диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Анафематствованный святой

Сейчас в Кишиневе отмечается 200-летие создания Кишиневской епархии и ее первого митрополита - Гавриила (Бэнулеску-Бодони).
Создание этой епархии, определение ее границ и ее судьба в первые годы напрямую зависели от хода русско-турецких войн.

Молдова тогда не знала нынешних своих границ по Пруту и Днестру, не зависела от Бухареста и была полу-автономной частью Османской империи. В церковном же отношении она была частью Константинопольского патриархата, епископы которого служили молебны на одоление русских армий, мобилизовывали христиан для службы в турецком военном флоте и даже переплавляли серебряные кадила и паникадила в серебро для сдачи на военные нужды Турции.

Вот, кстати, письмо генерала М. И. Кутузова (в ту пору посла России в Турции) П. А. Румянцеву от 29 мая 1794 года:
"От дел в Польше, кажется, и зависеть будет будущее поведение Порты. Участие турецкого правительства в делах польских весьма видимо, и уже князьям молдавскому и воложскому (валашскому) поручено переводить к Костюшко знатную сумму денег" (Кутузов: pro et contra. Спб., 2012, с. 94)

***


http://drevo-info.ru/articles/11259.html

... В ходе русско-турецкой войны, на территории оккупированной русской дунайской армией была учреждена в 1789 году по указу императрицы Екатерины II для местного православного населения Молдовлахийская экзархия, возглавленная находившимся при армии в Яссах архиепископом Екатеринославским Амвросием с титулом «местоблюстителя Молдовлахийской экзархии».

Отец Гавриил был призван обратно в Молдавию и в 1789 году назначен 1-м членом Ясской духовной консистории. 26 декабря 1791 года архмандрит Гавриил был хиротонисан архиепископом Амвросием вместе с другими иерархами в Яссах во епископа Белоградского и Бендерского, викария этой Молдовлахийской митрополии военного времени.
1792 году, в связи с заключением мира между Османской и Российской империями, Молдавия и Валахия должны были вернуться под светскую власть осман, а в церковном отношении – под управление Константинопольского патриарха. Однако, перед отходом русских сил, было решено хорошо известного и преданного владыку Гавриила поставить духовным главой Дунайских княжеств – по повелению Екатерины II 11 февраля 1792 года он был возведён в сан митрополита и назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии.

Как русский ставленик владыка Гавриил встретил противостояние со стороны возвратившихся властей, духовных и мирских. Патриарх Константинопольский Неофит VII счел его назначение вторжением в свою юрисдикцию и побудил нового господаря, Александра Муруси, потребовать отбытия Гавриила. Митрополит Гавриил отказался уезжать с кафедры без императорского указа из России, в ответ на что патриарх Неофит с собранием местных архиереев объявил Молдавскую кафедру вдовствующей. Одновременно, патриарх испросил у султана ордер на арест владыки Гавриила, который был взят 19 июня 1792 года и отправлен в Константинополь. Патриарх старался убедить митрополита Гавриила принять епископскую кафедру в Греции, но тот отказался отрекаться от русского подданства. После этого Синод Константинопольской Православной Церкви под председательством патриарха Неофита VII предал его анафеме.

После пребывания под стражей в течение четырех месяцев, Гавриил был освобожден лишь по требованию русского посла в Константинополе В. П. Кочубея после чего прибыл в Россию.
Во время следующей русско-турецкой войны русские войска вновь заняли Дунайские княжества и для духовного управления занятых территорий снова был призван владыка Гавриил. В 1808 году он был опять назначен членом Святейшего Синода и экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии с местопребыванием в Яссах. В то время была возможность аннексии Дунайских княжеств Российской империей и митрополит Гавриил стал также устраивать церковную жизнь ближе к порядкам существовавшим в Русской Православной Церкви. По его предложению в духовных училищах стали изучать русский язык... Но осуществить эти мероприятия митрополиту Гавриилу не удалось, так как по заключенному 16 мая 1812 года миру России с Турцией Валахия и Молдавия вновь отошли к Турции, в то время как к России была присоединена только часть последней – Бессарабия.
Митрополит Гавриил со всем своим штатом выехал в Бессарабию и поселился в городе Кишиневе, где ему было поручено составить план образования новой Заднестровской епархии. Новая епархия, по его предложению, стала называться Кишиневской и Хотинской и ей был присвоен титул митрополии и экзархии.
http://drevo-info.ru/articles/11259.html

В более широком историческом контексте см. здесь http://www.mdn.md/ru/index.php?day=3760

28 сентября 2012 года решением Синода Православной Церкви Молдовы по предложению митрополита Владимира (Кантаряна) митрополит Гавриил начата процедура канонизации.

Интересно, признавал ли когда-нибудь Кпльский патриархат вхождение Кишиневской епархии в состав Московского патриархата?
И можно ли канонизировать иерарха без снятия с него анафемы другим патриархом? Было ли и будет ли обращение Молдавской митрополии к Кпльскому патриарху с просьбой снять эту анафему? Поддержит ли такое обращение румынская Церковь? (впрочем, сообщение википедии об анафеме, а не просто о снятии с кафедры нуждается в проверке).

В богословском же смысле эта история предостерегает против самовлюбленно-бюрократического толкования слов Христа "что вы свяжете на земле, то будет связано на небесах". Христос все же не обязался одобрять все решения земных синодально-епархиальных консисторий.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 90 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →