диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Теперь о взрывах в Волгограде

Бомбист, взорвавший вокзал – обращенец в ислам из не-мусульманской среды. Русский по языку семейного общения Павел Николаевич Печенкин примкнул к дагестанским боевикам весной 2012 года стал приближённым другого исламиста из центра России - Алексея Пашинцева - и принял мусульманское имя Ансар ар-Руси.

Для террористов самые ценные кадры - это русские (пусть и со всей нашей общей татарской примесью), принявшие ислам. Их внешность не привлекает внимания в городах. Их не досматривают, их не боятся, они своего рода стелс-невидимки. Они как мы.

Но откуда же они берутся? Обычно в областях религиозно-этнической чересполосицы крепче сознание собственной идентичности («мы» это «мы»; «они» это «они» - см. в конце поста). Но волгоградский бомбист именно из такого места – из Поволжья. Почему такие ребята пересекают черту своей изначальной христианской идентичности?

Родители Печенкина
(Родители Павла Печенкина)

Чтобы русский парень, родившийся и живущий в Поволжье, принял ислам, в нем должна накопиться изрядная толика энергии ненависти и отторжения от православия. Не просто равнодушия и незнания, а именно ненависти.

И что же может быть провокатором такого ненависти? – Нет не философские книги.
Полагаю, что свою страшную роль играет и слух о самой грязной грязи на самом верху Церкви. Слух о мужеложестве местного митрополита очень "в руку" шулерам ваххабистской пропаганды, а сам Анастасий на посту митрополита очень удобен местному ваххабитскому лобби. Его действия и бездействия (в частности - равнодушие к проблемам кряшен, отказ их защищать) приводят к тому, что у этнических православных Поволжья - русских, кряшен, марийцев, чувашей, мордвы - утрачивается доверие к Православию.

Разочаровавшись в Православии, люди пополняют ряды "русских мусульман", а оттуда до ваххабизма - рукой подать. За многими террористическими действиями в Татарстане стоят исполнители из числа людей, которые могли бы придти в православие, но отшатнулись от церковного порога и в конце концов стали ваххабитами.

Так что на нашем голубом архиерейском лобби проступают еще и пятнышки крови…

И вопрос о терпимости Патриархии к пассивности (говорят, что во всех смыслах) Анастасия это не только внутрицерковный вопрос.



***
Из моей книжки "Вызов экуменизма":

Там, где размываются границы, где человек чувствует возможность дезориентации, поглощения, там возникает естественное желание четче и жестче обозначить свою идентификацию. Небольшая иллюстрация. В Турецкой империи были объединены разные народы. Турецкая администрация не признавала этнического разделния своих граждан, учитывая лишь религиозный принцип самидентификации. Поэтому в глазах Империи греки, болгары и сербы были единым этносом православным. Но сами эти народы ощущали свою различность и не соглашались на ту нивелировку, которую устанавливало для них государство. Ни греки, ни болгары, ни сербы не желали терять собственной национальной идентичности. Если вспомнить, что дотурецкая история Балкан знала болгаро-византийские войны, то естественно было бы предположить, что в турецкой империи болгары будут ощущать себя ближе к славянам-сербам, нежели к грекам (своим былым поработителям и врагам). Но источники XV-XVI веков показывают обратную картину. Оказалось, что между болгарами и сербами возникали этнические напряжения, а между болгарами и греками - нет. По выводу историка, отсутствие напряженности между греками и болгарами в этот период связано с тем, “что различия между этими двумя народами, закрепленные прежде всего в языке и традиционной культуре, были настолько ярко выражены, что не создавали в сознании и подсознании населения напряженности, нацеленной на защиту внешних признаков своей этнокультурной общности. В этом отношении показательна реакция населения Фракии и Македонии в сравнении с реакцией, последовавшей за ликвидацией этнополитической границы на западе болгарских земель, где в условиях беспрепятственного контакта оказались поставлены болгары и сербы — два народа, лишь незначительно отличающиеся языком, происхождением и культурой. Здесь возникла реальная угроза начала ассимиляционных процессов и, как следствие, практически мгновенная и, безусловно, спонтанная реакция населения в виде культивирования им различных внешних приемов этноразграничительной практики. Выражалось это, в частности, в том, что в деревнях представители обеих общин проявляли, по наблюдениям путешественников, особое внимание к присутствию национальных элементов во внешнем убранстве костюмов, украшений и т. п. Это позволяло иностранцам, проезжавшим район между Белградом и Софией на удивление единодушно фиксировать официально несуществующую границу между болгарскими и сербскими землями” (Макарова И. Ф. Болгары и греки в османской империи: опыт межэтнического общения в XV-XVI вв. // Славяне и их соседи. Вып. 6. Греческий и славянский мир в средние века и раннее новое время. М., 1996, сс. 154-155).


***

Убитый при взрыве сержант Дмитрий Маковкин



и лицо православия в Татарстане




***
На третьей странице комментариев свидетельство:

"То, о чем пришел Кураев - правда. Я сам некоторое время назад подумывал перейти в ислам. Как раз тогда был эпизод с часиками, с нанопылью, пьяными монахами-убийцами на джипах, и как раз в то время пришел к нам в Вятку новый епископ вместо почившего Хрисанфа. Он не гей, но, похоже, просто садист (судя по тому, как н поступил со множеством местных батюшек. Были и доведенные до самоубийства.) Везде поставил своих людей, вятских попов выгнали - кого за штат, кого в далекие районы, где прокормиться нечем священнику с семьей. Народ нового епископа не любит, в епархии царит страх. Но не Божий страх. Гейство священников - большой аргумент. Но и самодурство и жесткость, показные разборки из-за денег, жирные секретари епархии, дорогие машины, - тоже отталкивают людей от церкви. В ислам я не перешел. Но был на грани, изучал сайты исламитские. У этой религии есть какой-то особый притягательный гипнотизм. Вовремя поговорил с одним местным священнослужителем и, он меня отговорил (или отмолил - потом, не знаю)".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1504 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →