диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Агиографы и историки

Житие св. мученика Артемия:
(даю в сокращении: полностью http://startemy.narod.ru/st.vmc.A_zhitie_01.htm):

Артемий начал свою службу при Константине Великом в войсках этого благочестивого императора. Когда ему пришлось вместе с Константином, увидеть на небе чудесное знамение святого креста, то он утвердился в вере христианской и стал верным слугою императора Константина и его дома
Отступник Юлиан разослал по всем странам своего царства, восточным и западным, указ о том, чтобы те храмы, которые в царствование Константина Великого христиане отняли у язычников, поставив в них свои алтари, снова были отданы язычникам
Артемий, услышав, что воцарился Юлиан и, что он идет в поход против Персов, — в виду чего и ему был послан указ о прибытии со всеми своими войсками в Антиохию, —пришел сюда с своими войсками, воздал Юлиану почтение, подобающее царю, предложив ему при сем подарки, и стоял около царя в то время, когда подвергаемы были мучению святые исповедники, Евгений и Макарий. Слыша, как нечестивый Юлиан хулит своими скверными устами Господа Иисуса Христа, Артемий исполнился ревности и, подойдя к царю, сказал:
— Зачем ты, государь, так бесчеловечно мучишь неповинных и посвященных Богу мужей и принуждаешь их отступить от православной веры? Знай, что и ты — человек немощный. Тщетны его старания и ничтожна его сила».
Мучитель, разгневавшись, повелел каменотесам рассечь один большой камень и потом столкнуть его сверху на Артемия, который был связан и положен на каменную же плиту под этим камнем. Когда это было исполнено, все тело мученика покрыл упавший на него камень и так придавил его, что сломал ему все кости; внутренности его выпали, составы тела переломились и глазные яблоки вышли из своих мест. И какое великое чудо! Будучи сплющен между камнями, святый остался живым и призывал Бога, своего Помощника, и говорил словами Давида:
— Возведи меня на скалу, для меня недосягаемую, ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага. Поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои.
Прими же теперь, Единородный, дух мой, ибо Ты знаешь мое тяжкое положение, и не оставь меня в руках вражеских.
Так, будучи придавлен камнем, святый провел целые сутки. Потом Юлиан повелел снять камень, считая святого уже умершим, но святый, к общему удивлению, оказался жив и, встав, ходил. И было всем страшно смотреть на него: пред ними был обнаженный человек, вдавленный как доска, с раздробленными костями, с выпавшими внутренностями; лицо его было раздавлено, глаза вышли из орбит, но жизнь все еще держалась в нем, ноги могли двигаться и язык еще был способен ясно говорить.
Мученик же Христов, услышав о мучениях, усмехнулся и сказал царю:
— Твои ли боги предадут меня мучениям? Они и сами не могут избежать уготованных им мучений, а с ними и ты, будучи брошен в вечный огонь, будешь вечно мучиться.
Юлиан, услышав сие, изрек мученику такой приговор:
— Артемия, хулившего богов, поправшего Римские и наши законы, признавшего себя не римлянином, а христианином и нарекшего себя, вместо дукса и августалия, Галилеянином — предаем на смерть и повелеваем скверную его голову отсечь мечем.
После такого приговора святый был уведен на место казни и шествовал туда с несказанною радостию, желая разрешиться и быть
со Христом. Придя же на место, где должна была совершиться над ним казнь, он испросил себе время для молитвы и, обратившись к востоку, трижды преклонил колена и долго молился. После сего он услышал с неба голос, который говорил:
— Войди со святыми принять уготованную тебе награду. И тотчас блаженный преклонил главу свою и был усечен одним воином

http://startemy.narod.ru/st.vmc.A_zhitie_01.htm


***
Сам имп. Юлиан об этом пишет так:

дукс Египта (Артемий) захватил святейший храм бога, похитив там изображения, дары и украшения святилища; когда же вы справедливо вознегодовали и попытались защитить бога, вернее собственность бога, он осмелился послать против вас солдат - несправедливо, беззаконно и безбожно, - наверное, боясь Георгия еще больше, чем Констанция.

(Письмо Юлиана народу Александрии. Цит.по: Сократ. Церковная история 3, III, 4-25)


***
Языческий историк-современник:

«Тогда же был казнен и бывший дукс Египта Артемий по обвинению его александрийцами в тяжких преступлениях… После того как александрийцы узнали о смерти Артемия, возвращения которого с прежней властью они опасались, так как он угрожал отомстить многим за обиду… И вот, когда неожиданно пришло радостное известие о смерти Артемия, вся чернь в возбуждении от неожиданной радости устремилась с ужасным криком в дом Георгия. Его вытащили, подвергли всякого рода истязаниям, волокли по земле и до смерти затоптали ногами.
Вместе с ним были убиты начальник монетного двора Драконций и некто Диодор, имевший звание комита, – их волокли по улицам, связав ноги веревками. Первый провинился тем, что на монетном дворе, которым он управлял, приказал разрушить недавно воздвигнутый там жертвенник, второй – тем, что заведуя постройкой церкви, очень ревностно стриг волосы подросткам, полагая, что длинные волосы имеют отношение к культу богов» (Аммиан Марцеллин. История, XXII, 2, 2)


***
Православный древний историк:
«Юлиан не только лишил имуществ, но и отсек голову начальствовавшему над египетскими войсками Артемию. Причина была та, что приняв эту должность во время Констанция, он разрушил множество идолов» – Феодорит Кир. Церковная история. 3,18

***

Ректор МДА (19 век) прот. А. Горский. Жизнь св. Афанасия Великого:
... Внешнее положение Афанасия нисколько не улучшалось. Его все еще искали в пустынях египетских. Сменивший военачальника Севастиана Артемий, пользовавшийся особенной доверенностью Констанция, отправился сам с арианскими епископами и с военным отрядом отыскивать его по монастырям (Так именно говорит Аммоний в письме к Феофилу о пр. Феодоре освященном. Act ss. Маii. Т. 3 p. 356). Получив известие, что Афанасий особенно любит иноков тавеннских, Артемий думал найти его в их главном монастыре Пабау. Приплыв к нему рекою, окружил его воинами, допросил иноков, обыскал монастырь, и ничего не нашел. Артемий был, однако же, человек благочестивый. Он просил молитв иноков о себе, и когда те отказались, по заповеди своего настоятеля не молиться с тем, кто имеет общение с арианами, — один молился в их храме ( S. Pachomii vita. Act. ss. Maii T. 3. p. 330). Впоследствии этот Apтемий пострадал за имя Христово от Юлиана, искупив кровью вину свою пред Церковью.
http://www.odinblago.ru/afanas_t1/jitie


***
Православная энциклопедия говорит, что «Мученичество Артемия» написано спустя 500 лет после событий (монахом Иоанном Родосским). (Правда то же издание в статье об Иоанне Дамаскине говорит, что автор жития именно он). Понятно, что в нем старательно перечислены традиционные сюжеты мученических житий.

Это не мешает некоторым ультраконсервативным авторам прилагать к нему характеристику «свидетельство»:

архиепископ Аверкий (Таушев): «Особенно важно свидетельство исповедника Артемия перед Юлианом-Отступником, которому при допросе Артемий говорил: «Христос свыше призвал Константина, когда он вел войну против Максентия, показав ему в полдень знамение креста, лучезарно сиявшее над солнцем и звездовидными римскими буквами предсказавшее ему победу на войне. Быв сами там, мы видели его знамение и читали буквы, видело его и все войско: много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты захочешь спросить их» (См. Историю Филосторгия, 45)» - http://azbyka.ru/dictionary/10/averkij_krest_hristov-all.shtml.
Посмотрел ссылку. Ничего подобного (о допросе Артемия и якобы его словах) у Филосторгия нет.

Ну, а для меня эта тема интересна с точки зрения установления той черты, когда христиане 4 века из гонимых превратились в гонителей. Стоит также отметить, что перед нами случай святого еретика-арианина. Человек находящийся в общении с арианскими епископами, человек, преследующий св. Афанасия, человек, с которым не хотят молиться православные монахи разве не арианин? Покаялся ли св. Артемий в своем былом арианстве? Стоит отметить отсутствие догматического покаяния в житии. Кроме того, если бы было известно о покаянии Артемия в арианстве, св. Афанасий упомянул бы о покаянии своего гонителя.

Что св. Артемий был арианином, говорит не против него, а за православную церковь. Ггворито том что хотя бы порой она умеет видеть главное и прощать нечеткость жизненных линий. Жизнь сложнее и живее правил. Поэтому в наших святцах св.император Константин, крещеный арианином на смертном одре и св. Князь Владимир, при крещении прочитавший арианский символ веры, католик-униат св.царь Константин XI и несторианский епископ Исаак Сирин.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 372 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →