диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

"Вечерняя Москва". Мнение Шевченко

В Русской православной церкви продолжается скандал, связанный с разоблачениями о.Андрея Кураева.
Напомним, что эта тема возникла в конце прошлого года, когда стало известно о «голубом» скандале в Казанской семинарии. Ряд семинаристов пожаловались на домогательства со стороны руководства этого духовного учебного утверждения. Из Москвы в Казань приехал протоиерей Максим Козлов и провел свое расследование. Как утверждает дьякон Кураев, сначала РПЦ хотела не придавать огласке это дело. Но оно просочилось в прессу. Дальше последовало увольнение о.Андрея из Московской Духовной Академии. После этого опальный дьякон не успокоился, а стал писать в своем блоге о голубом лобби в РПЦ и давать интервью либеральным СМИ.
Предоставим слово ему и его оппонентам.


– о.Андрей, почему именно сейчас вы решили рассказать о голубом лобби в РПЦ?

– Сама эта тема давно обращала на себя внимание в церковной среде. Священники, епископы и семинаристы с горечью рассказывали мне об этом. Но эти рассказы неизменно сопровождались просьбой: «Ой, только ты никому об этом не говори. На меня не ссылайся». И вот в декабре появились жалобы казанских семинаристов на домогательства. Эти жалобы убедили Комиссию Московской Патриархии, что такая проблема существует, а следы работы самой этой комиссии попали в казанскую прессу. Эти жалобы могли быть придавлены голубым лобби. И я решил поддержать комиссию Патриархии – сделать тему достаточно публичной, чтобы ее нельзя было замолчать. Просто хотелось помочь конкретным ребятам из этой семинарии.
Но последующая реакция оказалось более чем неожиданной. Меня выгнали из Московской Академии, а сегодня отец Всеволод Чаплин уже угрожает мне отлучением от Церкви. Две недели после моей статьи про гомосексуальное епископское лобби патриархия молчала. Я полагал, что она могла бы выбрать из четырех возможностей: 1) промолчать 2) начать борьбу за нравственное очищение Церкви 3) «симметрично» наказать и меня и гомоепископов 4) открыть огонь только по мне как нарушителю заговора молчания. Сегодня стало ясно, что выбран наихудший для будущего Церкви вариант. Страсть мщения оказалась выше разума.

– Вы упомянули, что около 50 епископов из 300 принадлежат к голубому лобби. Неужели так много?

– По тем жалобам, которые получаю я – да – такое число епископов. Но само лобби – гораздо больше. К лобби принадлежит люди, которые не только сами участвуют в этом грехе, но и те, кто об этом молчит, кто покрывает это. Скажем, есть нормальный епископ – аскет и подвижник. Но он боится связываться с голубыми карьерно-перспективными священниками, у которых есть связи в московских верхах. И поэтому он их награждает, он их повышает, дает хорошие характеристики, хотя в душе, конечно, презирает. И получается, что человек стал заложником и соучастником работы этого голубого лобби.

– Некоторые имена вы даже назвали. Был эпизод, что при Патриархе Алексии нескольких епископов отстранили, а при Патриархе Кирилле вернули. Это Гурий, Савва и Никон. Почему их вернули?

– Я не знаю. Это вопрос к Патриарху. И беда в том, что Патриархия не сделала даже попытки объясниться с людьми. Есть такое церковное правило, сформулированное еще апостолом Павлом, что «епископ должен иметь доброе свидетельство от внешних», не говоря уже о церковном народе. В данном случае речь шла о людях, у которых – дурная репутация. Правдиво это или нет – это другой разговор. Но вот репутация у них дурная. А репутация – это факт, влияющий на восприятие этого человека множеством людей. И по-хорошему надо было сначала исправить репутацию, объяснить людям, а потом уже назначать. За такого рода решением стоит авторитарный стиль управления церковью. И просто презрение к людям. Кого хотим, того назначим. А ваше мнение нам фиолетово.

– А Гурий, Савва и Никон – какие должности сейчас занимают?

– Никон, кажется, викарий Пермской епархии. Савва – в Приднестровье. Гурий – в Казахстане.

– А Анастасий, который тоже упоминался, где?

– Он остался в Казани на своем месте. Он по-прежнему митрополит. Он даже угрожает священникам: «Если пойдешь против меня, с тобой будет тоже, что с Кураевым». И у него все хорошо. Из Казани в Тверь переведен обвиняемый проректор – игумен Кирилл (Илюхин). Но по тому, что мне рассказывали казанские семинаристы, беда в том, что в Казани почти все руководство школы этим грехом повязано. И почетное устранение одного человека, не решает этой проблемы.

– Есть версия, что специально в советские годы в РПЦ внедрялись голубые священники. Это так? Или они всегда там были?

– Они были всегда. Но в советские годы КГБ помогало их карьере. Скомпрометированный человек легко управляем.

– О Ленинградском митрополите Никодиме Ротове – учителе Патриарха Кирилла всегда ходило много слухов. Сейчас все вышло на поверхность. У него точно была голубая ориентация?

– Точно можно говорить только об одном. Что у него была именно такая репутация – это факт новейшей церковной истории. С первых моих лет учебы в семинарии при упоминании его имени сразу же и монахи, и священники употребляли термин «Никодимов грех». И все понимали о чем идет речь. Но еще раз – человек и его репутация не всегда одно и то же. И все же наличие определенной репутации становится значимым фактором биографии данного человека.

– Иван Охлобыстин предложил вернуть уголовное наказание за мужеложство. Не начнется ли в церкви охота на ведьм?

– Сегодняшнее интервью Всеволода Чаплина показывает, что на роль ведьмы назначен я. А в остальном – нет. Охлобыстин – частное лицо, он не лидер церковной политики.

– Сейчас много карьеристов приходит в церковь?

– Да. Сейчас церковь некоторыми людьми воспринимается как один из карьерных лифтов.
Происходит открытие множества новых епархий и это дает возможность множества синекур для офисного планктона в рясах. Можно сидеть рядом с епископом, формально считаться монахом, но на самом деле серьезно к исполнению монашеских обетов не относиться. Есть такая печалька в нашей церковной жизни. И когда молодой человек находится рядом с епископом, не имеет серьезной работы, молитвы, физической нагрузки, питание у него сверх нормы – банкеты для епископа и его спонсоров … Жизнь такого карьериста глубоко безнравственна по определению. Он все время ищет как сделать своему начальнику приятное. Есть огромный риск, что такой человек сорвется во что-то очень нехорошее.

– Вы не боитесь мести за ваши разоблачения?

– Все возможно. Но у меня здесь по соседней комнате ползает семимесячный внучок. И мне уже пора думать о том, что я ему расскажу. Я ему собираюсь рассказывать легенды, сказки, героические истории про воинов и богатырей. И если он однажды меня спросит: «Дедушка, а ты сам – воевал или нет?» И что я ему скажу: «Ты знаешь, один голубой дракон зашипел на меня. Я испугался и спрятался в домике». Неудобно мне будет. Пришла и мне пора дать ответ на классический вопрос – «Какой пример вы подаете детям?!».

– Некоторые критики обвиняют вас, что вы играете в одной команде с пятой колонной. Якобы пытаетесь раскачивать нашу хрупкую церковь?

– Наша церковь уже 20 лет спокойно растет. Церковь – общенародная. Это одна из скреп политического строя. Церковь достаточно сильна и здорова для того, чтобы заметить свои собственные проблемы и самостоятельно их решить. У нас спокойная ситуация. Войны нет. Государственная власть настроена благожелательно по отношению к церкви. Идеальные тепличные условия. Если в этих условиях откладывать операцию… Надо как в футболе решиться на обновление состава даже ценой одного проигранного сезона. И будет гигантское уважение – молодцы! Сами решили проблему. Что касается моей политической позиции, то ее просто нет. Меня пробовали все время записать в какую-нибудь партию. Но у меня одна идентичность. Я член Русской православной церкви. Мне партийные идентичности не нужны. Мне говорят, как ты посмел пойти на встречу с девушками из Pussy Riot. А вы почитали – что я им сказал? Обсуждается сам факт встречи. Скажу словами Владмира Высоцкого: «Не волнуйтесь, я не уехал. И не надейтесь, я не уеду». Я остаюсь в России и в Русской православной церкви. Патриарх Кирилл – мой Патриарх. Даже если он лишит меня сана.

– Есть такой риск?

– Патриарх Кирилл – свободный человек, поэтому он непредсказуем.

– Совместные акции с Pussy Riot планируете?

– Мы завершили встречу на том, что надо помогать людям, находящимся в условиях лишения свободы. Я и сам езжу по тюрьмам. Но чтобы у меня был доступ к заключенным, нужно, чтобы руководство колонии, зоны не видело во мне какого-то агента. Чтобы я был равен самому себе. Я пришел, рассказал о душе, о вере, о Христе, о Евангелии. И мне важно сохранить мою чисто церковную идентичность. Именно для того, чтобы работать за пределами храма, в тех же зонах или университетах.

– У вас есть персональные враги в РПЦ? Кто против вас сражается?

– Такого досье у меня нет.

– Вам не перекрыли возможность выступать?

– Да, теперь карьерно-ориентированные священники и епископы забудут мой телефон. Уничтожат наши совместные фотографии. Это все будет. Переживем.

– Как вы прогнозируете развитие этого скандала?

– С каждым годом все очевиднее страшный разрыв календарей: мир живет в 21 веке, а наша Церковь в «просвещенном абсолютизме» с крепостным правом в придачу. У нас в церкви установилась система, которая называется «ксенократия» – власть чужаков. Это когда элита (варяги, гиксосы, османы...) прописывают для себя совсем другой закон, чем для управляемых туземцев. Это как каста секретарей обкомов при Брежневе – неподсудная и несменяемая – корпорация епископов. Когда даже за очевидное преступление не лишают сана, а лишь на время отправляют в почетную, но денежную отставку, а потом возвращают. Власть и народ в церкви разъезжаются по встречным полосам. И нынешнее «укрепление дисциплины» лишь отягчает общий кризис.



После блогерских заметок многие представители РПЦ высказались примерно в одном ключе, заявив, что о.Андрей сгущает краски и клевещет. Свое отношение к нему выразил Протоиерей Всеволод Чаплин. Он призвал о.Андрея покаяться, сказав фразу, которую сейчас активно цитируют и которая, судя по всему, станет новым устойчивым выражением, глубоким по смыслу: «Надо служить Богу, а не блогу». Всеволод Чаплин считает, что дьяконом Кураевым движет чувство мести и гордыня, но у него есть шанс исправиться, «потому что в жизни отца Андрея было много вдохновляющих, миссионерских, проповеднических, писательских успехов». Многие священнослужители полагают, что в выступлении Всеволода Чаплина предельно емко и четко сформулирована официальная позиция РПЦ по этому скандальному вопросу.

ЦИТАТА
отец Тихон Шевкунов: «Я в эту грязь даже влезать не хочу»
- Я не хочу обсуждать эту тему. Я уже выступил по телеканалу «Союз». Все это покажут. Больше я в эту грязь даже влезать не хочу.

отец Максим Козлов: «Верю, что о.Андрей преодолеет внутренние трудности»
– о. Максим, как вы можете прокомментировать заявления Андрея Кураева?
– Я могу только присоединиться к словам о.Всеволода Чаплина. Он обратился к о.Андрею по-отечески. Он говорил с ним как ответственный церковный пастырь: и строго, и с любовью. И указывая на ошибки. И давая возможность согрешившему раскаяться. Целиком поддерживаю позицию своего старшего коллеги и брата.
– Будет ли церковь расследовать факты, о которых говорит дьякон Кураев?
– Мы клирики русской православной церкви доверяем своему Патриарху и своему Синоду. И знаем, что те проблемы, которые в церкви есть – решаются и будут решаться впредь.
– То, что о.Андрей говорил про Казанскую семинарию – это правда?
– Все проблемы в Казанской семинарии будут решаться. Меры всегда принимаются и в тех случая, когда надо кого-то поощрить и кого-то наказать. А такие решения не принимаются путем интернет-голосования.
– Как дальше будет действовать отец Андрей Кураев ?
– Я искренне надеюсь, что о.Андрей как человек, который много лет стоял у Престола Божия, несомненно преодолеет нынешние внутренние трудности. Осознает, что самое главное для священнослужителя – это священнослужение. Как удачно сказал о.Всеволод: «Служить нужно Богу, а не блогу». Мы надеемся, что служению Богу он посвятит оставшуюся часть жизни.

Евгений Никифоров, радио «Радонеж»: «Церковь очищается и будет очищаться»
– Факты, о которых о.Андрей говорит – были и есть. Это постыдное пятно на церкви и церковь должна более деятельно освобождаться от людей, которые ее позорят. Учитывая общую падшесть нашей человеческой природы, увы, подобные истории будут и дальше. Наша задача, чтобы Церковь сохраняла свою идентичность. Она будет сама собой, когда она будет святой, соборной и апостольской. Церковь очищается и будет очищаться. Сейчас мы живем в информационном обществе. Скрыть ничего невозможно. Раньше, когда были случаи нарушения церковной этики и у католиков, и у нас, людей с таким пороком переводили куда-нибудь подальше – в какие-то отдаленные приходы. С надеждой на их исправление. Где-то это исправление происходило. Где-то нет. Если они продолжали придаваться пороку, их запрещали в священнослужении. Но дело в том, что грех клеветы - тоже распространен. Люди склонны верить плохому, злу – больше, чем добру. Пока у церкви нет ясных фактов в отношении некоторых епископов, она не пойдет на поводу у общественного мнения, скандала, журналистов. Что движет дьяконом Кураевым? Это его личностные особенности. Не совсем адекватное понимание своего места в церкви, «звездная болезнь». За этим стоит большая гордыня. Желание указывать всем. У нас в церкви все делается по послушанию. И старцы не просто на себя берут функцию быть старцами. Им это поручает священноначалие. Отец.Андрей на себя взял функции чистильщика церкви. Когда проявляется такое самоволие – это неверие в саму суть церкви, как сообщества, которое в состоянии справиться с проблемами, которые есть. Его пафос связан с его личными особенностями и духовным неблагополучием.

По просьбе "Вечерней Москвы" на острую тему высказался и православный публицист, известный журналист, политолог Максим Шевченко.

Максим Шевченко: «о.Андрей Кураев поднял больную тему, гонения на него будут продолжаться»
– Максим Леонардович, что вы думаете о призывах дьякона Кураева к РПЦ – очиститься от голубого лобби?
– О том, что рассказал дьякон Андрей Кураев, должен думать Священный Синод. Об этом много писали, мне приходилось с этим сталкиваться. Я считаю, что церковь должна очиститься от всех, кто позорит священнический сан – в отношении кого, есть такие подозрения. Все это должен решить церковный суд. О. Андрей взвалил на себя очень тяжелую миссию – разговор о голубом лобби в РПЦ. Я так понимаю, к нему обратились студенты – ребята из Казанской семинарии. о.Андрею невозможно пойти против совести, против Христа. Он очевидно дал слово. И поклялся самому себе – быть может. Или духовник ему сказал: «Стой до конца». о.Андрей не прав только в одном – он стал апеллировать к либеральной общественности. Во всем остальном он абсолютно прав.
– Он говорит о 50 голубых епископах из 300. Вы согласны с этим цифрами?
– Про цифры я ничего не знаю. Надо сосредоточиться на конкретных судьбах. Если есть конкретные люди, на которых есть конкретные обвинения и свидетельства – то надо этих людей зачищать. Никакую статистику и обобщения во внимание принимать не нужно. Надо разбираться с каждым конкретным случаем. Просто должен быть церковный суд. Есть жалоба – надо с ней разбираться. Иногда может иметь место и клевета – страшная и порочащая человека. По казанской семинарии есть тема. Надо разбираться с Казанской семинарией. А мыслить «вообще» – это не христианское дело.
– Вы согласны, что есть проблема карьеристов, функционеров, которые приходят в церковь?
– Карьеристы всегда были есть и будут. Клерикальная структура – это управленческая структура. В церкви карьера только одна – это карьера Иисуса Христа. Это карьера страдания и войны с духом века сего. о.Андрей стал бросать вызов именно духу века сего. Карьера о.Андрея будет в том, что он будет подвергаться гонениям. Что он будет подвергаться унижениям и поношениям. Но это «карьера» – христианская. А другая карьера, она где угодно – хоть в КГБ, хоть в церкви, хоть в ЖЭКе, хоть в министерстве сельского хозяйства. Она совершенно одинакова. Патриархия – это просто бюрократическая, управленческая структура. Если люди приходят ради карьеры в какую-то структуру – это свойство человеческой природы. Это все наследие синодального и советского времени.
– о.Всеволод Чаплин осадил, если так можно выразиться, о.Андрея, призвал его служить Богу, а не блогу, покаяться за свои разоблачения. Что вы об этом думаете?
– Я обычно с о.Всеволодом соглашаюсь. И люблю его как человека. И хорошо его знаю. В данном случае о.Всеволод действует на стороне официальной клерикальной структуры – бюрократической. о.Андрей поднял тему, от которой церковь стонет давно. С конца 80-х – начала 90-х всегда эта тема обсуждалась, все говорилось. Я помню екатеринбургский скандал, когда зона и тюрьмы взбунтовались против епископа, отказавшись принимать его, обвинив его в том, что он голубой. Я оцениваю выступление о.Андрея как крайне мужественное и христианское. Он идет на большие проблемы. И они будут расти. Но очевидно, он дал слово, что будет стоять до конца. Я уважаю такую позицию. Как известно, в истории христианства люди говорили: «На сем стою и не могу иначе». Их поливали грязью, тянули на костры… Но именно так живет христианство в истории. Никто из нас не без греха. И о.Андрея можно за многое упрекнуть. За его посиделки с Pussy Riot – я его упрекал и буду упрекать. Но его мужество в борьбе со злом – может вызвать только уважение к нему.
– Некоторые считают, что он подрывает авторитет церкви, выноси сор из избы. Мол церковь сама должна во всем разобраться…
– Кто должен разобраться? Я православный. Моя жена православная. В стране еще 80 миллионов православных. Вы проведите опрос среди 80 миллионов: «Хотите ли вы, чтобы некоторые священнослужители в РПЦ были содомитами?» И вы получите репрезентативную выборку. Уверен, что подавляющее большинство скажет: «Нет. Не хотим». Значит, надо с этим бороться. Этот порок умещается в сотые доли процента. Основная масса православных верующих, монахов, священнослужителей – это достойнейшие люди. Себя они считают грешными. Так принято в православии. Чем строже живет человек, тем больше говорит о своих грехах. Монастыри, приходы – там безупречные люди в подавляющем большинстве. Но есть в стаде и плохие овцы. От них надо очиститься. Это очевидно и однозначно. И здесь не может быть компромиссов. Не надо лезть в жизнь каждого человека. Это он пусть со своим духовником разбирается. Но если известны случаи активного воздействия на молодых как это рассказывается про Казанскую семинарию – это преступление. Таких людей надо выводить за штат. Должно быть проведено расследование. о.Андрей не порочит церковь и не мажет ее черной краской. Он работает на очищение церкви. Он избрал очень тяжелую миссию. Его будут гнать и порочить. Но представим себе Христа на его месте. Если бы Христу студенты казанской семинарии рассказали о том, что там творится – разве бы он смирился с этим? Так Синедрион и осудил Христа, когда он обвинял фарисеев и служителей Синедриона –«порождением ехидны». Православные верующие должны помолиться за о.Андрея, чтобы Господь укрепил его и нашу церковь.
– Сейчас много говорят про «голубизну» Никодима Ротова – учителя Патриарха Кирилла. Что вы об этом знаете?
– Это абсолютная клевета. Это обсуждать даже не стоит. Кто-то хочет порочить мертвых. Это все полная чушь. Я знаю многих учеников Владыки Никодима – это выдающиеся священнослужители, епископы нашей церкви – они много сделали для ее созидания. Их имена у всех на слуху. Одно дело разбирать ситуацию в Казанской семинарии, другое дело – порочить имя одного из выдающихся богословов, мыслителей и строителей церкви в советское время.
– Почему Патриарх Кирилл до сих пор не высказался по делу Андрея Кураева?
– Я не считаю, что Патриарх Кирилл должен комментировать выказывания дьякона. Мы не должны тут указывать. Святейший Патриарх в курсе этого конфликта. о.Всеволод согласовал свое выступление с Патриархом. В любом случае – в церкви дышит Дух Божий. Церковь разрешит этот скандал в исторической перспективе – как надо, а не по человеческой суете. Уверен, что Патриарх скажет свое слово, когда результаты расследования будут точно известны. Церковное расследование – дело не быстрое. Надо все досконально выяснить, чтобы не было ошибки.

*
Мы предоставили слово всем сторонам этой дискуссии в том числе потому, что в данный момент, когда идет активное сближение Общества и Государства, открытое обсуждение острых проблем не разделит вновь два института власти, как это было когда-то, а объединит. Поскольку все мы заинтересованы в строительстве мощной, сильной страны, не разрываемой внутренними противоречиями.
Мы убеждены, что в этом конфликте РПЦ разберется сама, и разберется достойно. Поскольку, как это ни парадоксально, все участники острого конфликта желают блага нашей церкви и друг другу. И момент открытого, гласного обсуждения даже самых нелицеприятных моменто

http://vm.ru/news/2014/01/18/kak-dyakon-andrej-s-golubim-drakonom-srazhalsya-231473.html

Татьяна Медведева 19 января
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1305 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →