся. Однажды он уже отрекался от своего Учителя. Теперь же выходит так, что он бросает еще и своих учеников. Петр решил вернуться к своим воспитанникам и в минуту тяжких преследований уберечь их от трусости и предательства, поддержать их и словом и примером…
Когда Петра распинали, он упросил палачей: «Я не достоин принимать смерть так, как мой Учитель. Если уж хотите меня распять – распните головой вниз».
Христос говорил, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

2. Христианин видит Его Крест перед собой и понимает, что такой дар требует ответа. Подражая жертве Христа, его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженностью.
Однако в православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный человек» не считаются полными синонимами.
Святой – тот, в чьем сердце родился «духовный опыт». У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости.
Великий русский святой Серафим Саровский однажды беседовал со своим учеником Николаем Мотовиловым. Тот признался, что ему непонятны слова о «благодати», о духовной радости и о «Царстве Божием».
Тогда святой Серафим обнял его и сказал: «посмотрите на меня». Увиденное Мотовилов передал в таких словах:
«Я взглянул после этих слов в лицо его… Представьте себе, в середине солнца лицо человека. Вы видите движение уст его, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим снежную пелену, покрывающую поляну.
- Что же чувствуете вы теперь? - спросил меня отец Серафим.
- Необыкновенно хорошо. Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу.
- Это, - сказал батюшка Серафим, - тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: «мир Мой даю вам»... Что же еще вы чувствуете?
- Необыкновенную радость во всем моем сердце.
- Вот вы довольно поплакали в жизни вашей на земле, и смотрите-ка, какой радостью утешает вас Господь еще в здешней жизни. Теперь за нами дело, чтобы труды к трудам прилагать... Господь сказал: царствие Божие внутри вас есть. Под Царствием же Божиим Господь понимал благодать Духа Святого. Вот это Царствие Божие теперь внутри нас и находится».
Такая полнота этого переживания бывает очень редко. Но если человек пережил хотя бы крохотную частичку этой внутренней радости и решил всю свою жизнь посвятить тому, чтобы снова и снова эта радость озаряла его душу, значит, такой человек встал на путь святости.
Тогда ему становятся понятны все церковные заповеди. Десять заповедей Моисея предостерегают его: вот на этих путях ты закроешь свое сердце для Бога и, значит, потеряешь духовную радость. А девять заповедей блаженств воодушевляют его: вот на этих путях духовная радость встретится тебе. Так религиозный человек ищет радость для своего сердца, но при этом творит добро людям.


ВРЕЗКА
Берегите здоровье ваше, как драгоценный дар Божий
(св. Серафим Саровский).


ВРЕЗКА Андреевский флаг
Брат апостола Петра – апостол Андрей. Он проповедовал на северных границах Римской империи. Он заходил и в те края, где позднее стали жить славянские народы. Его тоже распяли – но на «косом» кресте (Х). В русском народе всегда жило убеждение, что апостол Андрей по Днепру дошел до Киевских гор и предсказал появление здесь великого христианского города. Поэтому имя апостола Андрея всегда особо почиталось на Руси, а косой «андреевский» крест стал изображаться на военно-морском флаге России. И сам флаг военно-морского флота так и называется - «андреевский стяг».



Бог на земле – не только в небесах:
В густой траве и в луговой гвоздике,
В струях воды и в лиственных лесах,
В тропинке нежной и в девичьем лике…
У многих в душах Божья благодать.
Здесь, на земле, Он ходит между нами:
Идти за Ним или Его предать –
Должны решать мы ежедневно сами.
(Геннадий Иванов)

Вопросы
1. Нарисуй кресты: Христов, Петров, Андреевский. Почему крест Петра отличается от креста Христова? Как к этому рассказу применить слово смирение?
2. Сопоставьте слова поэта с легендой о Петре. Можно ли сказать, что с христианской точки зрения предать человека все равно что предать самого Христа?
3. Почему христиане благодарны Христу? Почему такая благодарность особенно побуждает их к совершению добра?
4. Есть слова Христа: «Даром приняли – даром давайте». Как вы их понимаете?
5. Как связаны переживания, подобные тем, что описал Н. Мотовилов, с желанием делать добро?

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ
К следующему уроку разберите состав слова добродетель, попробуйте понять его смысл и постарайтесь составить список добродетелей.

Илл.:
Семирадский. Факелы Нерона
Икона. Распятие Петра
Андреевский флаг

Tags: ОПК, Учебник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →